Дело № 2-54/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Заводоуковск 12 января 2018 года
Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:
судьи О.В. Рушкиной,
при секретаре Н.В. Тимощенко,
с участием помощника Заводоуковского межрайонного прокурора Мусаиповой Э.Ж., истца ФИО4, представителя ответчика Правительства Тюменской области и третьего лица Межрайонного управления социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район) ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-54/2018 по иску Заводоуковского межрайонного прокурора в защиту интересов ФИО4 к Правительству Тюменской области и Администрации Заводоуковского городского округа о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
И.о. Заводоуковского межрайонного прокурора (далее прокурор) в интересах ФИО4 (далее истец) обратился в суд с иском к Правительству Тюменской области (далее ответчик, Правительство ТО) и Администрации Заводоуковского городского округа (далее ответчик, Администрация ЗГО) о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Свои требования мотивирует тем, что ФИО4, ... года рождения, является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать ФИО3, по решению суда от ... лишена родительских прав, умерла ... (свидетельство о смерти от ..., запись акта о смерти ...), отец ФИО1, лишен родительских прав решением суда от ... Департаментом социального развития Тюменской области отделом по опеке, попечительству и охране прав детства Заводоуковского городского округа ФИО4 был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Заводоуковского городского округа, его номер в списке ... номер в сводном едином региональном списке по Тюменской области-... В настоящее время собственником либо нанимателем по договору (социального, коммерческого, служебного и т.д.) найма жилого помещения ФИО4 не является. Согласно информации, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области от ... сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в отношении ФИО4 не имеется. Согласно информации, предоставленной ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в отношении ФИО4 не имеется. До настоящего времени ФИО4 являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигнув совершеннолетия, находясь на учете в качестве нуждающегося, жильем не обеспечен. По правовому обоснованию требований, ссылаясь на ст. 11, ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ, ст.5, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, и предоставления указанным гражданам жилых помещений», ст. 2 Закона Тюменской области № 78 от 03.10.2012 года «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», ст. 40 Конституции РФ, ст. 45 ГПК РФ, и.о. прокурора просит:
обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление ФИО4, ... года рождения, вне очереди жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории Заводоуковского городского округа Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м.
обязать Администрацию муниципального образования Заводоуковский городской округ, принять решение о заключении с ФИО4, ... года рождения, договора найма специализированного жилого помещения, обеспеченного Правительством Тюменской области, отвечающего установленным законодательством требованиям, находящегося на территории Заводоуковского городского округа, общей площадью не менее 18 кв.м., а так же заключить с ФИО4 договор найма на указанное жилое помещение.
В судебном заседании помощник Заводоуковского межрайонного прокурора Мусаипова Э.Ж. поддержала исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении в полном объеме.
Истец ФИО4 в судебном заседании поддержал требования, просил суд их удовлетворить. Дополнительно суду пояснил, что после лишения родителей родительских прав воспитывался в ... в приемной семье ... Ему на тот момент было 3 года. В 15 лет уехал из семьи и обучался в Ишимском педагогическом колледже, жил в общежитии. Сейчас работает каменщиком, живет в общежитии, снимает с братом комнату. С отцом отношения не поддерживает, не общается. Поддерживает отношение с бабушкой ФИО3, которая проживает в .... В ... году планирует поступать в Лесотехнический колледж. Желает, чтобы ему администрация Заводоуковского городского округа предоставила благоустроенное жилье.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области и третьего лица Межрайонного управления социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район) ФИО2, действующая на основании доверенности ... от ..., возражений против заявленных прокурором требований не имела, подтвердила, что ФИО4 состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель ответчика Администрации Заводоуковского городского округа, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела (л.д....) в судебное заседание не явился. Сведений о причинах неявки суду не представил.
На основании ч. 3 ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика Администрации Заводоуковского городского округа.
Выслушав помощника Заводоуковского межрайонного прокурора, истца, представителя ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, суд находит требования, заявленные прокурором подлежащими удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Согласно статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 01.05.2017) (далее Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В силу ч.7 ст.4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются таким лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных, применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 3.3. Постановления Правительства Тюменской области от 29.12.2012 N 583-п жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Законом Тюменской области от 7.10.1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» (ред. от 06.12.2017) (далее Закон Тюменской области №137) установлены категории граждан, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, порядок их учёта и предоставления им жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области, порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда. Так же предусмотрено предоставление указанным категориям лиц по месту их жительства или месту временного пребывания в границе соответствующего муниципального района или городского округа благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и требованиям в соответствии с нормой предоставления не менее 18 квадратных метров общей площади.
Согласно ст.2 Закона Тюменской области от 3.10.2012 года №78 «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в случае если дети (лица), оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.30.1 Закона Тюменской области № 137 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в порядке, установленном Правительством Тюменской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ч.1 статьи 30.2 Закона Тюменской области № 137 в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 30.1 настоящего Закона, включаются дети (лица), оставшиеся без попечения родителей и достигшие возраста 14 лет. Порядок ведения Списка определяется Правительством Тюменской области.
Постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года №583-п утверждён «Порядок ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений» (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 4.1. указанного Порядка (в ред. от 29.08.2016) решение о предоставлении лицам, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом (органом местного самоуправления - в случае отнесения к его полномочиям полномочия органа государственной власти Тюменской области по принятию решений о заключении договоров найма специализированного жилого помещения) в разрезе муниципальных районов и городских округов при возникновении оснований для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Порядка.
В соответствии с п. 3.3. Порядка, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Из материалов дела (копии паспорта ФИО4, копии свидетельства о рождении, копии свидетельства о смерти, копии решения Заводоуковского районного суда от ..., справки от ... ..., копии приказа Департамента социального развития Тюменской области от ..., копии постановления администрации ... от ..., копии поквартирной карточки от ..., копии приказа Департамента социального развития Тюменской области от ... ..., копии акта проверки соответствия жилого помещения санитарным и техническим нормам от ..., копии заключения о невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом помещении от ..., копии свидетельства о профессии рабочего и приложению к нему, копии договора социального найма жилого помещения от ...) судом установлено, что ФИО4, родился ... в .... Решением Заводоуковского районного суда, его мать – ФИО3 и отец – ФИО1 лишены родительских прав. Мать ФИО3 умерла .... ФИО4 ... передан на воспитание в приемную семью ... Временно был зарегистрирован с ... по ... в ... по месту проживания приемной семьи. Приказом Департамента социального развития Тюменской области от ... за ФИО4 было закреплено право пользование жилым помещением по адресу: ..., ФИО4 был зарегистрирован в данном жилом помещении, однако в договор социального найма не включен. ... Департамент социального развития ... установил факт невозможности проживания ФИО4 в жилом помещении по адресу: ..., в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее установленной нормы площади жилого помещения. Приказом Департамента социального развития Тюменской области в лице отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Заводоуковского городского округа от ... ... ФИО4 включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Заводоуковского городского округа. Его номер в списке ... номер в сводном региональном списке по Тюменской области – ... ФИО4 ... получил свидетельство о профессии рабочего: слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования (л.д....).
Согласно уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Тюменской области от ..., сведения о зарегистрированных правах за ФИО1, ФИО3, ФИО4 на недвижимое имущество отсутствуют (л.д....).
Таким образом, ФИО4, исходя из положений вышеуказанных норм действующего законодательства и представленных по делу доказательств имеет право на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда на территории Заводоуковского городского округа Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м. Правительство Тюменской области обязано обеспечить ФИО4, жилой площадью из специализированного жилого фонда Тюменской области не менее установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Тюменской области от 24.04.2006 № 101-п «О реализации полномочий в области жилищных отношений», Главное управление строительства Тюменской области осуществляет принятие решения об утверждении номенклатуры жилых помещений (количество, площадь и наименование муниципального образования), необходимых для приобретения (строительства), для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилых помещений из специализированного жилищного фонда Тюменской области, в текущем году.
В соответствии с подпунктами 6 и 7 ст.8 Закона Тюменской области от 26.12.2014 N 125 (ред. от 06.12.2017) "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" (принят Тюменской областной Думой 18.12.2014), отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тюменской области полномочия органов государственной власти Тюменской области:
по принятию решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Тюменской области с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) (п.6);
по заключению с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Тюменской области и осуществлению предусмотренных действующим законодательством прав и обязанностей наймодателя, за исключением осуществления капитального ремонта указанных жилых помещений (п.7).
Следовательно, обязанность принять решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения и заключить с ФИО4 договор найма специализированного жилого помещения, после обеспечения предоставления Правительством Тюменской области из специализированного государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории Заводоуковского городского округа общей площадью не менее 18 кв.м., лежит на Администрации Заводоуковского городского округа. А, учитывая, что Главное управление строительства Тюменской области осуществляет принятие решения об утверждении номенклатуры жилых помещений (количество, площадь и наименование муниципального образования) с указанием категории граждан, которым предоставляются жилые помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области без персонифицирования граждан, в отношении которых необходимо органу муниципального образования принять решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, то и.о. прокурора правомерно заявлен иск как к Правительству Тюменской области об обеспечении предоставления жилья ФИО4, так и к Администрации Заводоуковского городского округа о принятии решения предоставления конкретному лицу – ФИО4, как лицу, из числа детей оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 192-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Заводоуковского межрайонного прокурора в защиту интересов ФИО4 к Правительству Тюменской области и Администрации Заводоуковского городского округа о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление ФИО4, ... года рождения, жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории Заводоуковского городского округа, общей площадью не менее 18 кв.м.
Обязать Администрацию Заводоуковского городского округа принять решение о заключении с ФИО4 ... года рождения договора найма специализированного жилого помещения, обеспеченного Правительством Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории Заводоуковского городского округа, общей площадью не менее 18 кв.м., а также заключить с ФИО4 договор найма на указанное жилое помещение.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Тюменский облсуд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы, принесения представления в Заводоуковский районный суд Тюменской области.
Судья /подпись/ О.В. Рушкина
Мотивированное решение составлено 15 января 2018 года.