Дело 2-31/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Подгорное 12.03.2015 года.
Чаинский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Николаенко Н.Г., при секретаре Кунцевич Е.В., с участием третьих лиц на стороне истца Волковой Л.В., Мухиной Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухиной Е.И. к Администрации Чаинского района Томской области о признании членами семьи Волковой Л.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3, Мухиной Л.С.,
УСТАНОВИЛ:
Мухина Е.И. обратилась в суд с иском к Администрации Чаинского района Томской области о признании членом семьи ее внучки Волковой Л.В., правнучек ФИО1, ФИО2, ФИО3, снохи Мухиной Л.С., указывая, что она является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище». Они живут одной большой, дружной семьей со своим сыном ФИО7, снохой Мухиной Л.С., их дочерью, ее внучкой Волковой Л.В. и ее дочерьми, ее правнучками ФИО1, ФИО2, ФИО3. У них общий бюджет, общее совместное хозяйство, нет разделения ни в бытовых, ни в хозяйственных, ни в финансовых вопросах. Признание внучки, правнучек и снохи членами ее семьи необходимо для расчета размера жилищной субсидии, так как данная субсидия на них не распространяется. Просит признать Волкову Л.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3, Мухину Л.С. членами ее семьи.
Истец Мухина Е.И. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрение дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика - Администрации Чаинского района Томской области, наделенной Законом Томской области от 13 апреля 2006 г. N 73-ОЗ государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, выезжающих из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в суд не явился, представив отзыв, где указал, что в соответствии со ст. 5 ФЗ от 25.10.2002 № 125-ФЗ членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке. На основании ст. 4 ФЗ от 25.10.2002 № 125-ФЗ установлено, что другие родственники могут быть учтены в качестве членов семьи, только в случае признания их судом при условии их совместного проживания с истцом и ведения общего хозяйства. Указывает, что факт совместного проживания подтверждается письменными доказательствами, однако не представлены доказательства подтверждающие ведение совместного хозяйства, в связи с чем, не считает возможным удовлетворить требования истца. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствии представителя Администрации Чаинского района Томской области.
Принимая во внимание, что стороны, в соответствии с правилами п. 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне истца, являющаяся также законным представителем третьих лиц ФИО1, ФИО2, ФИО3 –Волкова Л.В. исковые требования поддержала, суду пояснила, что они все вместе проживают в одной квартире, живут одной семьей, ведут общее хозяйство, есть подсобное хозяйство, земельный участок, на котором выращивают овощи, ягоды для всей семьи, делают заготовки на зиму. У них общий бюджет, который по согласованию всех членов семьи тратится на общие нужды. Между членами семьи сложились добрые семейные отношения, они заботятся друг о друге, проявляют внимание, бабушка старается помочь с детьми, рассказывает им сказки, делится с детьми и с нею своим безценным жизненным опытом. Ее родители также не остаются в стороне от общесемейных проблем. Свои пенсии они направляют в общий бюджет. На отце вся трудная мужская работа по дому, хватает забот по уходу за детьми, поддержанию чистоты и уюта и матери. Просит иск удовлетворить в полном объеме.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне истца Мухина Л.С. исковые требования поддержала, суду пояснила, что они живут большой дружной семьей, где у каждого свои обязанности, все оказывают друг другу взаимную помощь и поддержку. У них общий семейный бюджет, который тратят на еду, детей, одежду, лекарства, мебель. Просит иск удовлетворить.
Выслушав пояснения третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований, Мухиной Л.С., Волковой Л.В., являющейся также законным представителем несовершеннолетних третьих лиц, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.
Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В силу ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, определены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (с последующими изменениями).
Во исполнение статьи 10 названного закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (с последующими изменениями) утвержден порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Пунктом 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Статья 3 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Законом Томской области от 13.04.2006 № 73-ОЗ от (ред. от 30.12.2014) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» органы местного самоуправления муниципального образования «Чаинский район» наделены государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, выезжающих из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя, в том числе, и состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также норматива общей площади жилого помещения (статья 5 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"). Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации, как устанавливает статья 10 вышеуказанного закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 (с изменениями от 24 октября 2005 г., 14 ноября 2007 г., 7 ноября 2008 г., 3 ноября 2011 г., 20.09.2014) утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Пункт 5 данного постановления предусматривает, что, состав семьи граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федарации от 21 марта 2006г. N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (с последующими изменениями), утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Пункт 17 которых устанавливает, что применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Факт того, что истец имеет право на получение жилищных субсидий подтверждается выпиской из решения жилищной комиссии, согласно которой Мухина Е.И. решением жилищной комиссии (протокол № от (дата)) признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище». Номер учетного дела №, категория <данные изъяты>. Наряду с истцом в указанный список включены члены ее семьи: сын ФИО7. Данные факты подтверждаются отзывом ответчика, материалами дела.
Согласно статье 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Из представленных документов: свидетельств о государственной регистрации права следует, что квартира, в которой зарегистрирована и проживает истец, находится в общей долевой собственности у Волковой Л.В. (доля в праве 1/3), ФИО1 (доля в праве 1/3), ФИО2 (доля в праве 1/3).
Статья 5 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает, что для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Согласно представленных в суд документов о регистрации актов рождения, заключения брака, справки о заключении брака следует, что Волкова Л.В. приходится истцу внучкой, ФИО1, ФИО2, ФИО3 приходятся истцу правнучками, Мухина Л.С. приходится истцу снохой, то есть относятся к категории других родственников.
Соответственно для признания членами семьи Мухиной Е.И. – Волковой Л.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3, Мухиной Л.С. необходимо установление факта их совместного постоянного проживания и ведения общего хозяйства.
Суду представлена справка-характеристика, выданная Администрацией Подгорнского сельского поселения, из которой следует, что истец состоит на регистрационном учете по месту жительства: <адрес>, с (дата), и имеет состав семьи: Волкова Л.С. -внучка, ФИО2 – правнучка, ФИО3 – правнучка, ФИО8 -правнук, ФИО9 – правнучка, ФИО4 – правнучка, ФИО1 – правнучка, ФИО7 – сын, Мухина Л.С. - сноха.
Факт совместного проживания истца с третьими лицами также подтверждается выпиской из похозяйственной книги.
Свидетель ФИО5 суду пояснила, что знакома с Волковой Л.В. 10 лет. Волкова Л.В. проживает вместе с бабушкой, родителями и детьми в одной квартире. Бюджет у них общий, все покупки делают сообща, на общие нужды. Все члены семьи заботятся друг о друге, поддерживают, оказывают взаимную помощь и поддержку. В семье царит атмосфера любви и взаимопонимания.
Свидетель ФИО6 суду пояснила, что знакома с Волковой Л.В. с 2008 года, семья у нее большая, весь дом держится на ней, живут все вместе одной большой семьей, бюджет общий, тратится на нужды семьи с согласия всех членов. Внутри семьи отношения спокойные, уравновешенные, все опираются друг на друга, поддерживают, заботятся.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец Мухина Е.И. и третьи лица Волкова Л.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3, Мухина Л.С. проживают вместе, являются членами одной семьи. Истец ведет совместное хозяйство с Мухиной Л.С., Волковой Л.В., которая является матерью несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, имеют общий бюджет, денежные средства расходуются на нужды всей семьи, заботятся друг о друге, ухаживают, имеют общие интересы, несут ответственность друг за друга.
При таких обстоятельствах, суд считает, что факт совместного проживания истца с внучкой, правнучками, снохой и факт ведения ими общего совместного хозяйства как членами одной семьи нашел свое подтверждение, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить. Признать Волкову Л.В. (дата) г.р., ФИО1 (дата) г.р., ФИО2 (дата) г.р., ФИО3 (дата) г.р., Мухину Л.С. (дата) г.р., членами семьи Мухиной Е.И..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд, через районный суд, в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения.
Судья Н.Г. Николаенко