Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-655/2018 ~ М-424/2018 от 16.03.2018

Дело № 2-655/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ессентуки     «03» мая 2018 года

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Казанчева В.Т.,

при секретаре Попове К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО14 к Управлению труда и социальной защиты населения администрации <адрес> о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты, признании право на получение выплаты, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО5 обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению труда и социальной защиты населения администрации <адрес> о признании незаконным решения Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> от 27 декабря 2017 года об отказе в назначении ей ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения третьего ребенка, признании за ней - ФИО5, права на получение ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, возложении на Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес> обязанность назначить ей - ФИО5, ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

Истец является гражданином Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирован и проживает на территории <адрес> по адресу: <адрес>, ул. ФИО1, <адрес>. Вместе с ней проживают ее дети, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые являются гражданами Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. № 571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» Правительство Ставропольского края постановлением № 498-п от 20.12.2012 года утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в Ставропольском крае. Указанный порядок определяет механизм назначения и выплаты, ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в Ставропольском крае. Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается семьям независимо от наличия у родителей или детей права на иные меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации или законодательством Ставропольского края. В соответствии с п.4. Порядка выплаты ежемесячной денежной выплаты осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области социальной защиты населения или органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края в случае наделения их отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по назначению и выплате семьям ежемесячной денежной выплаты.

После рождения ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка - ФИО4, в установленный шестимесячный срок, а именно, 27.12.2017г. она обратилась за оказанием государственной услуги на назначение ежемесячного пособия на ребенка.

Уведомлением, выданным Управлением труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки, ей сообщили, что по результатам рассмотрения заявления 27.12.2017г. ими принято решение, которым отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения 3 ребенка. Причиной отказа является отсутствие у детей регистрации на территории Ставропольского края на дату рождения 3 или последующего ребенка пп 2 п. 12 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 г. № 498- п.

Считает, что решение Управлением труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки об отказе в назначении денежной выплаты является незаконным по следующим основаниям.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции РФ гласит, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Ежемесячная денежная выплата семьям при рождении третьего или последующих детей назначается и выплачивается со дня рождения ребенка по месяц исполнения ребенку 3 лет с ежегодным подтверждением права на дату исполнения ребенку очередного полного года.

Ежемесячная денежная выплата семьям при рождении третьего или последующих детей назначается семье однократно на одного из детей, в том числе при рождении трех и более детей одновременно.

В силу ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

На момент рождения третьего ребенка она проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>. Вместе со ней на тот момент проживали и проживают по настоящее время ее несовершеннолетние дети ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На момент рождения третьего ребенка, они не были зарегистрированы в органах миграционной службы по месту проживания, так как она не знала, что для несовершеннолетних детей требуется регистрация по месту жительства, полагала, что место жительства детей, не достигших 14 лет, определяется местом жительства их родителей, как это предусматривает ст. 20 ГК РФ.

Кроме того, фактическое проживание ее несовершеннолетних дочерей ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на момент рождения ее третьего ребенка ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: <адрес> А, подтверждается следующими доказательствами.

ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ посещала МБДОУ детский сад «Ягодка», что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ И с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время учится в МБОУ СОШ им. ФИО8 по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой с места учебы от 06.03.2018    г.

Также факт    ее постоянного проживания на территории   <адрес> подтверждается справкой из ГБУЗ «Городская детская больница» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что согласно данным медицинской документации, она наблюдается в данной больнице с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

ФИО3, с 2014 года и по настоящее время ходит в детский сад «Светлячок », который находится по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.

Также факт    ее постоянного проживания на территории <адрес> подтверждается справкой из ГБУЗ «Городская детская больница» <адрес> от 13.03.2018    г. о том, что согласно данным медицинской документации, она наблюдается в данной больнице с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

В настоящее время все дети зарегистрированы по адресу: <адрес> А с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2; с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4.

Отсутствие регистрации у несовершеннолетних дочерей ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на момент рождения третьего ребенка ФИО4 по адресу: <адрес> А не может влиять на наличие ее права на получение ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего или последующих детей, поскольку Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. (ст. 2)

Согласно абз. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02.02.1998 № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 17.07.1995 №713, посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; регистрация отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», предусмотрено право на ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, назначаемую в случае рождения 3 ребенка.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Просит суд исковые требования удовлетворить.

Ответчик представил в суд возражения на иск, в которых указал, что Управление труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки (далее - управление) предоставляет отдельные государственные полномочия в соответствии с Законом Ставропольского края от 11 декабря 2009 № 92-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, и отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан».

Управление сообщает, что заявление гражданки ФИО5 о незаконном отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, является не обоснованным, а исковое заявление не подлежит удовлетворению по нижеследующим основаниям.

ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., гражданка РФ, постоянно зарегистрированная по адресу: <адрес>, ул. ФИО1, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в управление с письменным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в связи с рождением ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

К заявлению о назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет прилагалась справка о совместном проживании несовершеннолетних детей с заявителем, выданная муниципальным автономным учреждением «Многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг» <адрес>. Несовершеннолетние дети зарегистрированы по адресу:    <адрес>, ул. ФИО1, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

Для реализации указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» каждый субъект Российской Федерации принимает нормативно-правовой акт. В соответствии с пунктом 2 Постановления губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 № 571 «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (далее - Постановление), ежемесячная денежная выплата предоставляется при соблюдении следующих условий:

- наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право на ежемесячную денежную выплату;

- среднедушевой доход семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае;

- наличие регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года.

В соответствии с п. 2 Постановления управлением вынесено решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет от 03.11.2017 № 2051, о чем ФИО15. была уведомлена надлежащим образом. Уведомление об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты от 27.12.2017 № 7226/04.

Просят суд признать отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, в рамках действующего законодательства. Отказать в удовлетворении заявленных требований гражданке ФИО5

В судебном заседании представитель ФИО5 по доверенности ФИО9 поддержал исковые требования, просил суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности ФИО10 иск не признала, по основаниям, изложенным в представленных суду возражениях. Суду пояснила, что на первом пункте возражений не настаивает, просит в иске отказать.

Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - управления образования администрации <адрес> по доверенности ФИО11, просил вынести решение в соответствии с интересами детей.

ФИО5 в судебное заседание не вилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, возражения на иск, оценив представленные доказательства на предмет их относимости, достоверности и значимости для правильного разрешения дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (далее также - Указ Президента РФ № 606, Указ), имеющий нормативный характер, принят в целях совершенствования демографической политики Российской Федерации.

В соответствии с подп. «в» п.1 Указа Правительство Российской Федерации обязано осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной п.2 настоящего Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2.

Пунктом 2 Указа высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 01 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Как установлено материалами дела ФИО9 и ФИО9 являются родителями 3 (трех) несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. согласно свидетельств о рождении. (прилагаются)

ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 обратилась в УТСЗН администрации г. Ессентуки о назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Решением муниципального органа ей было в этом отказано, в связи с отсутствием регистрации у детей на территории СК на дату рождения 3 или последующего ребенка п.п.2 п.12 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в СК, утв. Постановлением Правительства СК от 20.12.2012г. №498-п.

Как установлено копиями паспортов родителей ФИО5 и ФИО5 они имеют регистрацию на территории <адрес> СК: ФИО5 по адресу: СК, <адрес>, ул. ФИО1, 32, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ); ФИО5 по адресу: СК, <адрес>. (с ДД.ММ.ГГГГ)

ФИО5 обратилась в суд с данными требованиями, указывая что помимо регистрации родителей в СК, факт постоянного проживания детей подтверждается справками учебных заведений, а также заключениями клинико-экспертных комиссий.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ № 5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также п.п. 16, 18 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713) гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного ст.6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.

В ст.ст. 2, 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Анализируя положения ст.ст. 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Требования истца о признании незаконным решения муниципального органа и возложении обязанности подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Статьей 38 Конституции РФ провозглашено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Особое место при этом, всегда занимали правовые средства, и, прежде всего, закон. Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и субъектов Федерации: об охране здоровья, о труде и охране труда, по социальному обеспечению, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.

Президентом Российской Федерации издан Указ от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

В целях совершенствования демографической политики Российской Федерации Указом Президента постановлено: Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753;

б) обеспечить увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет;

в) осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 настоящего Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации;

г) определить до 1 августа 2012 г. перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых будет осуществляться софинансирование расходных обязательств, предусмотренных подпунктом «в» настоящего пункта;

д) определить до 1 ноября 2012 г. объем средств для софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, исходя из уровня его расчетной бюджетной обеспеченности, до 90 процентов от необходимых в 2013 году средств с постепенным увеличением собственных средств субъекта Российской Федерации до 50 процентов к 2018 году, а также утвердить правила софинансирования расходных обязательств, предусмотренных подпунктом «в» настоящего пункта;

е) обеспечить реализацию мер, направленных на совершенствование миграционной политики, включая содействие миграции в целях обучения и осуществления преподавательской и научной деятельности, участие Российской Федерации в программах гуманитарной миграции, а также разработку и реализацию программ социальной адаптации и интеграции мигрантов.

Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 1 июля 2012 г. нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

В рамках исполнения Указа Президента РФ Губернатором Ставропольского края издано Постановление от 17.08.2012 г. №571 «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». (далее Постановление № 571)

Как указано выше ФИО13 являются родителями несовершеннолетних детей. Родители имею постоянную регистрацию на территории СК с 2003 года. Дети посещают учебные заведения, расположенные на территории СК.

Как установлено ч.1 и 2 Постановления №571 ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке установлена семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в размере величины прожиточного минимума для детей в Ставропольском крае, ежегодно устанавливаемой нормативным правовым актом Правительства Ставропольского края. (далее соответственно - ежемесячная денежная выплата, семьи)

При этом, в постановлении №571 определено, что ежемесячная денежная выплата предоставляется при соблюдении следующих условий:

- наличие гражданства Российской Федерации у родителей и детей;

- среднедушевой доход семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае по данным территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, за девять месяцев года, предшествующего году обращения за ежемесячной денежной выплатой.

ФИО5, как мать, имеющая трех детей, последний из которых родился после 30 декабря 2012 года, подпадает под категорию граждан, зарегистрированных на территории Ставропольского края, которым указанная выплата полагается.

Собрав необходимый пакет документов, истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к начальнику УТСЗН с заявлением о назначении соответствующей ежемесячной выплаты.

ДД.ММ.ГГГГ решением УТСЗН истцу было отказано в назначении ежемесячной выплаты, в связи с отсутствием регистрации у детей на территории СК на дату рождения 3 или последующего ребенка п.п.2 п.12 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в СК, утв. Постановлением Правительства СК от 20 декабря 2012 года №498-п.

ФИО5, посчитав свои права нарушенными, обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Исследуя мотивы отказа указанные в решении муниципального органа, суд не находит их убедительными и соответствующими нормам действующего законодательства, по следующим причинам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 5242-1 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В силу требований ст.20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 (ред. от 05 февраля 2016 года) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах российской Федерации» установлено, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.

Законом от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета. Поэтому при назначении ежемесячного пособий в обязательном порядке следует обращать внимание на наличие регистрации по месту жительства или пребывания.

При этом, в ст. 2 ФЗ № 5242-1 раскрываются понятия места жительства и места пребывания. Так, установлено, что:

- регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания;

- регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;

Также законом установлено, что место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;

- место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

Такое же понятие места жительства и места пребывания определено в постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 года.

Согласно п.9 главы 2 постановления Правительства РФ № 713 от 17 июля 1995 года граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

- документ, удостоверяющий личность;

- заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

- документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

В случае регистрации по месту пребывания на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, или свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение гражданин вправе не предъявлять эти документы, а только указать в заявлении о регистрации по месту пребывания их реквизиты.

В таком случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления информацию о документах, указанных в абзаце пятом настоящего пункта, и производит регистрацию гражданина по месту пребывания не позднее 8 рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту пребывания и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей (усыновителей, опекунов) производится независимо от согласия лиц, указанных в абзацах втором - четвертом пункта 10 настоящих Правил.

Как установлено копией паспорта ФИО5 она имеет постоянную регистрацию в <адрес> с 2003 г., проживет в <адрес>, там же проживают несовершеннолетние дети. Один из трех детей, рождение которого, предполагает получение указанной социальной поддержки, рожден ДД.ММ.ГГГГ - ФИО4

С заявлением о выплате истец обратился ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, место регистрации детей давало ей право на получение меры социальной поддержки.

В силу п.5 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается заявителю при соблюдении на дату обращения за ежемесячной денежной выплатой и до достижения третьим или последующим ребенком, с рождением которого возникло право на ежемесячную денежную выплату, возраста трех лет следующих условий:

- наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату;

- постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату;

- совместное проживание заявителя с третьим или последующим ребенком, с рождением которого возникло право на ежемесячную денежную выплату, а также с несовершеннолетними детьми, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату (за исключением несовершеннолетнего ребенка (детей), находящегося под опекой (попечительством), на полном государственном обеспечении по медицинским показаниям или временно отсутствующего по месту жительства заявителя в связи с обучением в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования по очной форме обучения);

- среднедушевой доход семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае по данным территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере официального статистического учета, за девять месяцев года, предшествующего году обращения за ежемесячной денежной выплатой (далее - величина среднедушевого денежного дохода по краю).

Среднедушевой доход семьи в целях назначения ежемесячной денежной выплаты рассчитывается в соответствии с Порядком учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 25 января 2005 года № 4-п «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «О ежемесячном пособии на ребенка». (далее - Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи)

Сведения о доходах семьи, подтверждающие ее право на ежемесячную денежную выплату, представляются заявителем в уполномоченный орган либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае (далее - многофункциональный центр) ежегодно, по истечении двенадцати месяцев со дня назначения ежемесячной денежной выплаты до достижения ребенком возраста трех лет.

Таким образом, постановлением субъекта РФ право на получение указанной ежемесячной денежной выплаты определяется при обязательном соблюдении условий постоянного проживания на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей.

Постановлением Губернатора СК от 13 октября 2016 года № 524 в постановление Губернатора СК от 17.08.2012г. №571 внесены следующие изменения и дополнения:

- п.2 дополнен абзацем следующего содержания: «наличие регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года»;

- п. 5 изложен в следующей редакции: 5) Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением в семье третьего или последующего ребенка в период с 01 января 2013 года по 31декабря 2017 года.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 13 октября 2016 года № 425-n в п.7 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края № 498-п внесены следующие изменения и дополнения:

в подп. 5 абзац первый изложен в следующей редакции:

«5) один из документов, подтверждающих состав семьи заявителя и факт постоянного проживания на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячно денежную выплату»;

- абзац четвертый дополнен словами «с указанием даты регистрации по месту жительства на территории Ставропольем о края каждого члена семьи»;

Такое условие ФИО5 соблюдено. Кроме того, суд отмечает, что у отца несовершеннолетних детей регистрация в <адрес> имелась с 1994 года. ФИО13 являются родителями своих несовершеннолетних детей, они не лишены родительских прав, имеют регистрацию по месту своего жительства на территории СК, так же как их несовершеннолетние дети. Место жительства всех детей истца подтверждается представленными документами.

Действительно, мать несовершеннолетних детей ФИО5 зарегистрирована с 2003 года, постоянно проживает на территории <адрес>.

В силу требований ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Поскольку рождение несовершеннолетних детей: ФИО2, ФИО3, ФИО4 последний из которых, родился после ДД.ММ.ГГГГ, имеющих постоянную регистрацию, на момент обращения с заявлением в УТСЗН администрации <адрес>, на территории <адрес>, предполагает осуществление истцу соответствующей социальной выплаты, оспариваемое постановление муниципального органа нельзя признать законным и обоснованным.

Данное постановление, безусловно, нарушает права истца, обратившегося в интересах своих несовершеннолетних детей.

Анализируя нормы действующего законодательства, а также в силу требований ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Постановлением <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ установлена величина прожиточного минимума за 1 квартал 2017 года в сумме 8 734 руб./мес.

Как следует из п.19 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в <адрес>», утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п при первичном назначении ежемесячной денежной выплаты она выплачивается не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем приема заявления со всеми необходимыми документами.

Величина прожиточного минимума за 1 квартал 2018 года установлена постановлением <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 8 802 руб./мес.- за первый квартал 2018 года. За четвертый квартал 2017 года величина прожиточного минимума составила 8 484 руб./мес. (постановление Правительства СК -П от ДД.ММ.ГГГГ)

При таких обстоятельствах, суд полагает, что выплата ЕДВ должна быть назначена истцу с ДД.ММ.ГГГГ до достижения ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. 3х летнего возраста, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по ЕДВ в сумме 35 208 руб. - по май 2018 года, включительно.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

                    РЕШИЛ :

    

Исковые требования ФИО13 Александры ФИО5 к Управлению труда и социальной защиты населения администрации <адрес> о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты, признании права на получение выплаты, возложении обязанности - удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», ФИО13 Александре ФИО5 на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес> назначить ФИО13 Александре ФИО5 на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, назначаемую в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского рая от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> в пользу ФИО13 Александры ФИО5 задолженность по ежемесячной денежной выплате нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации демографической поддержки Российской Федерации», в сумме 35 208 руб., по май 2018 года, включительно.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Ессентукский городской суд.

Судья:                       В.Т. Казанчев

Мотивированное решение изготовлено «08» мая 2018 года.

2-655/2018 ~ М-424/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сураилова Александра Вахтанговна
Ответчики
Управление труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки
Другие
Управление образования администрации г. Ессентуки
Управление образования г. Пятигорска
Сураилова Александр Михайлович
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Казанчев Василий Тимофеевич
Дело на сайте суда
essentuksky--stv.sudrf.ru
16.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2018Передача материалов судье
19.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2018Подготовка дела (собеседование)
18.04.2018Подготовка дела (собеседование)
18.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2018Судебное заседание
08.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2018Дело оформлено
06.09.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее