Дело №2-4971/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2015 года г.Махачкала
Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего судьи Махатиловой П.А., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству Финансов РФ о возмещении имущественного вреда, причиненного в ходе проведения спецоперации по нейтрализации участников незаконных вооруженных формирований,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству Финансов РФ о возмещении имущественного вреда, причиненного в ходе проведения спецоперации по нейтрализации участников незаконных вооруженных формирований, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 ч. 00 мин. был объявлен правовой режим контртеррористической операции в <адрес>. В ходе проведения специальных мероприятий сотрудниками УФСБ России по РД и МВД по РД при пересечении собственности двухэтажное жилое домовладение по адресу: <адрес> «а» и все имущество, находившееся в доме.
Какие-либо выплаты по возмещению имущественного ущерба в результате проведенных ДД.ММ.ГГГГ специальных мероприятий сотрудниками УФСБ России по РД и МВД по РД при пресечении террористического акта правомерными действиями, не производилось.
Согласно Консалтингового отчета причиненный ей имущественный вред составляет 4 739 884 рублей, из них: восстановительная стоимость жилого двухэтажного дома - 4 139 000 рублей, имущественный вред - 600 884 рублей.
Постановлением следователя по ОВД Дербентского МРСО СУ РФ по РД ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ она призвана потерпевшей по уголовному делу №404132.
Согласно Заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ проведенного на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ следователя по ОВД Дербентского МРСО СУ СК РФ по РД, экспертом-оценщиком ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ для целей определения размера причиненного ущерба в результате проведения специальных мероприятий дому № «а» по <адрес> в <адрес>, по материалом уголовного дела № проведена строительно-техническая экспертиза. Согласно данного заключения восстановительная стоимость жилого дома составляет 4150464 (четыре миллион сто пятьдесят тысяч четыреста шестьдесят четыре) рублей.
Согласно Отчета - заключения по результатам обследования жилого <адрес> в <адрес>, проведенной Общероссийским общественным фондом «центр качества строительства» Дагестанское региональное отделение стоимость ремонтно-восстановительных работ составляет 4326193 (четыре миллиона триста двадцать шесть тысяч сто девяносто три) рублей.
Согласно Акта обследования помещения № от 15.01.2015г.и Заключения межведомственной комиссии городского округа «<адрес>» о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии, не пригоден для проживания.
В соответствии с требованиями п. 9.1 Методических рекомендаций МЧС России за № от ДД.ММ.ГГГГ г., предусматривающей порядок выплаты единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения, администрацией муниципального образования конкретный размер помощи пострадавшим от стихийного бедствия гражданам определяется на основании проведенного обследования частного жилого помещения комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления, которыми составляются акты обследования жилых помещений, являющиеся неотъемлемой частью к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи, которые должны быть подписаны членами комиссии и пострадавшими гражданами (собственниками жилья); согласованы руководителем (его заместителем) управления по делам ГО ЧС муниципального образования и утверждены руководителем органа местного самоуправления. Акты должны содержать в себе расшифровку подписей, иметь дату и заверены соответствующей печатью.
Согласно ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Статья 18 ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ) предусматривает: «Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших. Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ».
В настоящее время порядок возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, устанавливает постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Так пункт 3 постановления определяет, что Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее одного месяца с даты совершения террористического акта или завершения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями (окончания контртеррористической операции) обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Таким образом, постановление Правительства подтвердило право лиц, которым причинен вред правомерными действиями при пресечении террористического акта, на компенсацию этого вреда.
Указанным Постановлением утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В п. 10 Правил указано, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов по финансовому обеспечению следующих мероприятий:
а) выплата единовременного пособия (семьям граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта, гражданам, получившим в результате террористического акта вред здоровью и др.);
б) проведение аварийно-спасательных работ;
в) проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, получивших повреждения в результате террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями;
г) развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более одного
месяца) пунктов временного проживания и питания для эвакуируемых граждан (из
расчета за временное проживание - до 550 рублей на человека в сутки, за питание -
до 100 рублей на человека в сутки);
д) оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества:
гражданам (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или
имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического
лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Таким образом, обязательство по осуществлению компенсационных выплат потерпевшему в результате теракта истице возложено на ФИО1.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ, от имени Российской Федерации выступает Министерство Финансов РФ.
В соответствии с п.п.2, 9 ч.1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают (в частности): из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В соответствии со ст.307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоят» Кодексе.
Исходя из вышеизложенного компенсационные выплаты в пользу истца должны осуществляться за счет средств федерального бюджета (казны РФ) и это вытекает из содержания вышеизложенных правовых норм вследствие обязательства государства по выплате установленной законом компенсации потерпевшему в результате теракта в связи с причинением ей имущественного ущерба и телесных повреждений.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО6 исковые требования ФИО2 поддержала, просила их удовлетворить.
Министерство Финансов РФ в письменных возражениях в удовлетворении исковых требований ФИО2 просило отказать.
Выслушав объяснения представителя истца по доверенности ФИО6, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право
которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему
убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в
меньшем размере.
Кроме того, статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях и в порядке, которое предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
Частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Для возложения на лицо имущественной ответственности за причиненный вред необходимы наличие таких, обстоятельств, как наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда и его вина, а также причинно-следственная связь между Действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями.
Вина причинителя вреда является общим условием ответственности за
причинение вреда. Каких-либо иных условий для наступления ответственности
причинителя вреда закон не содержит.
В соответствии с частью 2 статьи 18 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О противодействии терроризму» возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» были утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации. Данные Правила устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по (ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплатфизическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Статьей 3 данных Правил устанавливается, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов: Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными
действиями, для покрытия расходов на финансовое обеспечение ряда мероприятий,
оказание финансовой помощи гражданам, получившим в результате чрезвычайной
ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета
степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред в размере 400 тыс.
рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека), финансовой
помощи в связи с утратой имущества гражданам (из расчета за частично утраченное
имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100
тыс. рублей на человека).
Аналогичные положения содержатся и в пункте 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по| предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», действовавших на момент проведения контртеррористической операции.
В соответствии с положениями пункта 14 Порядка исполнения решений Правительства РФ в части финансового обеспечения мероприятий, указанных в пунктах 9-11 настоящих правил, осуществляется не позднее одного месяца с даты принятия соответствующего решения РФ, а мероприятий, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 12, после представления Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в Министерство финансов Российской Федерации документов, подтверждающих фактически произведенные расходы.
В соответствии с частью 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъекту Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по иску к Российской о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, что предопределяет публично-правовую природу отношений, связанных с формированием и исполнением бюджетов, а также характер правового регулирования, особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере.
Бюджет каждого территориального уровня как инструмент реализации финансовой политики государства служит для распределения и перераспределения финансовых ресурсов на определенной территории, посредством чего происходит финансовое обеспечение публичных функций, а сами бюджетные отношения выступают в таком случае существенным элементом социально-экономического развития государства и муниципальных образований. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.
Таким образом, взыскание денежных средств в счет выплаты единовременного пособия за счет средств бюджета Российской Федерации повлечет за собой повторное взыскание, поскольку указанные денежные средства будут направлены в бюджет субъекта - Республики Дагестан е виде бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации направляются документы для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц. в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, взыскание финансовой помощи в виде единовременного пособия в пользу Истца за счет казны Российской Федерации не основано на нормах действующего законодательства.
При изложенных обстоятельствах у суда не имеются основания для удовлетворения требований ФИО2
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35 "О противодействии терроризму" государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших.
Согласно статье 1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация представляет собой обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые (могут повлечь или) повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со статьями 18 и 25 названного закона граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе в результате террористического акта.
Из этих норм Закона следует, что причинение материального ущерба в результате террористического акта подпадает под действие названного Закона и граждане, здоровью которых причинен ущерб, имеют право на его возмещение.
Возмещение вреда осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», признанно утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству Финансов РФ о возмещении имущественного вреда, причиненного в ходе проведения спецоперации по нейтрализации участников незаконных вооруженных формирований, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения.
Судья: Махатилова П.А.