Судья Злобина Н.С. № 33а-1203/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«08» июня 2020 года
Судья судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда Пелевина Н.В., рассмотрев в апелляционном порядке административный материал (№ М-313/2020, УИД 44RS0003-01-2020-000616-63) по частной жалобе Одинцова Юрия Сергеевича на определение судьи Шарьинского районного суда Костромской области от 08 мая 2020 года, которым административное исковое заявление Одинцова Юрия Сергеевича к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Костромской области об оспаривании действий администрации исправительного учреждения и взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания оставлено без движения,
у с т а н о в и л а:
Одинцов Ю.С. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что ранее он был осужден и отбывал наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Костромской области. После освобождения он обратился в ЕСПЧ с жалобой на плохие условия содержания в исправительном учреждении в период 2012-2017 годов. На момент обращения ЕСПЧ признавал механизм правовой защиты осужденных в Российской Федерации неэффективным и принимал жалобы на ненадлежащие условия содержания в пенитенциарных учреждениях без прохождения российских судебных процедур. 04 апреля Европейский Суд по правам человека рассмотрел дело № 41743 «Евгений Михайлович Шмелев против России», в котором сделал вывод о появлении эффективного механизма защиты для осужденных по взысканию компенсации за плохие условия содержания в связи с принятием Федерального закона № 494-ФЗ. Статья 5 указанного Федерального закона содержит переходные положения, в соответствии с которыми в течение 180 дней после его вступления в силу все лица, которые на дату вступления в силу закона о компенсации имеют жалобу, находящуюся на рассмотрении Европейского суда, могут требовать компенсации в соответствии с этим законом. В исковое заявление должна быть включена информация о жалобах, поданных в Европейский суд, включая дату подачи и номер заявления. Он обратился в Европейский суд с жалобой № № 06 сентября 2017 года, период содержания 2012-2017 на ненадлежащие условия по следующим основаниям: необеспечение приемлемой санитарной нормой площади в помещении проживания и локальном участке для передвижения, недостаточность наличия санитарных приборов, наличие грызунов и паразитов, проживание совместно с больными ВИЧ-инфекцией и иными заболеваниями, скудностью питания, из-за чего он испытывал чувство унижения, которое длилось продолжительное время. Просил признать действия административного ответчика в период его содержания в ненадлежащих условиях незаконными, взыскать компенсацию в размере 250 000 руб.
Определением судьи Шарьинского районного суда Костромской области от 08 мая 2020 года административное исковое заявление Одинцова Ю.С. оставлено без движения как несоответствующее требованиям статей 220, 227.1 КАС РФ, административному истцу предложено в срок до 07 июня 2020 года устранить указанные в определении недостатки.
В частной жалобе Одинцов Ю.С. выражает несогласие с указанным определением и просит его отменить, направить материал в тот же суд для рассмотрения по существу. Указывает, что в обоснование заявленных требований в административном иске им были указаны основания обращения с иском, период его содержания в исправительном учреждении, который указан в годах. В исковом заявлении имеется ссылка на решение Европейского Суда «Шмелев против России», а судебные акты ЕСПЧ являются неотъемлемой частью российской правовой системы. Реквизиты его банковского счета указаны в приложении к иску в виде распечатки, выданной в банке, о чем имеется отметка в исковом заявлении.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ частная жалоба рассмотрена судьей суда апелляционной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив имеющийся материал, изучив доводы частной жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 222 КАС РФ судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на основании части 1 статьи 130 настоящего Кодекса в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 220 настоящего Кодекса (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 130 КАС РФ судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Оставляя административное исковое заявление Одинцова Ю.С. без движения, судья руководствовалась приведенными нормами и исходила из того, что административное исковое заявление не соответствует пунктам 4, 7 части 2 статьи 220 и части 2 статьи 227.1 КАС РФ, так как в нем не указано, в чем заключается незаконность действий (бездействий) административного ответчика, период его содержания в исправительном учреждении, нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые действие (бездействие) ответчика, а также реквизиты банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
С выводом судьи о наличии оснований для оставления административного искового заявления без движения согласиться нельзя.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно части 2 указанной статьи административное исковое заявление, поданное в соответствии с частью 1 настоящей статьи, должно содержать сведения, предусмотренные статьей 220 настоящего Кодекса, требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также реквизиты банковского счета лица, подающего такое заявление, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
В соответствии с пунктами 4, 7 части 2 статьи 220 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
Как усматривается из представленного материала, перечисленные требования Одинцовым Ю.С. при предъявлении административного искового заявления соблюдены.
Период содержания в исправительном учреждении – с 2012 года по 2017 год – в административном иске указан. Из искового заявления следует, что незаконными действиями административного ответчика – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Костромской области – административный истец считает его содержание в ненадлежащих условиях. При этом описание условий, которые истец считает ненадлежащими, в заявлении также приведено.
Реквизиты банковского счета приложены Одинцовым Ю.С. к административному исковому заявлению, на что есть указание в тексте заявления.
Уточнение требований и фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в случае, если суд сочтет изложенное в административном исковом заявлении недостаточным, представление необходимых доказательств сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в целях реализации определенных в статье 132 КАС РФ задач подготовки дела к судебному разбирательству - обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела - осуществляется в ходе подготовки дела к судебному разбирательству.
Таким образом, препятствий для принятия административного искового заявления к производству суда не имелось.
В этой связи обжалуемое определение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а материал – направлению в суд первой инстанции для решения вопроса о его принятии к производству суда.
Руководствуясь ст. 316 КАС РФ, судья
о п р е д е л и л а:
Определение судьи Шарьинского районного суда Костромской области от 08 мая 2020 года отменить, материал направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления Одинцова Ю.С. к производству суда.
Судья Н.В. Пелевина