Именем Российской Федерации.
26 января 2012 года г. Шуя
Шуйский городской суд Ивановской области
в составе:
председательствующего судьи Сорокиной А.А.,
при секретаре Фаражаллах Н.И.,
с участием
истца В.,
представителя ответчиков К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску В. к УПФР в городском округе Шуя и Шуйском муниципальном районе о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в г. Шуе и Шуйском районе от 24 февраля 2011 года,
У С Т А Н О В И Л :
В. обратился в суд с иском к УПФР в городском округе Шуя и Шуйском муниципальном районе Ивановской области, в котором просит признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда в городском округе Шуя и Шуйском муниципальном районе Ивановской области от 24 февраля 2011 года № <…> об отказе ему в установлении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы - 30 лет; просит обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в городском округе Шуе и Шуйском муниципальном районе Ивановской области назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с учетом включения в специальный стаж следующих периодов работы: - время работы врачом-интерном с 01.08.1986 года по 01.08.1987 года включить в специальный стаж как 1 год 6 месяцев в льготном исчислении; - период прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ с 19.12.2001 года по 21.03.2005 года в должности старшего врача специалиста отделения анестезиологии и реанимации и интенсивной терапии в военно-лечебном учреждениях, находящихся на территории Северо-Кавказского военного округа и на территории Чеченской Республики, включить в специальный стаж в льготном исчислении; - период прохождения службы с 26 мая 2005 года по 05 октября 2009 года в должности начальника отделения анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии ФГУ «1414 ВГ МВО» МО РФ включить в специальный стаж в льготном исчислении; - период работы во время прохождения курсов повышения квалификации с 02.09.1996 года по 31.10.1996 года включить в специальный стаж в льготном исчислении; - период прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ с 12 января 2000 года по 29 августа 2001 года (1 год 7 месяцев 17 дней) на офицерской должности медицинского профиля (проходил военную службу на должности начальника медицинской службы – начальника медицинского пункта 88—го отдельного радиотехнического батальона 70-й радиотехнической бригады МВО РФ).
Свои требования истец В. мотивировал следующим: 16 ноября 2010 года он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Шуе и Шуйском муниципальном районе Ивановской области с документами о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФ РФ в г.о.Шуя и Шуйском муниципальном районе от 16 февраля 2011 года в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения ему было отказано в виду отсутствия требуемого специального стажа работы 30 лет при наличии 22 лет 06 месяцев 16 дней, поскольку в специальный стаж не были включены периоды прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР с 12 января 2000 года по 05 октября 2009 года на офицерских должностях медицинского профиля: - 12 января 2000 года призван на военную службу ОВК г. Шуи Ивановской области и заключил контракт сроком на 5 (пять) лет; с 24 февраля 2000 года по 29 августа 2001 года работал начальником медицинской службы - начальником медицинского пункта ВУС 9010003 88-го отдельного радиотехнического батальона 70-й радиотехнической бригады МВО; с 29 августа 2001 по 19 декабря 2001 года был откомандирован в распоряжение KB СКВО; с 19 декабря 2001 года по 26 августа 2003 года работал старшим врачом-специалистом отделения анестезиологии и реанимации медицинской роты ВУС 9014013 106-го отдельного медицинского батальона 42-го гв.МСД 58 А; 26 августа 2003 года убыл для дальнейшего прохождения службы в войсковую часть 64646 на должность старшего врача-специалиста О АР и ИТ; - 28 августа 2003 года по 21 марта 2005 года работал старшим врачом-специалистом отделения анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии ВУС-901400322-го Военного госпиталя СКВО; с 21 марта 2005 года по 27 сентября 2005 года был откомандирован в распоряжение Командующего войсками МВО; с 28 сентября 2005 года по 07 сентября 2009 года работал начальником отделения анестезиологии и реанимации ВУС-9014003 1414-го Военного госпиталя Московского военного округа; - с 05 октября 2009 года досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья (п.п. «б» п.З ст.51 Федерального закона) и исключен из списков личного состава 1414 военного госпиталя. Свое решение комиссия УПРФ мотивировала тем, что в Правилах к Спискам должностей и учреждений, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 и от 29.10.2002 года № 781 отсутствует положение о возможности включения в медицинскую выслугу лет периодов прохождения военной службы по специальности в составе Вооруженных Сил. Однако он считает отказ в назначении досрочной пенсии неправомерным, принятым в нарушение ст. 39 и ст. 15 Конституции РФ. Считает, что в соответствии с п. 11 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и п.З ст.28 ФЗ данного закона ему должна быть назначена досрочная трудовая пенсия. В его трудовой книжке имеется запись о том, что он с 24 февраля 2000 года по 05 октября 2009 года проходил службу в Вооруженных Силах СССР по контракту на офицерских должностях медицинского профиля в ФГУ «1414 ВГ МВО» МО РФ. Военный госпиталь это государственное учреждение, и является многопрофильным специализированным лечебным учреждением (военным госпиталем) Вооруженных Сил Российской Федерации, он предназначенный для оказания квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи больным, их лечения и медицинской реабилитации. 1414 военному госпиталю на основании приказов МО ССР от 12 июня 1960 г. № 0180 присвоено условное наименование «Войсковая часть 86691». Государственное учреждение - войсковая часть 86691 на основании постановления Правительства РФ от 10.02.2004 года № 71 и приказа Командующего войсками МВО от 30.10.2006г. № 226 с 06 декабря 2006 года реорганизовано в Федеральное государственное учреждение «1414 Военный госпиталь Московского военного округа» Министерства обороны Российской Федерации (ФГУ «1414 ВГ МВО» МО РФ). Во время прохождения действительной военной службы в должности начальника анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии ФГУ «1414 ВГ МВО» МО РФ он также дополнительно исполнял обязанности врача-анестезиолога-реаниматолога ввиду недостаточного количества ставок врачей указанных специальностей, которые заключались в несении дежурств по отделению анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии; проведении общих обезболиваний, проведении реанимационных мероприятий, ведении больных, требующих интенсивной терапии, о чем зафиксированы сведения в учетных документах: графиках круглосуточных дежурств врачей, журналах учета анестезий, журналах учета стационарных больных, протоколах оперативных вмешательств в журнале учета операций хирургического отделения, историях болезней. Согласно определения Конституционного Суда РФ от 05 ноября 2002 года пенсии, назначаемые гражданам в связи с трудовой и иной деятельностью, заслужены предшествующим трудом. При этом гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, предусмотренные действующим в тот период законодательством, и изменение условий установления пенсий в связи с особыми условиями труда является ограничением конституционного права на социальное обеспечение. Согласно статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с требованиями данной нормы в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» вступил в законную силу с 01 января 2002 года и не содержит указаний на обратную силу данного закона или отдельных его положений. Изменение условий сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, которые до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в соответствии с ранее действующими нормативно-правовыми актами приобрели право на включение в специальный стаж периодов работ, связанных с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, не может быть оправдано указанными в ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения, которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод гражданина. Позиция ответчика основана на предании обратной силы ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Постановлению Правительства РФ, ухудшающим положение граждан, которые приобрели в соответствии с ранее действующим законодательствам право на включение в срок выслуги для назначения пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения определенных периодов работы. Такая позиция УПФР в г.о. Шуе и Шуйском муниципальном районе не может быть признана правильной, поскольку данная позиция несовместима с требованиями Конституции РФ. Считает, что исключение из его специального стажа периода прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ противоречит указанным конституционным принципа. Период его работы с учетом времени службы в Вооруженных Силах РФ составляет на 16 ноября 2010 года 32 года 3 месяца 9 дней. Считает, что период прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ в период с 19 декабря 2001 года по 21 марта 2005 года, в должности старшего врача специалиста отделения анестезиологии и реанимации и интенсивной терапии в военно-лечебном учреждениях, находящихся на территории Северо-Кавказского военного округа и на территории Чеченской Республики, должен быть включен в специальный стаж: как 1 год службы за 1 год 6 месяцев, то есть в льготном исчислении, а также период прохождения службы с 26 мая 2005 года по 05 октября 2009 года в должности начальника отделения анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии ФГУ «1414 ВГ МВО» МО РФ также должен быть включен специальный стаж в льготном исчислении, поскольку он непосредственно исполнял обязанности врача-анестезиолога-реаниматолога. Кроме того, период его работы с 01.08.1986 года по 01.08.1987 года в должности врача-интерна отделения анестезиологии и реанимации, являющемся единым структурным подразделением Областной клинической больницы г. Иваново, должен быть ему включен в стаж в льготном исчислении, т.к. он считает, что претендовать на досрочную пенсию могут врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков). Это следует из раздела "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Этот Список утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781. В тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников здравоохранения Российской Федерации выделен раздел 2.1 "Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием". В этом разделе упомянуты врачи-интерны. Такие сотрудники должны выполнять работу врача под руководством врача-специалиста. При этом врачи-интерны отвечают за работу наравне со специалистами. Он работал врачом-интерном в отделении анестезиологии и реанимации, являющемся единым структурным подразделением Областной клинической больницы г. Иваново, был зачислен на штатную должность и участвовал в анестезиологических пособиях и был занят нормальной продолжительностью рабочего времени. Считает, что период с 02.09.1996 года по 31.10.1996 года - курсы повышения квалификации, не включены комиссией в специальный стаж неправомерно. Правилами установлено, что в стаж на соответствующих видах работ засчитывается работа, выполняемая в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено иными нормативными правовыми актами при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Пунктом 9 Правил не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды отстранения от работы, периоды простоя. В указанные периоды, по выходным дням, в вечернее и ночное время, он занимался непосредственно врачебной деятельностью в отделении анестезиологии и реанимации с ПРИТ Шуйской ЦРБ, работа в данной должности и в данном структурном подразделении включаются в льготный стаж согласно Постановлению Правительства РФ №781. На период прохождения курсов повышения квалификации действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464. Гарантии компенсации работникам, направленным работодателем для повышения квалификации, предусмотрены ст. 187 ТК РФ, согласно которой при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы (основной должности). Правила исчисления периодов работы не содержат конкретного изъятия, по которому период не может быть включен в специальный стаж. Прохождение сертификационных курсов повышения квалификации является необходимым условием профессиональной деятельности любого врача-специалиста. Поэтому считает, что период работы во время прохождения курсов повышения квалификации с 02.09.1996 года по 31.10.1996 года также должен быть включен в специальный стаж моей работы в льготном порядке - за 1 год работы как 1 год 6 месяцев.
<…>
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 16 ноября 2010 года В. обратился в УПФР в г.о. Шуе и Шуйскому муниципальному району Ивановской области с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости.
Решением от 24 февраля 2011 года УПФР в городском округе Шуе и Шуйском муниципальном районе Ивановской области В. в установлении досрочной трудовой пенсии по ст. 27 п. 1 п.п. 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы 30 лет, что подтверждается копией решения.
Исходя из представленных документов и пояснений сторон, суд считает, что данное решение принято правомерно.
Согласно пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Данной нормой предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При досрочном назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Данными правилами предусмотрено, что в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитывается работа в должностях, указанных в списке. В этом списке не предусмотрена возможность включения в специальный стаж периода прохождения военной службы по специальности. Указанная возможность не предусмотрена с 1 ноября 1999 года, с момента, когда стали применяться Правила и Список должностей и учреждений, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
Из копии трудовой книжки В. видно, что в период с 24 февраля 2000 года по 05 октября 2009 года он проходил службу в кадрах Вооруженных Сил РФ по контракту на офицерских должностях медицинского профиля. Согласно выписки из послужного списка личного дела подполковника м/с запаса В. следует, что он был призван на военную службу с 12 января 2000 года ОВК г. Шуи Ивановской области, с ним был заключен контракт сроком на пять лет. С 12 января 2005 года с В. был заключен контракт до 26 апреля 2008 года, а с 26 апреля 2008 года контракт был заключен сроком на пять лет до 25 апреля 2013 года. 5 октября 2009 года В. был досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья и исключен из списков личного состава 1414 военного госпиталя. Также из указанной выписки видно, что в период прохождения военной службы В. направлялся для прохождения данной службы в различные военные подразделения.
Из этих документов следует, что В. в период с 12 января 2000 года по 05 октября 2009 года проходил действительную военную службу.
Военная служба является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы, которое предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В определении Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 года № 380-О указано, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Исходя из данных положений действующего законодательства, суд считает, что доводы истца о том, что невключением в специальный стаж периода с 12 января 2000 года по 05 октября 2009 года нарушаются его конституционные права, не обоснованы.
Факт того, что В. проходил военную службу на должностях по медицинскому профилю, то есть занимался оказанием квалифицированной, с элементами специализированной, медицинской помощи больным, в государственном учреждении 1414 военный госпиталь, не является основанием для удовлетворения требований истца о включении этого периода в специальный стаж, поскольку не имеется оснований для утверждения, что В. в этот период выполнял работу в должности, предусмотренную Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ.
Кроме того, за время прохождения военной службы за В. отчислений по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ не производилось, что подтверждается обозренным в ходе рассмотрения дела пенсионным делом, а также пояснениями представителя ответчика.
Исходя из установленных обстоятельств и изложенных норм действующего законодательства, суд считает, что В. правомерно отказано во включении в специальный стаж, дающий право на установление досрочной трудовой пенсии периода с 12 января 2000 года по 05 октября 2009 года.
Поскольку не установлено основания для включения в специальный стаж указанного периода прохождения В. военной службы, как в календарном, так и в льготном исчислении, то суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований данной части.
Однако суд считает, что В. неправомерно отказано во включении в специальный стаж периода с 02 сентября 1996 года по 31 октября 1996 года – курсы повышения квалификации.
В данном случае ходе судебного заседания было установлено, что В. с 16 декабря 1991 года по 11 января 2000 года работал в должности врача –анестезиолога -реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации с палатой реанимации и интенсивной терапии Шуйской ЦРБ, что подтверждается копией трудовой книжки и копией справки МУЗ «Шуйская ЦРБ».
Согласно справки Шуйской ЦРБ В. в период с 02 сентября 1996 года по 31 октября 1996 года на основании приказа №<…> от <…> проходил курсы повышения квалификации с сохранением средней заработной платы.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из имеющейся в материалах дела копии справки уточняющей особый характер работы видно, что В., работающий в Шуйской ЦРБ, в период с 02 сентября по 31 октября 1996 года находился на курсах повышения квалификации, при этом за ним в указанный период сохранялось место работы и средняя заработная плата, с которой работодателем были произведены отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую и накопительную часть пенсии.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше правовых норм, период нахождения В. на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы неоправданное ограничение конституционного права В. на социальное обеспечение.
На основании изложенного суд считает, что необходимо обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период нахождения на курсах повышения квалификации с 02 сентября по 31 октября 1996.
Кроме того, согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009), работа в должности врача специалиста (врача-анестезиолога-реаниматолога) в больнице засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Согласно подпункта «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующихслучаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
В связи с этим, суд считает, что период нахождения на курсах повышения квалификации с 02 сентября по 31 октября 1996 года необходимо включить в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год и 6 месяца, поскольку это период работы на основании пункта 3 Постановления N 1066 и п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 как период работы до 1 ноября 1999 года засчитывается в специальный стаж работы в льготном порядке.
Суд считает, что доводы представителя ответчика о том, что в период прохождения курсов истом не выполнялась работа постоянно в течение полного рабочего дня, не обоснованы, так как согласно пояснений истца и пояснений свидетелей, при прохождении курсов В., кроме теоретических занятий проходил и практические занятия на базе лечебного учреждения, где проходили курсы повышения квалификации, то есть он выполнял свою работу, и кроме того, данные курсы проходили в течение полного рабочего дня.
Суд считает, что комиссией принято решение о включении в специальный стаж периода работы с 01 августа 1986 года по 01 августа 1987 года в должности врача-интерна отделения анестезиологии и реанимации областной клинической больницы г. Иваново в календарном исчислении, неправомерно.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Согласно подпункта «б» пункта 5 указанных Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующихслучаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
В соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев в стаж в льготном исчислении засчитывается оперирующим врачам-специалистам всех наименований, работавшим в отделениях анестезиологии-реанимации в учреждениях здравоохранения.
Согласно копии трудовой книжки В. в период с 01 августа 1986 года по 01 августа 1987 года он работал в Областной клинической больнице г. Иваново врачом-интерном анестезиологического отделения.
Согласно ранее действовавшего Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на досрочную трудовую пенсию, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 6 сентября 1991 года, работа в должности врача независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности дает право на получение досрочной пенсии. В соответствии с п. 2 Постановления исчисления сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам анестезиологам отделений анестезиологии-реанимации стационаров один год в этих должностях и подразделениях засчитывается как за один год и шесть месяцев.
Согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 года №367, врач-интерн относится к категории специалистов.
В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 27.08.1997 года №43 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифноквалификационных характеристик» врач-интерн является специалистом с высшим медицинским и фармацевтическим образованием и согласно должностным обязанностям осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия.
В соответствии с представленным суду Ивановской областной клинической больницей Положением «Об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов», утвержденным Приказом Министра здравоохранения СССР и Министра высшего и среднего специального образования ССС от 4 сентября 1972 года, основной задачей одногодичной специализации (интернатуры) является подготовка врачей-специалистов по одной из клинических специальностей. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача интерны обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. На интернов полностью распространяются правила внутреннего распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного лечебно-профилактического учреждения.
Из пояснений истца и пояснений свидетеля <…>, который в тот же период проходил ординатуру в Ивановской областной клинической больнице, следует, что В. при прохождении интернатуры самостоятельно выполнял работу, замещал штатных докторов, проводил наркоз, осматривал больных.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в данный спорный период В. выполнял работу врача специалиста – анестезиолога и осуществлял деятельность в отделении анестезиологии Ивановской областной клинической больницы г. Иваново, что является основанием для включения спорного периода работы в специальный стаж в льготном исчислении.
На основании установленных обстоятельств, суд считает, что поскольку в данном случае хотя и установлены периоды, подлежащие включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии В., однако на момент подачи заявления – 16 ноября 2010 года у него отсутствует специальный стаж 30 лет, необходимый для назначения досрочной пенсии, в связи с этим В. необходимо отказать в удовлетворении требований о признании за ним права на досрочную трудовую пенсию и о возложении обязанности на Управление Пенсионного Фонда России в г.о. Шуя и Шуйском муниципальном районе по назначению ему досрочной трудовой пенсии с момента обращения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что необходимо частично удовлетворить заявленные требования истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить заявленные В. требования частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Шуе и Шуйском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии В. в льготном порядке (один год как один год шесть месяцев) период с 01 августа 1986 года по 01 августа 1987 года – время работы врачом-интерном, а также период с 02 сентября 1996 года по 31 октября 1996 года – время прохождения курсов повышения квалификации.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований В. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия данного решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.А. Сорокина