дело № 2-185/2020
56RS0043-01-2020-000154-96
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Шарлык 16 июля 2020 года
Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе: временно исполняющего обязанности судьи Шарлыкского районного суда Оренбургской области – судьи Домбаровского районного суда Оренбургской области Колдаева Р.Ю., при секретаре Егарминой К.А.,
с участием: представителя истца СТА,
ответчиков КНА, ГИА, ГОН,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» к КЛС, КНА, ГИА, ГОН, КОК, об обязании предоставить доступ к общему имуществу многоквартирного дома, для выполнения работ по капитальному ремонту,
У С Т А Н О В И Л:
НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» обратился ДД.ММ.ГГГГ в суд с исками к КЛС, КНА, ГИА, ГОН, КОН об обязании их предоставить доступ к общему имуществу многоквартирного дома, находящемся в жилом помещении.
В обосновании исковых требований указано, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> (далее - МКД), включен в краткосрочный план реализации региональной программы, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области от 31.08.2016 № 617-п «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014-2043 годах» (далее-Программа).
Решение о проведении капитального ремонта фасада в МКД на основании части 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) было принято администраций города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
По результатам проведенных публичных процедур по отбору подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Оренбургской области, между некоммерческой организацией «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» и ООО «ТРЕСТ «БРС» (далее Подрядчик) заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ №, по которому Подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>.
В ходе выполнения работ по капитальному ремонту фундамента в МКД установлена необходимость замены балконных плит, при этом ряд собственников отказались предоставлять допуск к общедомовому имуществу.
Согласно выписок из ЕГРН, собственниками помещений: №, №, №, № расположенных по адресу: <адрес>, является ответчики.
Далее в иске указано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354.
Предоставление доступа к общему имуществу многоквартирного дома, находящегося в принадлежащем ответчику помещении, для проведения его капитального ремонта является их обязанностью.
Несвоевременность проведения работ по капитальному ремонту может привести к наступлению необратимых последствий в виде ухудшения жилищных условий граждан, причинения вреда имуществу и создания угрозы безопасности жизни населения. Кроме того, затягивание сроков выполнения капитального ремонта препятствует проживанию собственников дома в благоприятных условиях.
Просили обязать ответчиков предоставить доступ в принадлежащием им жилые помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, для выполнения работ по капитальному ремонту и взыскать с ответчиков расходы по оплате госпошлины при обращении в суд.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые заявления приняты судом к производству суда, возбуждены гражданские дела №, №, №, №.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, гражданские дела объединены в одно производство, с присвоением единого номера дела №.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве третьего лица, привлечена подрядная организация по выполнению строительных работ – ООО Трест «БРС».
В судебном заседании представитель истца НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» - СТА, действующая на основании доверенности, исковые требования, предъявленные к ответчикам поддержала, по существу дала пояснения аналогичные содержанию искового заявления, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик КНА, в судебном заседании исковые требования в части предоставить доступ в принадлежащее ей жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> признала, и против их удовлетворения не возражала. С исковыми требованиями, в части взыскания с нее расходов по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей, не согласилась, в данной части исковых требований просила истцу отказать.
Ответчики ГИА, ГОН, в судебном заседании исковые требования в части предоставить доступ в принадлежащее им жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> признали, и против их удовлетворения не возражали. С исковыми требованиями, в части взыскания с них расходов по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей, не согласились, в данной части исковых требований просили отказать.
Ответчик КОК, извещенная судом надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется ее расписка от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании исковые требования в части предоставить доступ в принадлежащее ей жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, признала и против их удовлетворения не возражала. Также, ранее представила суду, письменное заявление, о признании исковых требований.
Ответчик КЛС, извещенная судом надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется ее расписка от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась. Ранее в судебных заседаниях исковые требования об обязании предоставить доступ в принадлежащее ей жилое помещение – квартиру расположенную по адресу: <адрес> не признала, по основаниям изложенным в письменном отзыве, и просила в удовлетворении исковых требований к ней отказать в полном объеме. Полагала, что в результате ремонтных работ, связанных с демонтажем лоджий и плит перекрытия, будет нанесен ущерб ее имуществу (внутренне отделке лоджии и квартиры).
Представитель третьего лица - ООО Трест «БРС», извещенный надлежащим образом, в судебное заседании не явился. Согласно ранее поступившего письменного отзыва по делу, не возражали против удовлетворения исковых требований.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Росийской Федерации (далее ГК РФ) граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (недопущение злоупотребления правом, что дополнительно закреплено в ст. 10 ГК РФ).
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению лиц участвующих в деле о времени и месте рассмотрения материалов дела, судом были приняты должным образом, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в порядке ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам, без участия лиц участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных судом надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу требований статьи 210 ГК РФ, части 3 статьи 30 и статьи 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания принадлежащего им имущества, в том числе общего имущества в многоквартирном доме. На каждом собственнике помещения в доме лежит обязанность по обеспечению сохранности как каждого конкретного помещения в этом доме, так и дома в целом. В соответствии с пунктом 9 статьи 9, пунктом 1 статьи 10 ГК РФ и частью 4 статьи 30 ЖК РФ осуществление права пользования жилым помещением не должно нарушать права и законные интересы соседей.
Согласно части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных на счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 № 562-п в целях формирования системы управления капитальным ремонтом многоквартирных домов на территории Оренбургской области как эффективного инструмента восстановления и модернизации коммунального жилого фонда создана некоммерческая организация «Фонд модернизации жилищно- коммунального хозяйства Оренбургской области».
Судом установлено, что ответчик КЛС является собственником квартиры расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик КНА является собственником квартиры расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчики ГИА и ГОН являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик КОК является собственником квартиры расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Многоквартирный дом (далее по тексту МКД), расположенный по адресу: <адрес>, включен в краткосрочный план реализации региональной программы, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 31.08.2016 № 617-п «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014-2043 годах» на 2017-2019 годы.
Решение о проведении капитального ремонта фасада в МКД на основании части 6 статьи 189 ЖК РФ, было принято администраций города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Согласно представленного истцом в материалы дела технического отчета, по детально-инструментальному обследованию фундаментов и стен, двухэтажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, подготовленного ООО «ДИОС-1» 02 марта 2017 года, следует, что техническое состояние конструкций МКД – ограниченно работоспособное, требуется проведение ремонтных и восстановительных работ конструкций, в том числе выполнить срочные противоаварийные мероприятия под плитами перекрытий стен лоджий.
По результатам проведенных публичных процедур по отбору подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, между некоммерческой организацией «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» и ООО «ТРЕСТ «БРС» (далее Подрядчик) заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ №, по которому Подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>.
Из акта воспрепятствования оказанию услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в присутствии представителей НО «Фонд модернизации жилищно- коммунального хозяйства <адрес>» - ТКВ и УАЖ, главного специалиста администрации МО Шарлыкский сельсовет - МАН, представителя строительного контроля директора ИП «ЕВА» - ЕВА, мастера СМР ООО «ТРЕСТ «БРС» - ПГА, а также представителя собственников многоквартирного дома - ССА, усматривается, что собственники квартир № №, 2, 4, 5, 13 МКД, расположенного по адресу: <адрес>, отказали предоставить доступ к общему имуществу МКД, для проведения строительно-монтажных работ.
Суд, проанализировав представленные сторонами доказательства, нормы действующего законодательства, соглашается с требованиями истца по следующим основаниям.
В силу требований ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30, ст. 39 ЖК РФ, п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, п.п. 4.2.1.5, 4.2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания общего имущества многоквартирного дома, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются ограждающие конструкции дома, в том числе балконные плиты. Капитальный ремонт общего имущества дома проводится по решению общего собрания собственников многоквартирного дома. Не допускается ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги и др., разрушение и повреждение отделочного слоя, в том числе облицовочных плиток. Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Согласно требованиям п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», в состав общего имущества в том числе включается ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Их представленных истцом документов следует, что балконные плиты (плиты лоджий) квартир ответчиков разрушаются, что создает опасность для жизни и здоровья других лиц, проживающих в многоквартирном доме. Проектной и технической документацией по проведению капитального ремонта МКД предусмотрено проведение работ по демонтажу и монтажу балконных и иных плит плит, и сопутствующих им работ.
При этом, суд соглашается с доводами истца о том, что несвоевременность проведения работ по капитальному ремонту может привести к наступлению необратимых последствий в виде ухудшения жилищных условий граждан, причинения вреда имуществу и создания угрозы безопасности жизни населения. Кроме того, затягивание сроков выполнения капитального ремонта препятствует проживанию собственников дома в благоприятных условиях.
Доводы ответчика КЛС о том, что в результате ремонтных работ, связанных с демонтажем лоджий и плит перекрытия, будет нанесен ущерб ее имуществу (внутренне отделке лоджии и квартиры), судом отклоняются, поскольку являются голословными и допустимыми доказательствами в силу ст. 56 ГПК РФ не подтверждены.
Суд принимет во внимание, что Постановление Правительства Оренбургской области № 1263-пп от 13.12.2013 о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах является правовым актом, принятым органом государственной власти является обязательным для исполнения на территории Оренбургской области, в том числе и ответчиками.
Согласно части 1 статьи 39 ГПК РФ истец вправе признать иск.
Суд не принимает, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (часть 2 статьи 39 ГПК РФ).
До рассмотрения дела по существ,у и принятия судом решения по заявленным исковым требованиям, ответчики: КНА, ГИА, ГПН, КОК, исковые требования признали.
В данном случае, суд принимает их признание исковых требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Ответчик КЛС, исковые требования не признала.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из приведенных положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями части 1 статьи 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу статей 12, 56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Факт обращения истца с исковым заявлением в суд свидетельствует о том, что ответчики не обеспечивают истцу и третьему лицу (подрядной организации) доступ в принадлежащие им жилые помещения, для проведения необходимых ремонтно-восстановительных работ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования НО некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области», об обязании ответчиков предоставить доступ к общему имуществу многоквартирного дома, для выполнения работ по капитальному ремонту, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Что же касается требований истца, о взыскании с ответчиков суммы уплаченной государственной пошлины в размере 6 000 рублей, с каждого, то суд приходит к следующему.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
При заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 процентов, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30 процентов (абзац второй пункта 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Факт уплаты истцом государственной пошлины при обращении в суд с исковыми требованиями к ответчикам, подтверждается платежными поручениями: № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 6 000 рублей; № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 6 000 рублей; № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 6 000 рублей; № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 6 000 рублей.
Таким образом, поскольку ответчики: КНА, ГИА, ГПН, КОК, исковые требования признали до вынесения решения по существу, с учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса РФ, с них с каждого, в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 30 % от уплаченной истцом, т.е. в размере 1800 рублей. Оставшаяся часть в размере 70 % (4 200 рублей), от уплаченной суммы по каждому иску, подлежит возврату истцу из средств бюджета муниципального образования «Шарлыкский район» Оренбургской области.
Поскольку ответчик КЛС, исковые требования не признала, уплаченная истцом государственная пошлина при подаче к ней исковых требований в сумме 6000 рублей, подлежит взысканию с нее в полном объеме.
Согласно ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» - удовлетворить.
Обязать КЛС предоставить доступ в жилое помещение многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> для выполнения работ по капитальному ремонту.
Взыскать с КЛС в пользу некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины - 6000 рублей.
Обязать КНА предоставить доступ в жилое помещение многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> для выполнения работ по капитальному ремонту.
Взыскать с КНА в пользу некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины - 1800 рублей.
Обязать ГИА и ГОН предоставить доступ в жилое помещение многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> для выполнения работ по капитальному ремонту.
Взыскать в солидарном порядке с ГИА и ГОН в пользу некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины - 1800 рублей.
Обязать КОК предоставить доступ в жилое помещение многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> для выполнения работ по капитальному ремонту.
Взыскать с КОК в пользу некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины - 1800 рублей.
Возвратить некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно- коммунального хозяйства <адрес>» из средств бюджета муниципального образования «<адрес>» <адрес> 4200 рублей государственной пошлины, уплаченной согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ Банк ВТБ (ПАО) в <адрес> Операционный офис в <адрес>
Возвратить некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-
коммунального хозяйства Оренбургской области» из средств бюджета муниципального образования «<адрес>» <адрес> 4200 рублей государственной пошлины, уплаченной согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ Банк ВТБ (ПАО) в <адрес> Операционный офис в <адрес>
Возвратить некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-
коммунального хозяйства Оренбургской области» из средств бюджета муниципального образования «<адрес>» <адрес> 4200 рублей государственной пошлины, уплаченной согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ Банк ВТБ (ПАО) в <адрес> Операционный офис в г. Оренбурге
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Оренбургский областной суд, через Шарлыкский районный суд, в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 21.07.2020.
Председательствующий Р.Ю. Колдаев