Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-918/2019 ~ М-906/2019 от 23.08.2019

УИД 28RS0008-01-2019-001387-03

дело № 2-918/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея                         29 августа 2019 года

Зейский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Охотской Е.В.,

с участием истца Шокуровой И.В.,

при секретаре Болдыревой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шокуровой И.В. к администрации города Зеи Амурской области о признании незаконным заключения комиссии по оценке материального ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации,

установил:

Шокурова И.В. зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: <адрес>, является собственником земельного участка по данному адресу (1/4 доля в праве общей долевой собственности), который используется, в том числе в целях ведения личного подсобного хозяйства (выращивание сельскохозяйственных культур).

Распоряжением главы г.Зеи от 21 июля 2019 года № 170-р с 21 июля 2019 года на территории г.Зеи введен местный режим чрезвычайной ситуации в связи с возникновением опасного природного явления (за 12 часов количество осадков составило 59 мм), распоряжением губернатора Амурской области от 25 июля 2019 года №136-р на территории, в том числе г.Зеи Амурской области, в связи с возникновением опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъемом уровня рек с 25 июля 2019 года введен региональный режим чрезвычайной ситуации.

25 июля 2019 года Шокурова И.В. обратилась к главе г.Зеи с заявлением о выплате ей единовременной материальной помощи в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур в результате чрезвычайной ситуации подтопления в размере 10000 рублей.

В заключении комиссии по оценке материального ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, от 29 июля 2019 года (далее - комиссия) указано на необходимость проведения повторного обследования земельного участка по адресу: <адрес>, заключением той же комиссии от 3 августа 2019 года отказано в признании Шокуровой И.В. пострадавшей.

Решением комиссии при администрации г.Зеи по оценке материального ущерба, возникшего в результате экстремального количества выпавших осадков в 2019 году от 3 августа 2019 года (протокол № 4) Шокуровой И.В. в оказании финансовой помощи отказано, в связи с тем, что произошедшее подтопление не повлекло утраты (гибели) урожая, поскольку вода, образовавшаяся в результате ливневого дождя, на момент повторного осмотра участка не причинила существенного вреда.

Истец Шокурова И.В. обратилась в суд с иском к администрации г.Зеи Амурской области, в котором просит признать незаконным заключение комиссии по оценке материального ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, от 3 августа 2019 года, данные требования обосновывает тем, что весной 2019 года она высадила за земельном участке растения для личного потребления (картофель, морковь, капусту, свеклу, огурцы, помидоры и т.д.), в результате сильных дождей земельный участок был затоплен, несколько дней огород находился в воде, было затоплено подполье в доме, после чего она вынуждена была обратиться в администрацию г.Зея с просьбой оказать помощь в откачке воды; после того, как вода ушла, растения стали гибнуть, 29 июля 2019 года по ее обращению прибыла комиссия, которая в ее присутствии составила акт, указав на необходимость повторного обследования, не назвав даты такого обследования; 3 августа 2019 года комиссия провела обследование в ее отсутствие, в присутствии ее несовершеннолетней дочери, заблаговременно о проведении обследования она осведомлена не была, подпись в акте проставлена не ею самой, а дочерью от ее имени; никаких законных оснований для указания в акте обследования о том, что она (Шокурова И.В.) присутствовала и претензий не имела, у комиссии не было, обследование фактически не проводилось, поскольку члены комиссии не подкапывали картофель, морковь, свеклу.

Истец Шокурова И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, дополнила, что фактически проживает по адресу: <адрес> с несовершеннолетними детьми, они являются собственниками дома и земельного участка, на котором она ведет личное подсобное хозяйство; до выпадения в июле 2019 года сильных дождей высаженные на участке овощные культуры росли и развивались нормально, в период сильных осадков на участке стояла вода, поскольку на него, кроме осадков как таковых, потоками стекала вода с <адрес>, так как участок расположен ниже уровня проезжей части. Когда вода сошла, ботва растений стала желтеть и увядать, при этом огурцы, капуста, помидоры и морковь практически не пострадали, а картофель, которым засажена большая часть огорода, и свекла (одна грядка) стали гнить, картофель перестал цвести, ботва желтела, из-за гниения клубней она вынуждена была выкопать часть картофеля; на корнеплодах свеклы появились следы гниения - белые пятна. Ни при первоначальном, ни при повторном посещении члены комиссии не произвели тщательного осмотра участка и сельхозкультур: произвели визуальный осмотр, корнеплоды не выкапывали и не осматривали.

Ответчик администрация города Зеи Амурской области просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, согласно представленному отзыву просит в удовлетворении исковых требований отказать в связи с тем, что произошедшее подтопление не повлекло утраты (гибели) урожая Шокуровой И.В., то есть вода, образовавшаяся в результате ливневого дождя, на момент повторного осмотра участка не причинила существенного ущерба; каких-либо возражений о несоответствии сведений, указанных в актах, от истицы не поступало, решение комиссии при администрации города Зеи по оценке материального ущерба, возникшего в результате экстремального количества выпавших осадков в 2019 года, принято в соответствии и соблюдением всех норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Амурской области, муниципальных правовых актов.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, правительство Амурской области в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещено.

В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при такой явке.

Выслушав истца, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Распоряжением администрации города Зеи от 21 июля 2019 года № 170-р на территории города Зеи района введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера в связи с возникновением опасного природного явления: выпадение 59 мм осадков за 12 часов.

Распоряжением губернатора Амурской области от 25 июля 2019 года №136-р на территории, в том числе города Зеи Амурской области, в связи с возникновением опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъемом уровня рек с 25 июля 2019 года введен региональный режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением администрации г.Зея создана комиссия при администрации г.Зеи по оценке материального ущерба, возникшего в результате экстремального количества выпавших осадков в 2019 году, в полномочия которой включены в числе прочего: организация и проведение работ по определению объема ущерба в денежном и натуральном выражениях; рассмотрение заявлений граждан и организаций об ущербе; подготовка и формирование пакета документов, необходимых для оценки размера ущерба и для получения финансовой помощи.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

По смыслу этого закона право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.

Как установлено ст.25 указанного Федерального закона резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Порядок создания и использования указанных резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 10 ноября 1996 года № 1340 для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются, в том числе резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    В соответствии с п.п. 2 п. 8 решения заседания комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности № 19 от 25 июля 2019 года предусмотрена выплата единовременной материальной помощи за счет резервного фонда Правительства Амурской области для оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций – затопления, подтопления, возникших на территориях г.Благовещенска, г.Зея, Зейского, Магдагачинского, Сковородинского, Тамбовского районов Амурской области в результате ливневых дождей и разлива рек, проживающих в жилых помещениях, включенных в зоны затопления, подтопления, возникших в результате чрезвычайной ситуации – затопления, подтопления, связанных с ливневыми дождями, разливом рек, в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, на территории которого расположено домовладение, на котором постоянно проживает пострадавший гражданин, в размере 10000 рублей за один земельный участок.

    На основании данного решения постановлением администрации города Зеи № 929 от 26 июля 2019 года принят Порядок выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайно ситуации, возникшей на территории города Зеи, - приложение № 3 к постановлению администрации города Зеи от 22 июля 2019 года № 906, в соответствии с которым единовременная материальная помощь за подтопленный приусадебный участок оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и являющимся его собственниками (п.2); единовременная материальная помощь оказывается при условии утраты сельскохозяйственного урожая на приусадебном участке (п.3); факт затопления приусадебного участка в период действия режима чрезвычайной ситуации подтверждается актом обследования, составленным комиссией при администрации города Зеи по оценке материального ущерба, возникшего в результате экстремального количества выпавших осадков в 2019 году (п.4); решение об оказании единовременной материальной помощи принимается комиссией, решение комиссии оформляется актом, который подписывается членами комиссии (п.7); на основании поступившего заявления и документов, указанных в п.10 Порядка, комиссия в течение 3 рабочих дней обследует поврежденное имущество и составляет акт обследования приусадебного участка, повторное обследование проводится не ранее 14 дней после первого обследования (п.11); основанием отказа в единовременной материальной помощи является в числе прочего несоблюдение условий ее предоставления (п.15.1).

В судебном заседании установлено, что Шокурова И.В. зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: <адрес>, является собственником земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> по данному адресу (1/4 доля в праве общей долевой собственности на основании договора купли-продажи квартиры и земельного участка от <Дата обезличена>), предназначенном для эксплуатации квартиры, который используется, в том числе в целях ведения личного подсобного хозяйства (выращивание сельскохозяйственных культур).

25 июля 2019 года Шокурова И.В. обратилась к главе г.Зеи с заявлением о выплате ей единовременной материальной помощи в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур в результате чрезвычайной ситуации подтопления в размере 10000 рублей.

Решением комиссии при администрации г.Зеи по оценке материального ущерба, возникшего в результате экстремального количества выпавших осадков в 2019 году, от 3 августа 2019 года (протокол № 4) Шокуровой И.В. в оказании финансовой помощи отказано, в связи с тем, что произошедшее подтопление не повлекло утраты (гибели) урожая, поскольку вода, образовавшаяся в результате ливневого дождя, на момент повторного осмотра участка не причинила существенного вреда.

Согласно акту обследования объектов растениеводства у граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся чрезвычайной ситуации – подтоплению, возникшей в результате противных дождей, (далее акт) составленному указанной комиссией, утвержденному главой г.Зеи 29 июля 2019 года, на земельном участке по адресу: <адрес> площадь посадок сельхозкультур составила 200 кв.м, в том числе 150 кв.м картофеля, 50 кв.м иных культур (морковь, свекла, капуста, помидоры), воды в огороде нет, почва в огороде сырая, ботва у растений частично желтая, увядает, комиссией принято решение о необходимости проведения повторного обследования. Обследование проводилось комиссией в составе шести человек в присутствии Шокуровой И.В., которая указала, что с заключением согласна.

Как следует из акта, составленного комиссией и утвержденного 3 августа 2019 года, на земельном участке по адресу: <адрес> урожай не пострадал, воды в огороде нет, почва сырая, ботва у растений частично желтая, увядает; Комиссией дано заключение об отказе в признании Шокуровой И.В. пострадавшей. Данное обследование проводилось в присутствии трех членов комиссии, в нем имеется запись от имени Шокуровой И.В. о том, что с заключением она согласна.

При этом из показаний допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля ШАА, родившейся <Дата обезличена>, следует, что подписи ее и ее матери Шокуровой И.В. визуально схожи, 3 августа 2019 года, когда Шокуровой И.В. не было дома, к ним домой по адресу: <адрес> приходила комиссия, которая осматривала огород, это было уже второе обследование, после обследования она по предложению членов комиссии указала в графе «С заключением комиссии согласна» фамилию, имя, отчество своей матери и проставила подпись.

    Оснований сомневаться в показаниях свидетеля у суда не имеется, свидетель была предупреждена об уголовной ответственности за дачи заведомо ложных показаний, почерк и подпись свидетеля визуально соответствуют почерку и подписи от имени Шокуровой И.В., указанных в акте.

    Вместе с тем, существенных нарушений, влекущих признание заключения комиссии от 3 августа 2019 года незаконным и (или) необоснованным судом не установлено.

    Обследование проведено и заключение дано комиссией, уполномоченной на совершение таких действий, при этом указанные нормативные правовые акты не содержат требований к количественному и персональному составу комиссии при проведении обследования, составлении актов и дачи заключений, следовательно, такие действия должны быть совершены лицами из числа указанных в Приложении № 2 к постановлению администрации г.Зеи от 22 июля 2019 года № 906 в составе не менее двух человек, что в рассматриваемом случае соблюдено.

    Обязательное участие заявителя, по обращению которого производится обследование, либо иных лиц при проведении обследования и составлении акта Порядком и иными нормативно-правовыми актами не предусмотрено.

    Акт составлен по форме, разработанной и предложенной министерством сельского хозяйства Амурской области (письмо от 27 июля 2019 года № 13/3138).

Несмотря на то, что Шокурова И.В. не участвовала в проведении осмотра земельного участка и сельхозкультур на нем 3 августа 2019 года, существенных нарушений этим ее прав не установлено: по обращению Шокуровой И.В. ей был выдан акт обследования от 3 августа 2019 года, она не лишена возможности оспаривать заключение комиссии, в том числе по мотиву его необоснованности.

Так, как указано выше, комиссией факт утраты урожая на приусадебном участке Шокуровой И.В. не установлен, что оспаривается истцом, которая ссылается на то, что в ходе обследования члены комиссии не осматривали корнеплоды, что позволило бы установить факт их порчи, гниения.

Для оценки доводов истца с ее согласия судом в ходе выездного судебного заседания произведен осмотр приусадебного земельного участка по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что на участке произрастают сельскохозяйственные культуры, в том числе картофель, занимающий преимущественную площадь посадок, и иные культуры (морковь, свекла, капуста, огурцы), в соответствии с доводами Шокуровой И.В. о порче и гибели таких культур как картофель и свекла (в отношении остальных культур истец указала, что они не пострадали) был произведен их более детальный осмотр: картофельная ботва преимущественно зеленая, засохшая частично, клубни картофеля при выкапывании картофельного куста, выбранного самой Шокуровой И.В., твердые, светло-желтого цвета, без видимых признаков повреждения и гниения; свекла (одна грядка) имеет преимущественно зеленую ботву, имеются единичные желтые листья, при выкапывании двух корнеплодов, указанных самой Шокуровой И.В., установлено, что они твердые, следов гниения не имеют, их цвет соответствует здоровому растению.

Таким образом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств, подтверждающих необоснованность оспариваемого заключения и акта от 3 августа 2019 года, в котором указано состояние объектов растениеводства, а именно допустимых и достоверных доказательств утраты (гибели) сельскохозяйственных культур на принадлежащем ей земельном участке, напротив, непосредственный осмотр свидетельствует об отсутствии оснований для признания Шокуровой И.В. пострадавшей по рассматриваемому основанию.

Как установлено судом, повторное обследование земельного участка истца было проведено комиссией 3 августа 2019 года, то есть менее чем через 14 дней после первоначального обследования.

Между тем, и данное нарушение не может быть при рассматриваемых обстоятельствах расценено как существенное.

Так, выплата, на которую претендует Шокурова И.В., предусмотрена из бюджета Амурской области, а не муниципального образования, разработавшего Порядок, при этом пунктом 4.6 решения заседания комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности № 19 от 25 июля 2019 года предусмотрено предоставление в министерство сельского хозяйства Амурской области документов, необходимых для получения пострадавшими гражданами единовременной материальной помощи, указанной в п.п.2 п.8 данного решения, в том числе актов обследования объектов растениеводства у граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся чрезвычайной ситуации – подтоплению, затоплению в результате ливневых дождей и разлива рек, в срок до 9 августа 2019 года.

Кроме того, повторное обследование объектов растениеводства очевидно связано с необходимостью выявления последствий чрезвычайной ситуации, которые могут проявиться в отношении таких объектов не одномоментно, а через некоторое время (процессы гниения), вместе с тем, осмотр сельхозкультур в судебном заседании, спустя месяц после первоначального осмотра, их утраты и, соответственно, факт того, что Шокурова И.В. является лицом, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации по рассматриваемому основанию, не подтвердил.

На основании изложенного исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Шокуровой И.В. к администрации города Зеи Амурской области о признании незаконным заключения комиссии при администрации города Зеи по оценке материального ущерба, возникшего в результате экстремального количества выпавших осадков в 2019 году, от 3 августа 2019 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья                              Е.В. Охотская

Мотивированное решение составлено 29 августа 2019 года

Судья                              Е.В. Охотская

2-918/2019 ~ М-906/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шокурова Ирина Владимировна
Ответчики
администрация города Зеи Амурской области
Другие
Правительство Амурской области
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Охотская Елена Владимировна
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
23.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2019Передача материалов судье
26.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2019Судебное заседание
29.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее