Дело № 2-224/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Суоярви 11 сентября 2020 года
Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Зайкова С.Н.,
с участием прокурора Кучина И.А.,
при секретаре Коневой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суоярвского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Суоярвский район», МДОУ Детский сад № 5 «Радуга», МОУ «Кайпинская основная общеобразовательная школа» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Суоярвского района, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Суоярвский район» (далее по тексту администрация района), муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 5 «Радуга» (далее по тексту МДОУ Детский сад № 5 «Радуга»), муниципальному общеобразовательному учреждению «Кайпинская основная общеобразовательная школа» (далее по тексту МОУ «Кайпинская ООШ») об обязании совершить определенные действия. Заявленные исковые требования обосновывает выявлением при осуществлении надзорной деятельности нарушений со стороны МДОУ Детский сад № 5 «Радуга» и администрации района Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации». Постановлением Главы администрации МО «Суоярвский район» от хх.хх.хх г. № МДОУ Детский сад № 5 «Радуга» с хх.хх.хх г. реорганизован путем присоединения к МОУ «Кайпинская ООШ». При этом согласно актам обследования и категорирования объекта образования от хх.хх.хх г., паспорту безопасности объекта образования от хх.хх.хх г. МДОУ Детский сад №5 «Радуга» была присвоена третья категория опасности. До настоящего времени учреждение, расположенное по адресу: ..., ул. ..., системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», системами видеонаблюдения и охранной сигнализации не обеспечено; охрана объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не обеспечена; на 1 этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вне ведомственной охраны войск национальной гвардии РФ) не оборудовано; основные входы в здание контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) не оборудованы; стационарными или ручными металлоискателями объект не оснащен. Ссылаясь на положения Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» просит суд обязать администрацию МО «Суоярвский район», МДОУ Детский сад № 5 «Радуга», МОУ «Кайпинская ООШ» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической безопасности образовательного учреждения, а именно: устранить указанные нарушения.
В судебном заседании прокурор Кучин И.А. исковые требования уточнил. Просил обязать ответчиков, устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической безопасности в срок до хх.хх.хх г., отказался от заявленных требований в связи с их исполнением, в части оснащения здания МОУ «Кайпинская ООШ», расположенного по адресу: ..., ул. ..., системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112.
Представитель ответчика в лице МОУ «Кайпинская ООШ» Гиссиева С.П. в судебном заседании пояснила, что частично требования прокурора в настоящее время исполнены, а именно: здания МОУ «Кайпинская ООШ» по адресу: ..., ул. .... оборудованы системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Ответчик в лице Администрации муниципального образования «Суоярвский район» своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте слушания извещены. Представили отзыв на исковое заявление, в котором выражают свое несогласие с требованиями прокурора.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Суоярвского района подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в ходе прокурорской проверки установлены факты неисполнения ответчиками требований федерального законодательства в сфере антитеррористической безопасности МОУ «Кайпинская ООШ», что выразилось в не обеспечении образовательного учреждения по адресу: ..., ул. ..., охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Кроме того, на 1 этаже здания МОУ «Кайпинская ООШ» по адресу: ..., ул. ..., помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ) не оборудовано. Основные входы в здание контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) не оборудованы, система сигнализации и видеонаблюдения, стационарные или ручные металлоискатели отсутствуют.
До настоящего времени данные мероприятия не проведены.
При этом согласно постановлению Главы администрации МО «Суоярвский район» от хх.хх.хх г. № МДОУ Детский сад № «Радуга» с хх.хх.хх г. реорганизован путем присоединения к МОУ «Кайпинская ООШ». При этом согласно актам обследования и категорирования объекта образования от хх.хх.хх г., паспорту безопасности объекта образования от хх.хх.хх г. МДОУ Детский сад № «Радуга» была присвоена третья категория опасности.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от хх.хх.хх г. здание, расположенное по адресу: ..., ул. ..., находятся в оперативном управлении МДОУ Детский сад № 5 «Радуга».
Установлено, что МОУ «Кайпинская ООШ» является правопреемником МДОУ Детский сад № 5 «Радуга».
В соответствии с п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
П.3 ч.1 ст.17 данного Закона предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п.п. 3,4,5 ч.1 ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что соблюдение условий охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников образовательной организации является обязанностью, как образовательного учреждения, так и администрации района, которая, является главным распорядителем бюджетных средств местного бюджета, в соответствии с действующим законодательством осуществляет финансирование мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего функционирования бюджетных учреждений района. Бюджеты муниципальных образований самостоятельны в осуществлении бюджетного процесса. Самостоятельность бюджетов основана на принципах, изложенных в ст. 31 БК РФ.
С учетом установленных по делу обстоятельств, исследованных доказательств, положений Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», п.п. «д» п.11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.п. 5,6,14,15.43,44 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд полагает, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению, иск заявлен к надлежащим ответчикам, имея ввиду круг полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов, определенных действующим законодательством в т.ч. в сфере образования.
При этом в силу положений ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, в числе прочего, относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
С учетом отказа от иска прокурора в части требований к МДОУ детский сад № 5 «Радуга» и добровольным исполнением исковых требований в части оснащения здания системой требованных сообщений в данной части определением суда от хх.хх.хх г. производство по делу прекращено.
При определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, с учетом положений ст.206 ГПК РФ, с учетом позиции участвующих в деле лиц, суд полагает необходимым обязать ответчиков совершить известные действия в срок до хх.хх.хх г.. С учетом требований ст.206 ГПК РФ данный срок суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Исковые требования прокурора Суоярвского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «Суоярвский район», МОУ « Кайпинская основная общеобразовательная школа» в срок до хх.хх.хх г. устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической безопасности:
- обеспечить охрану МОУ «Кайпинская основная общеобразовательная школа» по адресу: ..., ул. ..., сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудовать на 1-м этаже здания МОУ «Кайпинская основная общеобразовательная школа», расположенного по адресу: ..., ул. ..., помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
- оборудовать основные входы в здание МОУ «Кайпинская основная общеобразовательная школа», расположенное по адресу: ..., ул. ..., контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
- оснастить здание МОУ «Кайпинская основная общеобразовательная школа», расположенное по адресу: ..., ул. ..., системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией, стационарными или ручными металлоискателями.
В остальной части - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Суоярвский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца после составления полного текста решения.
Судья С.Н. Зайков
Мотивированное решение изготовлено 14.09.2020
Последний день подачи апелляционной жалобы 14.09.2020