Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 сентября 2019 г. г. Минусинск
Дело № 2-2765\2019 24RS0035-01-2019-003261-34
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Музалевской Н.В., при секретаре Королевой Е.А., с участием прокурора Глуховеровой Г.А., представителя ответчика Гайфулина Т.И. по доверенности от 21.03.2019 (л.д.57), представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: МУП «ЖКХ» Минусинского района Клуева М.М. по доверенности от 04.02.2019 (л.д.59-60), Администрации Минусинского района Банщиковой С.С. по доверенности от 07.05.2019 (л.д.61), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт» о признании незаконными действий по введению ограничения режима потребления электроэнергии и возложении обязанности подать электроэнергию на котельные,
У С Т А Н О В И Л:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Красноярскэнергосбыт», требования мотивированы тем, что проведена проверка по факту введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении МУП «ЖКХ» Минусинского района, установлено, что между МУП «ЖКХ» Минусинского района и ПАО «Красноярскэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения № 12600 от 18.12.2018, в адрес МУП «ЖКХ» Минусинского района от ответчика поступили уведомления от 06.05.2019, 16.05.2019 по факту планируемого введения полного ограничения режима потребления электрической энергии объектов в связи с сформировавшейся задолженностью и указано на необходимость самостоятельно МУП «ЖКХ» Минусинского района ввести полное ограничение режима потребления электроэнергии. Актом от 22.05.2019 подтверждается полное введение ограничения режима потребления электроэнергии на котельные: <адрес> <адрес>.от <адрес> на запад площадка коммунального хозяйства, <адрес>. Напряжение на указанных объектах отсутствует. Это приводит к невозможности подготовки объектов теплоснабжения к зимнему периоду, что влечёт срыв отопительного сезона, запланированного на 18.09.2019, возможность подключения объектов от автономных источников питания отсутствует, к тепловым сетям котельных присоединены 2 детских приюта, 10 детских садов, 13 школ, 7 фельдшерско-акушерских пунктов, 2 больницы. Отключение электроэнергии влечет рост социальной напряженности, может стать причиной чрезвычайных ситуаций и повлечь причинение вреда жизни и здоровья граждан. Помимо признания незаконными действий ответчика, прокурор просил возложить обязанность на руководителя ответчика незамедлительно отменить ограничение режима потребления электроэнергии МУП «ЖКХ» Минусинского района и подать электроэнергию на вышеуказанные котельные, а также в части возложения обязанности просил обратить решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании процессуальный истец прокурор Глуховерова Г.А. уточнила исковые требования в части требования о возложении обязанности на руководителя ПАО «Красноярскэнерносбыт» отменить ограничение режима потребления электроэнергии, пояснила, что требование о возложении обязанности относится к юридическому лицу – ПАО «Красноярскэнергосбыт», в остальной части поддержала исковые требования в полном объёме.
Представитель ответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт» Гайфулин Т.И. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил суду, что в настоящее время имеется задолженность у МУП «ЖКХ» Минусинского района перед ответчиком 26,5 млн.руб.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: МУП «ЖКХ» Минусинского района Клуев М.М. и Администрации Минусинского района – Банщикова С.С. поддержали требования прокурора, дополнительно представитель Администрации Минусинского района пояснила, что социальная напряженность уже ощущается, население знает о начале отопительного сезона 18.09.2019, звонит в Администрацию Минусинского района с претензиями по поводу отсутствия отопления.
Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
26.08.2018 в Минусинской межрайонной прокуратуре зарегистрировано обращение директора МУП «ЖКХ» Минусинского района Бескровных В.А. с просьбой принять меры прокурорского реагирования в решении вопроса о возобновлении режима потребления электрической энергии по объектам, находящимся в ведении МУП «ЖКХ» Минусинского района, на которых ранее был введен режим полного ограничения в присутствии персонала ПАО «Красноярскэнергосбыт» путем отключения котельных Минусинского района по выработке тепловой энергии (л.д.7).
Поскольку существо спора касается прав и законных интересов граждан, проживающих на территории Минусинского района, правомочие прокурора на предъявление в суд иска в интересах неопределенного круга лиц судом не ставится под сомнение.
Из материалов дела следует, что между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и МУП «ЖКХ» Минусинского района заключен договор энергоснабжения № 12600 от 18.12.2018, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами, оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (п.1.1 л.д.42). Срок действия договора определен сторонами до 31.12.2018 (п.8.1, л.д.46). Ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителя вводится в случае, в т.ч. неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электрической энергии (модности) и(или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком по основному обязательству, возникшему из контракта энергоснабжения, в т.ч. обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности) (подп.а п.6.1) (л.д.45).
Отключению предшествовали обращения ПАО «Красноярскэнергосбыт» в адрес МУП «ЖКХ» Минусинского района от 06.05.2019 и от 16.05.2019, из которых следует, что перенесено частичное ограничение режима потребления электроэнергии, до 20.05.2019, до 12:00 час. МУП «ЖКХ» Минусинского района предложено произвести самостоятельно полное ограничение режима потребления электрической энериги объектов (котельных), в случае невыполнения требования о самостоятельном отключении разъяснена возможность привлечения к административной ответственности по ст.7.19 КоАП РФ, ст.9.22 КоАП РФ (л.д.36-39).
Акты от 27.07.2018 № 2018\2-67 и № 2018\2-81 свидетельствуют о введении потребителем самостоятельно полного ограничении потребления электрической энергии на вводные ячейки № 3в РУ-6кВ ПС-24 и №4 в РУ-6кВ ПС-24 электрокотельной «Тесинская» (л.д.39,40) в связи с невыполнением обязательств по оплате.
Актами полного ограничения режима потребления электрической энергии от 22.05.2019 подтверждается прекращение подачи электроэнергии на котельные: <адрес>
В соответствии с абз.2 п.1 ст.546 со ссылкой на ст.523 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке в случае неоднократного нарушения сроков оплаты; за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Постановлением от 04.05.2012 №442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" Правительство Российской Федерации утвердило Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).
В соответствии с п.16 Основных положений потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев либо, если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони, - 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони.
Как следует из Устава МУП «ЖКХ» Минусинского района основными целями его деятельности является решение социальных задач и вопросов местного значения, осуществление необходимой хозяйственной общественно полезной деятельности в интересах Муниципального образования Минусинский район, в т.ч. эксплуатация, текущий и капитальный ремонт внешних и внутренних систем теплоснабжения, тепловых пунктов и других объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для снабжения тепловой энергией, систем водоснабжения, водоотведения и других объектов инфраструктуры, необходимых для предоставления услуг.
Постановлением администрации Минусинского района от 04.09.2019 № 604-п. для жилых домов, предприятий и учреждений района режим регулярного отопления вводится с 18.09.2019 (л.д.51).
Соответственно, является очевидным, не оспаривается сторонами, что МУП «ЖКХ» Минусинского района относится к такой категории потребителей, ограничение режима потребления которого может привести к негативным экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции РФ РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии и газа.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией РФ (статья 40).
Действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.
На основании изложенного доводы стороны ответчика нельзя признать убедительными, неисполнение обязательств МУП «ЖКХ» Минусинского района перед ПАО «Красноярскэнергосбыт» само по себе не может приводить к нарушению прав третьих лиц со стороны ПАО «Красноярскэнергосбыт» с учетом того, что ограничение режима потребления в данном случае может привести к негативным социальным последствиям.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Является правомерной и просьба истца об обращении решения суда к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения в условиях погодных условий, времени года, необходимости начала отопительного сезона, может привести к значительному ущербу.
В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Таким образом, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Красноярскэнергосбыт» о признании незаконными действий по введению ограничения режима потребления электроэнергии и возложении обязанности по отмене ограничения – удовлетворить.
Признать незаконными действия ПАО «Красноярскэнергосбыт» по введению ограничения режима потребления электроэнергии МУП «ЖКХ» Минусинского района.
Обязать ПАО «Красноярскэнергосбыт» незамедлительно отменить ограничение режима потребления электроэнергии МУП «ЖКХ» <адрес> и подать электроэнергию на котельные: <адрес>Б, <адрес>А, <адрес>, <адрес>.
Обратить решение суда в части возложения обязанности по незамедлительной подаче электроэнергии к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня вынесения в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд.
Председательствующий Н.В. Музалевская