Решение по делу № 2-114/2018 (2-1795/2017;) ~ М-1590/2017 от 20.10.2017

Дело № 2-114/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 февраля 2018 года г. Волхов

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецова Л. А.,

при секретаре Калининой А. В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Ермолаевой Е.Ю. к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Волховского муниципального района Ленинградской области и Администрации МО Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Ермолаева Е. Ю. обратилась в Волховский городской суд Ленинградской области с иском к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Волховского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Впоследствии истец неоднократно уточняла исковые требования и в окончательном варианте просила признать право собственности на квартиру, включающую в себя: две комнаты площадью 12,6 кв.м, 6,1 кв.м, коридор, площадью 4,7 кв.м, туалет, площадью 0,9 кв.м, и шкафы, площадью 1,6 кв.м.

В обоснование требований истец указала, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: ******. Указанная квартира включает в себя коридор (4,7 кв.м.), комнаты (12,6 кв.м + 6,1 кв.м.), туалет (0,9 кв.м.), шкаф (1,6 кв.м.) и имеет общую площадь 25,9 кв.м. С ней по данному адресу зарегистрирована её сын Ермолаев В. ЮБ., ****** года рождения, и бывший муж Ермолаев Ю. С. Указанное жилое помещение истец и её бывший муж получили в связи с трудовыми отношениями с АОЗТ «Сясьский ЦБК» 14.11.1989. Реализуя свое право на приватизацию жилья, истец обратилась в администрацию Волховского муниципального района, но получила отказ, мотивированный тем, что занимаемое ею жилье является специализированным служебным жильем, находящимся в общежитии, и, соответственно, не может быть передано в собственность в порядке приватизации. Истцу известно, что в ноябре 1993 года жилой ****** в ****** передан АОЗТ «Сясьський ЦБК» в муниципальную собственность, поэтому спорное жилое помещение должно рассматриваться как используемое по договору социального найма. В силу положений ст.7 Федерального закона №189-ФЗ дом фактически перестал быть общежитием. В данном жилом доме проживают граждане, для которых МО Сясьстройское городское поселение не является работодателем.

    Определением от 24 октября 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ермолаев Ю. С. и Ермолаев В. Ю.

Определением от 15 декабря 2017 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация МО Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области.

Истец Ермолаева Е. Ю. в судебном заседании требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков – Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Волховского муниципального района Ленинградской области и Администрации МО Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены, представитель Администрации МО Сясьстройское городское поселение представил возражения на иск, полагал, что требования истца не обоснованны, поскольку спорное жилое помещение расположено в общежитии, является специализированным жилищным фондом и, следовательно, приватизации не подлежит.

Третьи лица Ермолаев Ю. С. и Ермолаев В. Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии.

    Суд, с учетом мнения истца, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения истца, приходит к следующему.

    В силу ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Статьей 109 ЖК РСФСР (действовавшего до 01 марта 2005 года) предусматривалось, что для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставлялись специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома.

Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определялся законодательством Союза ССР и Совета Министров РСФСР.

    В соответствии с п. 57 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинградской области, утвержденных решением исполнительного комитета Ленинградского областного ответа народных депутатов от 23 ноября 1987 года №481, Президиума Ленинградского областного совета профессиональных союзов от 23 ноября 1987 года №10, действовавших до 05 марта 2007 года, заселение жилой площади в общежитиях производилось в соответствии с Примерным положением об общежитиях, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 года №328.

    В соответствии с п. п. 1, 2, 5, 10, 11 Постановления Совмина РСФСР от 11 августа 1988 года №328 «Об утверждении примерного положения об общежитиях» (в редакции постановления Правительства РФ №726 от 23.07.1993г.) и Примерным положением об общежитиях настоящим Положением в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР устанавливался порядок предоставления жилой площади в общежитиях государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений и общественных объединений и пользования ею.

    Общежития предназначались для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы.

    Общежития создавались для проживания одиноких граждан, а также для проживания семей (преимущественно молодых).

    Жилая площадь в общежитии предоставлялась рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находилось общежитие. На основании принятого решения администрацией выдавался ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме. При вселении в общежитие ордер сдавался администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения общежития в другое запрещалось.

В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 26.03.2003 Указом Президента Российской Федерации от 26.03.2003 № 370) было установлено, что общежития, ранее принадлежащие государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, не могли быть включены в состав приватизируемого имущества как объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь государственной собственностью, должны были находиться в ведении администрации местных органов власти по месту расположения объекта.

Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан.

Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

В соответствии со ст.ст. 2, 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 23.12.1992 № 4199-1 (далее Закон), граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

    В силу п. 4 Положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Ленинградской области (с изменениями на 29.07.2016), утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.06.1994 №157, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения только один раз.

    Граждане, изменившие место жительства после 11 июля 1991 года, при подаче заявления на приватизацию предоставляют справки о регистрации по форме 9 из мест проживания после 11 июля 1991 года, а также справки о том, что ранее занимаемые жилые помещения ими не были приватизированы.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В силу ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Вместе с тем, приведенная норма Вводного закона должна применяться судами с учетом правовой позиции, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2011 № 4-П, Определении от 3.07.2007 № 425-О-О, Определении от 01.03.2012 № 391-О-О.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» обусловлено задачей защиты прав граждан, проживающих в общежитиях, переданных или подлежащих передаче в муниципальную собственность от государственных или муниципальных предприятий (учреждений), на момент передачи выполняющих в отношении нанимателей функцию и наймодателя и работодателя (Постановление от 11.04.2011 № 4-П, Определение от 3.07.2007 № 425-О-О и др.).

Из этого следует, что названная норма не рассчитана на регулирование отношений, складывающихся при предоставлении гражданам в соответствии с разделом IV «Специализированный жилищный фонд» Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальными образованиями как собственниками жилых помещений из этого фонда, в том числе после 1 марта 2005 года (дата введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2012 № 391-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки С.А. на нарушение ее конституционных прав статьей 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Согласно указанной позиции введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» было обусловлено задачей защиты прав граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем.

Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.

Изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии.

Актом приемки-передачи объектов жилищно-коммунального назначения в ****** в муниципальную собственность, утвержденным 12.11.1993, АОЗТ «Сясьский ЦБК» передало, а администрация МП Сясьстройский многоотраслевой комбинат коммунальных предприятий» принял в муниципальную собственность ****** объекты жилищно-коммунального хозяйства, в том числе под номером № ****** жилой дом по ******.

Актом приема-передачи     юридического лица по состоянию на 01.04.2006 в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями), решением совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 21.06.2006 «Об утверждении перечней юридических лиц и иного муниципального имущества, передаваемого муниципальному образованию Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области», муниципальное образование Волховский муниципальный район Ленинградской области передало имущество муниципального учреждения «Сясьстройский отдел ЖКХ» муниципальному образованию Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области. Муниципальное образование Сясьстройское городское поселение по указанному акту приняло муниципальное имущество от МО Волховский муниципальный район Ленинградской области. В перечень муниципального имущества, числящегося на балансе МУ «Сясьстройский отдел ЖКХ», которое было передано МО Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, вошло общежитие № ******, расположенное по адресу: ****** (№ ****** Перечня).

Постановлением администрации МО Сясьстройское городское поселение от 21.06.2011 № ****** жилые помещения в общежитии по адресу: ******, отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности многоквартирный ****** в ****** является муниципальной собственностью МО Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района (реестровый № ******), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 47-АБ № ******, выданным 06.03.2012 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.

Из трудовой книжки Ермолаевой Е. Ю. установлено, что 14.08.1987 она была принята воспитателем в ясли-сад № ****** Сясьского целлюлозно-бумажного комбината (л.д. 23-36).

Согласно архивной справке о регистрации формы 9, выданной МКУ «Городская служба» 14.12.2017 и карточек прописки формы 16, в комнате № ****** ****** в ****** Ермолаева Е. Ю. и Ермолаев Ю. С. зарегистрированы с 14.11.1989.

Судом признается, что Ермолаева Е. Ю. была вселена в блок № ****** на законных основаниях до принятия решения о передаче общежития в муниципальную собственность и до установления в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, статуса специализированного жилого помещения, соответственно, к указанному жилому помещению на основании ст.7 ФЗ от 29.12.2004 № 189-подлежат применению нормы, установленные для жилых помещений по договорам социального найма, в связи с чем истец имеет право на получение занимаемого жилого помещения в собственность бесплатно в порядке приватизации. При этом отсутствие договора социального найма на занимаемое им жилое помещение не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления государственными предприятиями и органами местного самоуправления соответствующих документов по надлежащему оформлению.

Согласно договору найма жилого помещения в общежитиях, находящихся в муниципальной собственности, от 18.09.2015 № ******, заключенного Администрацией МО «Сясьстройское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области с Ермолаевой Е. Ю., наниматель занимает жилое помещение, состоящее из двух комнат, общей площадью 25,90 кв.м, в том числе жилой площадью – 18,70 кв.м по адресу: ****** (л.д. 13-14).

При таких обстоятельствах, предметом договора приватизации может является только указанное жилое помещение.

В соответствии с ч.1 ст.62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

Согласно ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ч.3 ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации, квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Согласно кадастровому паспорту и характеристике жилой площади на помещение № ******, расположенное по адресу: ******, жилое помещение является изолированной квартирой общей площадью 25,9 кв.м., жилой площадью 18,7 кв.м, состоит из коридора площадью 4,7 кв.м, комнаты площадью 12,6 кв.м, комнаты площадью 6,1 кв.м, туалета площадью 0,9 кв.м. и шкафа площадью 0,9 кв.м (л.д. 17).

    Из технического паспорта, составленного филиалом ГУП «Леноблинвентаризация» Волховское городское БТИ, составленным по состоянию на 13.10.2011 на техническом учете состоит жилая комната № ****** в общежитии ****** в ****** (л.д. 18-19).

    В соответствии с техническим паспортом на ****** в ****** в доме отсутствуют квартиры, имеются общие коридоры, из которых организованы входы в комнаты, в каждой из которых имеется собственный коридор, санузел, встроенный шкаф. Кухни как вид вспомогательных помещений отсутствуют.

    Судом признается, что блок является изолированным жилым помещением, имеет отдельный вход в коридор, санузел, однако не имеет ванной и кухни, в связи с чем не может учитываться как отдельная квартира.

    Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, предусмотрены требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Согласно указанному Положению жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение) ( п.12 ).

Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности (п.13 ).

Объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики (п.20).

Комнаты и кухни в жилом помещении должны иметь непосредственное естественное освещение. Естественного освещения могут не иметь другие помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (коридоры, вестибюли, холлы и др.) ( п.25 ).

Принимая во внимание, что в помещении № ****** отсутствует такое помещение вспомогательного использование, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении, как кухня, данное помещение не соответствует требованиям, предъявляемым законом к такому жилому помещению, как квартира.

В тоже время, отсутствуют предусмотренные законом основания и для того, чтобы признать за истцом право собственности в порядке приватизации на комнату № ******.

Идентифицировать занимаемое истцом жилое помещение в данный момент невозможно. Составной частью отдельной квартиры, как уже было сказано выше, оно не является. Номер и общая площадь коммунальной квартиры коридорного типа, в которой расположена данная комната, в техническом паспорте отсутствует.

При этом признание права на приватизацию комнаты будет выходом за пределы заявленных исковых требований.

    Суд, оценивая доказательства, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат.

    Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Ермолаевой Е.Ю. к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Волховского муниципального района Ленинградской области и Администрации МО Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись Л. А. Кузнецова.

Мотивированное решение составлено 19 февраля 2018 года.

Судья: подпись Л. А. Кузнецова.

Судья ________________________

Секретарь ____________________

2-114/2018 (2-1795/2017;) ~ М-1590/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ермолаева Екатерина Юрьевна
Ответчики
Администрация Волховского муниципального района ЛО
КУМИ Волховского муниципального района ЛО
Другие
Ермолаев Владислав Юрьевич
Администрация МО Сясьстройское городское поселение
Ермолаев Юрий Сергеевич
Суд
Волховский городской суд Ленинградской области
Судья
Кузнецова Лилия Александровна
Дело на странице суда
volhovsky--lo.sudrf.ru
20.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.10.2017Передача материалов судье
24.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.11.2017Предварительное судебное заседание
15.12.2017Предварительное судебное заседание
24.01.2018Судебное заседание
14.02.2018Судебное заседание
19.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2018Дело оформлено
24.05.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее