Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3876/2014 ~ М-3548/2014 от 05.08.2014

Дело № 2-3876/14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 сентября 2014 года                                    г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска в составе:

Председательствующего Олифер А.Г.,

при секретаре Арбузовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой В.А. к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска и Администрации города Смоленска о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории и возложении обязанности согласовать и утвердить данную схему,

у с т а н о в и л:

Павлова В.А. обратилась в суд с иском к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска (далее – Управление), Администрации города Смоленска (далее Администрация), указывая, что по решению Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ ей как лицу из числа льготной категории Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее – Департамент) выделен земельный участок площадью <данные изъяты> с разрешенным использованием «под индивидуальное жилищное строительство», расположенный в п<адрес>. Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ она поставлена в известность о необходимости в целях оформления права на земельный участок представить в Департамент утвержденную Администрацией схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – <данные изъяты>). На обращение истицы в Управление по вопросу утверждения разработанной ООО <данные изъяты>» по заданию истицы схемы расположения земельного участка Управлением было отказано по тем основаниям, что в отношении <адрес> отсутствует утвержденный проект планировки территории, с указанием при этом на необходимость согласования границ выделенного истице Департаментом земельного участка с МКП <данные изъяты>» и получения положительного заключения ТЦ «<данные изъяты>». Ссылаясь на нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок согласования схем расположения земельных участков на территории г.Смоленска, правила землепользования и застройки, полагает незаконным отказ Администрации в согласовании схемы расположения земельного участка на КПТ и просит обязать Управление согласовать, Администрацию утвердить подготовленную ООО «<данные изъяты>» схему расположения подлежащего предоставлению в собственность истицы земельного участка.

Павлова В.А. и ее представитель Новикова Е.А. в судебное заседание не явились, в иске просили о рассмотрении дела без их участия.

Представитель ответчиков Управления и Администрации - Новикова А.В. в судебном заседании относительно исковых требований возражала с приведением доводов, аналогичных тем, которые явились основанием к отказу в согласовании схемы расположения земельного участка, дополнив, что в настоящее время в рамках исполнения муниципального контракта, заключенного между Администрацией города Смоленска и ООО «<данные изъяты>», последним производится разработка Проекта планировки и межевания земельного участка под комплексную жилую застройку территории в районе <адрес>. по завершении которой возможно принятие положительного решения по вопросу согласования и утверждения схемы расположения земельного участка. Отказ истцу в этом на данном этапе обусловлен необходимостью упреждения произвольного и беспорядочного формирования земельных участков в указанном районе и соблюдения градостроительных норм.

Представители Департамента, МКП «<данные изъяты> и ООО «<данные изъяты>» в суд не явились, о времени и месте его проведения извещались.

В силу ч.ч.3,5 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя ответчиков Новикову А.В. и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

По общему правилу, пункта 1 части 1 статьи 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу части 1 статьи 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.

Абзацем 3 пункта 10 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Статьей 1 Закона Смоленской области от 08.02.2007 года №1-з установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области (далее - уполномоченный орган).

Таким органом, согласно пункту 1.2 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске (утв. постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 года №243) (далее – Порядок), является Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.

В соответствии с ч.1 ст.8 ГрК РФ и ч.1 ст.11 ЗК РФ подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.

По делу установлено, что на основании вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ года на Департамент возложена предоставить Павловой В.А. бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка в <адрес> в пределах установленных минимальных и максимальных размеров с проведением за счет Павловой В.А. работ по формированию данного участка земли (л.д.30-31, 32-33).

В рамках исполнения постановленного судебного акта письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ истице в соответствии с разделом 2 вышеуказанного Порядка со ссылкой на Федеральный закон от 24.07.2017 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предложено представить в названный уполномоченный орган утвержденную в установленном порядке схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в <адрес> площадью <данные изъяты> При этом, уполномоченным органом Павловой В.А. предоставлены исходные геодезические данные (географические координаты) участка (л.д.14-15).

По заданию истицы ООО «<данные изъяты>» на основе предложенных Департаментом исходных географических данных в системе МСК (местная система координат) подготовило схему расположения на КПТ в <адрес> земельного участка площадью <данные изъяты> )л.д.12-13, 16).

Письмом заместителя главы Администрации города Смоленска по архитектуре, строительству и землеустройству от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании указанной схемы расположения земельного участка истице отказано по тем основаниям, что в отношении соответствующей территории <адрес> отсутствует разработанный и утвержденный в установленном порядке проект планировки под малоэтажную застройку. Кроме того, указано на то, что спорный участок земли расположен в зоне крутых склонов и оврагов, на нем произрастают деревья, в связи с чем требуется заключение ТЦ «<данные изъяты>» и согласование представленной схемы с МКП «<данные изъяты>» (л.д.7-8).

В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Исходя из положений п.п. 1.3.1, 2.4, 2.8, 3.3.1 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 03.10.2011 года №1922-адм (далее – Административный регламент), предоставление указанной муниципальной услуги осуществляет Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска в срок не позднее 30 дней с момента регистрации заявления о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории и предусматривает внесение земельного участка в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, согласование начальником Управления – главным архитектором города и утверждение заместителем Главы Администрации города Смоленска. Основаниями для отказа в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории является, в частности, несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска.

Анализ имеющихся в деле доказательств позволяет суду прийти к выводу об обоснованности заявленных Павловой В.А. требований ввиду следующего.

Сторонами спора признано, что предоставляемый истице уполномоченным органом земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) г.Смоленска, утвержденными решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 № 490 (с изменениями, внесенными решением Смоленского городского Совета от 27.08.2013 № 926), находится в территориальной зоне Ж1 (Зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры), градостроительный регламент которой допускает строительство индивидуальных жилых домов.

Из объяснений представителя ответчиков следует, что в настоящее время проект планировки под малоэтажную застройку в <адрес> не разработан и в установленном порядке не утвержден.

Вместе с тем, само по себе, данное обстоятельство основанием для отказа в предоставлении соответствующей муниципальной услуги служить не может.

Не утверждение органом местного самоуправления упомянутого проекта планировки при наличии у истца права на предоставление в собственность земельного участка для ИЖС, определении уполномоченным органом (Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области) места расположения такого участка в <адрес> и соответствии цели предоставления участка зонированию соответствующей территории, правового значения для определения возможности согласования упомянутой выше схемы не имеет.

Реализация субъективного права Павловой В.А. на получение в собственность указанного земельного участка не может быть поставлена в зависимость от утверждения упомянутого выше проекта планировки притом, что данный вопрос, разрешение которого зависит от воли соответствующего публичного органа (ст.ст. 8, 41, 45, 46 ГрК РФ, п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), может рассматриваться неопределенное время, в связи с чем истица не может нести риск негативных последствий такого бездействия. В этом случае Управление архитектуры обязано согласовать, а Администрация – утвердить подготовленную за счет Павловой В.А. схему, поскольку закон (п. 4 ст. 28 ЗК РФ, а также ГрК РФ) не ограничивает право гражданина на получение в собственность земельного участка, расположенного на незастроенной территории, в отношении которой органом местного самоуправления проект планировки не утвержден. Отсутствие в рассматриваемой ситуации упомянутого документа территориального планирования с отображенными красными линиями не влияет на статус спорного земельного участка, как территории, которую возможно использовать для ИЖС.

При таких обстоятельствах, правила пп. 4 п. 2.8 Административного регламента, устанавливающее в качестве основания для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории отсутствие разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта планировки незастроенных территорий, предусмотренного генеральным планом под осуществление малоэтажной застройки, применению не подлежат, как противоречащие п. 4 ст. 28 ЗК РФ.

Статья 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», ст.ст. 1-2, 8, 41-46 ГрК РФ, ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на которые ссылается представитель ответчиков, запрет на предоставление гражданину земельного участка для ИЖС, расположенного на незастроенной территории, в отношении которой в установленном порядке не утвержден проект планировки, не устанавливают.

Ссылки представителя ответчиков на то, что в настоящее время в органе местного самоуправления на рассмотрении находятся вопросы о согласовании выполненных различными межевыми организациями схем расположения земельных участков для ИЖС в п. Пасово г. Смоленска, границы которых сформированы произвольно, с нарушением действующих СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», постановления Администрации Смоленской области от 05.06.2007 № 207 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Смоленской области» (не соблюдается установленная ширина улиц в жилой застройке, не предусмотрены разъездные карманы и разворотные площадки на тупиковых улицах, въезды и выезды на магистральные улицы, формирование улиц без учета минимальных радиусов поворота) правового значения для разрешения настоящего гражданского дела не имеют, поскольку приведенные выше обстоятельства не являются доказательством того, что именно земельный участок, на который претендует Павлова В.А., не соответствует требованиям СНиП и СанПиН (нарушает нормативную ширину улицы, частично либо полностью находясь на территории общего пользования; препятствует развороту транспортных средств и т.п.).

С доводами представителя ответчиков о необходимости представления истицей для оказания соответствующей муниципальной услуги заключений ТЦ «<данные изъяты>», а также данных о согласовании представленной схемы с МКП «<данные изъяты>», поскольку спорный участок земли расположен в зоне крутых склонов и на нем произрастают деревья, согласиться нельзя.

В соответствии с п.п. 2.6.1, 2.6.3 Административного регламента для предоставления муниципальной услуги заявитель предъявляет следующие документы: схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории; правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок (договоры купли-продажи, мены, аренды, государственные акты и т.д.) (в случае если земельный участок был предоставлен ранее); копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на земельном участке); письмо Департамента имущественных и земельных отношений (в случае новообразования земельного участка); акт выбора земельного участка (в случае если земельный участок формируется по процедуре предварительного согласования места размещения со всеми необходимыми документами для выбора варианта размещения объекта капитального строительства).

При этом все иные кроме названной схемы документы, если они не были предоставлены заявителем самостоятельно, запрашиваются органом местного самоуправления в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы. Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных названным Административным регламентом, не допускается.

Таким образом, приведенные выше положения Административного регламента не обязывают заявителя предоставлять в орган местного самоуправления заключение ТЦ «Геомониторинг-Смоленск», а также данные о согласовании представленной схемы расположения участка с МКП «Зеленстрой» даже в случае, если испрашиваемый земельный участок расположен в зоне крутых склонов и на нем произрастают деревья, в связи с чем непредставление упомянутых документов (сведений) не может служить основанием для отказа в согласовании органом местного самоуправления схемы расположения такого участка.

Вопреки доводам представителя ответчиков ни Правила производства земляных работ на территории города Смоленска, утвержденные постановлением Главы города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ , ни Порядок осуществления вырубки (сноса) и определения компенсационной стоимости зеленых насаждений на территории города Смоленска, утвержденный постановлением Администрации города Смоленска от 18.10.2013 года №826-адм, ни Федеральный закон от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не содержат положений, из которых вытекала бы обязанность истицы согласовать представленную им схему расположения земельного участка с МКП «<данные изъяты>» либо ТЦ «<данные изъяты>».

С учетом изложенного, указание в п. 2.5 упомянутого Административного регламента в качестве правовых оснований предоставления муниципальной услуги распоряжения заместителя Главы города Смоленска от 06.03.2009 года №74-р «Об утверждении Положения по изготовлению и согласованию схем расположения земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) территории города Смоленска» не свидетельствует о необходимости выполнения заявителем требований п.п. 1.2, 2.1 названного Положения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным отказ Администрации города Смоленска в согласовании подготовленной ООО «<данные изъяты>» схемы расположения на кадастровом плане (карте) территории подлежащего предоставлению в собственность Павловой В.А. земельного участка площадью <данные изъяты> находящегося в поселке <адрес>

Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска согласовать, а Администрацию города Смоленска утвердить подготовленную ООО «<данные изъяты>» схему расположения на кадастровом плане (карте) территории подлежащего предоставлению в собственность Павловой В.А. земельного участка площадью <данные изъяты> находящегося в <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.



Председательствующий А.Г. Олифер

Решение в окончательной форме изготовлено 08.09.2014 года.

2-3876/2014 ~ М-3548/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Павлова Валентина Александровна
Ответчики
Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска
Администрация г. Смоленска
Другие
МКП "Зеленстрой"
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
ООО Бином
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Олифер А.Г.
Дело на странице суда
leninsky--sml.sudrf.ru
05.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2014Передача материалов судье
11.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.09.2014Предварительное судебное заседание
03.09.2014Судебное заседание
08.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2015Дело оформлено
19.01.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее