26RS0020-01-2021-002009-08
№2-1237/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2021 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Рулева И.А., при секретаре судебного заседания Маковой Т.В.,
с участием:
представителя истца ЕОА – адвоката Черникова А.П., действующего на основании ордера № от 17 сентября 2021 года Офиса № 2 с. Кочубеевского СККА,
представителя ответчика ГБУЗ СК «Кочубеевская районная больница» КНА, действующей на основании доверенности от 27.08.2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кочубеевского районного суда гражданское дело по иску ЕОА к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, ГБУЗ СК «Кочубеевская районная больница» о признании незаконным решения об отказе в назначении единовременного социального пособия как медицинскому работнику, заразившемуся новой коронавирусной инфекцией в результате надлежащего исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей, признании незаконным акта о расследовании случая заражения работка в связи с несвоевременным его составлением
У С Т А Н О В И Л:
ЕОА обратилась в суд с иском к министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в назначении единовременного социального пособия, возложении обязанности назначить и выплатить единовременное социальное пособие, к ГБУЗ СК «Кочубеевская районная больница» о признании незаконным акта о расследовании случая заражения медицинского работника или иного работника новой коронавирусной инфекции COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей в части несвоевременного его составления.
В обоснование иска указала, что работает в должности медицинской сестры по массажу физиотерапевтического отделения ГБУЗ СК «Кочубеевская районная больница».
При надлежащем исполнении трудовых (должностных) обязанностей в июле 2020 года на рабочем месте была инфицирована новой коронавирусной инфекцией n-COV2019 (COVID-19, SARS-CoV-2).
В связи с указанным случаем заражения было проведено соответствующее расследование. Актом о расследовании случая заражения медицинского работника или иного работника новой коронавирусной инфекции COVID-19 при исполнении им своих трудовых (должностных) обязанностей от 25.09.2020, утвержденным главным врачом ГБУЗ СК «Кочубеевская районная больница», было установлено, что к трудовым (должностным) обязанностям истца помимо прочего относится следующее: оказание квалифицированной медицинской помощи по своей специальности; осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к организации работы кабинета массажа и рабочего места массажиста. Подготавливает пациентов к массажу, осуществляет контроль за состоянием пациентов во время проведения процедур. Проводит по назначению врача лечебный (классический), сегментарный, точечный, спортивный, гигиенический, косметический, аппаратный массаж, подводный душ-массаж. Обеспечивает соблюдение правил сочетания массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией. Обеспечивает инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, выполняет требования инфекционного контроля в кабинете массажа.
Факт заражения истца подтверждается результатами анализа ГБУЗ «Краевой центр СПИД» (дата взятия клинического материала 22.07.2020). Тот находился на стационарном и амбулаторном лечении с 24.07.2020 по 24.08.2020 с диагнозом: «Коронавирусная инфекция вызванная вирусом COVID-19 (документально подтвержденная). Двусторонняя вирусная полисегментарная пневмония, не классифицированная в других рубриках (любой стадии)».
Необходимо отметить, что вопреки пункта 5 Типового положения о комиссии по расследованию случаев заражения медицинских работников или иных работников новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, утвержденного приказом министерства здравоохранения Ставропольского края от 05.06.2020 № 01-05/524, заседание комиссии проведено не своевременно.
Заражения истца на рабочем месте произошло при следующих обстоятельствах.
17.07.2020 была госпитализирована в неврологическое отделение на дневной стационар ФИО7 По назначению лечащего врача ФИО7 был назначен массаж шейно-воротниковой зоны. С 17.07.2020 истец стала выполнять ей массаж данной зоны. У пациентки ФИО7 отмечались симптомы похожие на ОРВИ, покраснение лица, одышка, покашливание. В дальнейшем у ФИО7 был взят анализ на COVID-19 (результат положительный, дата забора клинического материала 27.07.2020 ГБУЗ СК «Краевой центр СПИД»). 22.07.2020 истец ЕОА почувствовала себя плохо, появилось першение в горле, головная боль, слабость.
2. Желая воспользоваться дополнительными социальными гарантиями медицинским работникам (иным работникам) в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией СОVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, установленными ст. 2 Закон Ставропольского края от 30.04.2020 года № 58-кз "О дополнительных социальных гарантиях медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей" (принят Думой Ставропольского края 30.04.2020 года), истец подал в министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края (далее - министерство) заявление по форме, утверждаемой министерством, к которому приложил установленные п. 4 Постановления Правительства Ставропольского края от 02.05.2020 года № 230-п (ред. от 28.05.2020 г.) "О Порядке назначения и выплаты единовременного социального пособия медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей" документы.
В письме № 16106-04 от 19.10.2020 года министр труда и социальной защиты населения Ставропольского края сообщил об отказе в назначении истцу единовременного социального пособия как медицинскому работнику, заразившемуся новой коронавирусной инфекцией в результате надлежащего исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей, поскольку у истца коронавирусная инфекция выявлена 27.07.2020, у пациента ФИО7 коронавирусная инфекция выявлена 30.07.2020, что не подтверждает факт заражения именно от этого пациента.
С указанным согласиться нельзя, поскольку признаки ОРВИ у ФИО7 наблюдались с 17.07.2020, в этот же день истец контактировал с этим пациентов, а первые признаки коронавирусной инфекции у истца выявлены 22.07.2020. Указанное вписывается в средний инкубационный период (п. 4.4. Дифференциальная диагностика COVID-19. Длительность инкубационного периода COVID-19 может колебаться от 2 до 14 дней, однако в среднем составляет 5 - 7 дней. "Временные методические рекомендации "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 11 (07.05.2021)" (утв. Минздравом России)
При таких обстоятельствах отказ Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края в назначении единовременного социального пособия как медицинскому работнику, заразившемуся новой коронавирусной инфекцией в результате надлежащего исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей, является незаконным.
Просила суд:
Акт о расследовании случая заражения медицинского работника или иного работника новой коронавирусной инфекции COVID-19 при исполнении им своих трудовых (должностных) обязанностей от 25.09.2020, утвержденный главным врачом ГБУЗ СК «Кочубеевская районная больница», в соответствии с которым случай заражения работника ЕОА произошел при исполнении ею надлежащим образом своих трудовых (должностных) обязанностей, в связи с несвоевременным его составлением, признать не законным.
Решение Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края об отказе в назначении единовременного социального пособия ЕОА признать незаконным.
Возложить на Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края обязанность назначить и выплатить ЕОА единовременное социальное пособие, как медицинскому работнику (иному работнику) заразившемуся новой коронавирусной инфекцией в результате надлежащего исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей, в размере 1000000 (один миллион) рублей.
В судебное заседание истец ЕОА не явилась, будучи извещена надлежащим образом, об отложении слушания не ходатайствовала, на основании ст.167 ГПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие истца.
Представитель истца адвокат Черников А.А. в судебном заседании полностью поддержал доводы и требования искового заявления.
В судебное заседание представитель ответчика министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края не явился. В суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства с учетом позиции, изложенной в возражениях на исковое заявление.
В письменных возражениях на исковое заявление представителя министерства указано, что исковое заявление считает необоснованным, а требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Законом Ставропольского края от 30 апреля 2020 г. № 58-кз «О дополнительных социальных гарантиях медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей» в 2020 году были установлены дополнительные социальные гарантии в виде единовременного социального пособия.
Согласно ст. 1 Закона № 58-кз дополнительные социальные гарантии предоставляются медицинским работникам организаций государственной и частной систем здравоохранения, осуществляющим на территории Ставропольского края организацию оказания медицинской помощи, диагностику, лечение, транспортировку лиц, инфицированных коронавирусной инфекцией, уход за ними, а также иным работникам организаций государственной и частной систем здравоохранения, осуществляющим на территории Ставропольского края работу с биологическими материалами, содержащими вирус коронавирусной инфекции, проведение санитарно-гигиенических мероприятий, в случае заражения их коронавирусной инфекцией при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей.
Порядок назначения и выплаты единовременного социального пособия медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 02 мая 2020 г. № 230-п (далее — Порядок).
Порядком определено, что назначение и выплата единовременного социального пособия осуществляется министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края (далее - министерство), установлен перечень необходимых документов, сроки принятия решения, направления уведомления о принятом решении, основания для отказа.
Одним из необходимых документов является акт о расследовании случая заражения медицинского работника или иного работника новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, форма которого утверждена Постановлением № 230-п (далее — акт).
В соответствии с абзацем вторым п.4 Порядка министерство принимает документы к рассмотрению в день их поступления в министерство в полном объеме и правильно оформленных.
Согласно п. 12 Порядка решение об отказе в назначении единовременного социального пособия принимается министерством в случае, если представленные медицинским работником или иным работником документы не подтверждают его права на получение единовременного социального пособия.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 02 мая 2020 г. № 230-п министерству здравоохранения Ставропольского края поручено давать разъяснения в пределах своей компетенции по вопросам реализации Порядка.
С целью объективного и всестороннего рассмотрения документов, представляемых медицинскими и иными работниками для назначения и выплаты единовременного социального пособия, министерством был направлен в минздрав края запрос с целью разъяснения отдельных положений Порядка.
Письмом минздрава края от 30.07.2020 № 8582-02 разъяснено, что при рассмотрении документов необходимо принимать во внимание даты первого и последнего контактов с инфицированными больными для определения заболевания в инкубационный период, установленный Временными методическими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19».
Согласно названным Временным методическим рекомендациям инкубационный период COVID-19 составляет от 2 до 14 дней (в среднем 5-7 дней).
Временные методические рекомендации предназначены для руководителей медицинских организаций и их структурных подразделений, работающих в сфере организации оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19, поэтому комиссия ГБУЗ СК «Кочубеевская районная больница» должна была руководствоваться ими при расследовании случаев заражения медицинских работников коронавирусной инфекцией.
Документом, содержащим сведения о заражении медицинского работника или иного работника новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей является акт, оформляемый соответствующей комиссией, образованной в медицинской организации. Форма данного акта утверждена Порядком.
В соответствии с приказом министерства здравоохранения Ставропольского края от 05 июня 2020 г. № 01-05/524 «Об утверждении типового положения о комиссии по расследованию случаев заражения медицинских работников или иных работников новой коронавирусной инфекцией COVID- 19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей» оформление актов осуществляется комиссией по расследованию случаев заражения медицинских работников или иных работников новой коронавирусной инфекцией COVTD-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, образованной в медицинских организациях системы здравоохранения края.
В соответствии с утвержденной формой акта он заполняется в отношении медицинского работника. Форма акта предусматривает обязательное включение такой информации, как: ФИО, занимаемая должность медицинского работника, стаж работы в должности, характеристика трудовых (должностных) обязанностей. Порядком предусмотрено составление акта в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления руководителю организации государственной или частной систем здравоохранения информации о случае заражения коронавирусной инфекцией медицинского работника (иного работника) (выписки из медицинской карты амбулаторного и (или) стационарного больного, являющегося медицинским работником (иным работником).
Исходя из системного толкования норм Закона № 58-кз, Порядка и приказа минздрава края, в полномочия комиссии входит определение конкретных обстоятельствах заражения медицинского или иного работника коронавирусной инфекцией и установление причинно-следственной связи заражения с исполнением им надлежащим образом своих трудовых обязанностей, тогда как проверка документов, в том числе акта, на соответствие требованиям норм права и принятие решения входит в компетенцию министерства.
В случае, если изложенные в акте факты и сопутствующие обстоятельства заражения медицинского работника не подтверждают его заражение коронавирусной инфекцией при надлежащем исполнении своих трудовых (должностных) обязанностей, акт не может являться безусловным подтверждением права на назначение единовременного социального пособия.
ЕОА 02 октября 2020 г. обратилась в министерство заявлением о назначении единовременного социального пособия представив документы, предусмотренные п. 4 Порядка.
В представленном акте от 25 сентября 2020 г. содержатся сведения о результатах лабораторного подтверждения новой коронавирусной инфекции COVID-19 у ЕОА от 27.07.2020 г., а у пациентки ФИО7, с которой истец контактировала, - 30.07.2020 г.
При рассмотрении документов ЕОА министерство исходило из того, что коронавирусная инфекция выявлена у нее раньше, чем у пациента и факт ее заражения именно от указанного пациента представленным актом не подтверждается.
По результатам рассмотрения документов ЕОА министерством было принято решение от 12 октября 2020 г. № 503 об отказе в назначении единовременного социального пособия, поскольку представленные документы не подтверждают ее право на получение указанной выплаты.
С учетом изложенного, при рассмотрении документов и принятии решения министерство действовало в строгом соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункта 6 акта от 25 сентября 2020 г. следует, что комиссией ГБУЗ СК «Кочубеевская районная больница» сделан вывод о том, что случай заражения ЕОА новой коронавирусной инфекцией COVID-19 произошел при исполнении ею своих трудовых (должностных) обязанностей.
В случае признания судом незаконным акта от 25 сентября 2020 г., данный факт приведет к полной отмене выводов компетентной комиссии медицинского учреждения (пункт 6 акта «Выводы комиссии: случай заражения ЕОА произошел при исполнении ею надлежащим образом трудовых обязанностей»).
При одновременной отмене настоящих выводов комиссии и возложении на министерство обязанности назначить и выплатить единовременное пособие, судом будет нарушено одно из главных требований для назначения единовременного социального пособия, а именно связь заражения медицинского работника с исполнением ею своих трудовых (должностных) обязанностей.
По мнению министерства, признав незаконным акт, суд может только обязать комиссию провести повторное расследование факта заражения медицинского работника новой коронавирусной инфекцией в установленные сроки.
При таких обстоятельствах считают, что исковые требования противоречат друг другу. Правильным было бы разделить исковые требования к ГБУЗ СК «Кочубеевская районная больница» и к министерству.
Руководствуясь статьями 43, 54 и 167 ГПК РФ,
Просили суд
отказать в удовлетворении искового заявления ЕОА о признании незаконным акта расследовании случая заражения медицинского работника новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении им своих трудовых (должностных) обязанностей от 25 сентября 2020 г., о признании незаконным решения об отказе в назначении единовременного социального пособия и обязании назначить и выплатить единовременное социальное пособие, в полном объеме.
В судебном заседание представитель ответчика ГБУЗ СК «Кочубеевская районная больница» исковые требования о признании незаконным акта о расследовании случая заражения медицинского работника или иного работника новой коронавирусной инфекции COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей в связи с несвоевременным его составлением не признала и просила в этой части в иске отказать по основаниям, указанным в возражениях, в остальном с иском согласилась.
Из письменных возражений представителя ГБУЗ СК «Кочубеевская районная больница», следует, что в производстве Кочубеевского районного суда Ставропольского края находится исковое заявление ЕОА о признании незаконным решения министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края об отказе в назначении единовременного социального пособия как медицинскому работнику, заразившемуся новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в результате надлежащего исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей, обязании назначить и выплатить единовременное социальное пособие в размере 1 млн.рублей, признании незаконным акта о расследовании случая заражения медицинского работника или иного работника новой коронавирусной инфекции COVID-19 при исполнении им своих трудовых (должностных) обязанностей от 25.09.2021 г., утвержденный главным врачом ГБУЗ СК «Кочубеевская районная больница» (далее - учреждение, Ответчик) в связи несвоевременным его составлением.
Ответчик выражает свое не согласие с доводами, приведенными в исковом заявлении, а требования не подлежащими удовлетворению в части незаконных действий ГБУЗ СК «Кочубеевской районной больницы», в части несвоевременного составления акта о расследовании случая заражения медицинского работника или иного работника новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении им своих трудовых (должностных) обязанностей от 25.09.2021 г. и признании акта незаконным.
Законом Ставропольского края от 30 апреля 2020 года № 58-кз (далее — Закон № 58-кз) «О дополнительных социальных гарантиях медицинским
работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей».
Согласно ст. 1 Закона № 58-кз дополнительные социальные гарантии предоставляются медицинским работникам организаций государственной и частной систем здравоохранения, осуществляющим на территории
Ставропольского края организацию оказания медицинской помощи, диагностику, лечение, транспортировку лиц, инфицированных новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (далее - коронавирусная инфекция), уход за ними, а также иным работникам организаций государственной и частной систем здравоохранения, осуществляющим на территории Ставропольского края работу с биологическими материалами, содержащими вирус коронавирусной инфекции, проведение санитарно-гигиенических мероприятий (далее соответственно - медицинские работники, иные работники), в случае заражения их коронавирусной инфекцией при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, а также членам их семей.
Согласно ст. 5 Закона № 58-кз финансирование расходов осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края.
Порядок назначения и выплаты единовременного социального пособия медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 02 мая 2020 г. № 230-п (далее - Порядок ПП № 230-п).
Основным документом, подтверждающим факт заражения медицинского работника коронавирусной инфекцией при надлежащем исполнении своих трудовых обязанностей является акт о расследовании случая заражения медицинского работника или иного работника новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих (должностных) обязанностей, составляемый соответствующей комиссией, образованной в медицинской организации.
При проведении расследования комиссией ГБУЗ СК «Кочубеевской районной больницы», составлен соответствующий акт 25.09.2020 г.
Что касаемо несвоевременного составления акта о расследовании случая заражения медицинского работника или иного работника новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих (должностных) обязанностей. Может пояснить следующее, медицинская сестра по массажу физиотерапевтического отделения ГБУЗ СК «Кочубеевская РБ» ЕОА находилась на амбулаторном лечении с 22.07.2020 г. по 24.08.2020 г. с диагнозом: «Коронавирусная инфекция вызванная COVID-19» Двухсторонняя вирусная полисегментарная пневмания. Листок нетрудоспособности № № с 22.07.2020 г. по 28.07.2020 г. (Терапевт) с 29.07.2020 г. по 15.08.2020 г. (Инфекционист) с 16.08.2020 г. по 24.08.2020 г. (Терапевт) с лист нетрудоспособности № № с 25.08.2020 г. По 05.09.2020 г. (Терапевт) лист нетрудоспособности № № с 11.09.2020 г. 02.10.2020 г. (Терапевт).
Согласно Типового положения о комиссии по расследованию случаев заражения медицинских работников или иных работников новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, утвержденного приказом министерством здравоохранения Ставропольского края от 05.06.2020 г № 01-05/524:
III. Порядок формирования комиссии
4. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.
Комиссия состоит из председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря комиссии и членов комиссии.
В состав комиссии включаются:
непосредственный руководитель медицинского работника или иного работника;
специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда;
IV. Организация работы комиссии
5. Заседание комиссии проводится не позднее трех рабочих дней со дня поступления информации руководителю медицинской организации о случае заражения медицинского работника или иного работника COVID-19.
6. Заседание комиссии проводит председатель комиссии, в его отсутствие - заместитель председателя комиссии.
В соответствии с Типовым положением о комиссии по расследованию случаев заражения медицинских работников или иных работников новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, а именно случая заражения медицинской сестры по массажу физиотерапевтического отделения ГБУЗ СК «Кочубеевская РБ» ЕОА, провести заседание комиссии не позднее трех рабочих дней, не представилось возможным в связи с тем, что для проведения заседания комиссии необходимо, в акте в п. 3 указать факт заражения медицинского работника подтверждается анализом и листком нетрудоспособности, согласно листка нетрудоспособности № и листка нетрудоспособности № ЕОА после перенесенного заболевания связанного с инфецированием новой коронавирусной инфекцией COVID-19 приступила к работе только 06.09.2020 года.
Председателем комиссии по расследованию случаев заражения медицинских работников или иных работников новой коронавирусной инфекцией COVID-19 является заместитель главного врача по лечебной части ЧАП, которая в период времени с 03.09.2020 г. по 23.09.2020 года находилась на больничном в связи с инфицированием новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (листок нетрудоспособности №). В связи, с чем провести расследование случая заражения медицинского работника новой коронавирусной инфекцией COVID-19 медицинской сестры по массажу физиотерапевтического отделения ГБУЗ СК «Кочубеевская РБ» ЕОА не представилось возможным.
Просили суд:
1. Учесть возражения на исковое заявление при рассмотрении дела.
2. Отказать в удовлетворении искового заявления ЕОА в части признании незаконным акта о расследовании случая заражения медицинского работника или иного работника новой коронавирусной инфекции COVID-19 при исполнении им своих трудовых (должностных) обязанностей от 25.09.2021 г., утвержденный главным врачом ГБУЗ СК «Кочубеевская районная больница».
Исследовав материалы дела, медицинские документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (статья 46), в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предусмотренных Конституцией или законом.
Гарантирование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в Российской Федерации, в четком определении их компетенции, в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.
В конце 2019 года в Китайской Народной Республике (КНР) произошла вспышка новой коронавирусной инфекции с эпицентром в городе Ухань (провинция Хубэй).
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 11 февраля 2020 года определила официальное название инфекции, вызванной новым коронавирусом - COVID-19 («Coronavirus disease 2019»). Международный комитет по таксономии вирусов 11 февраля 2020 года присвоил официальное название возбудителю инфекции - SARS-CoV-2.
ВОЗ объявила 11 марта 2020 года о начале пандемии COVID-19. Почти все страны мира серьезно пострадали от пандемии COVID-19, однако эпидемическая ситуация в разных странах крайне неоднородная.
Появление COVID-19 поставило перед специалистами здравоохранения задачи, связанные с быстрой диагностикой и оказанием медицинской помощи больным. В настоящее время продолжается интенсивное изучение клинических и эпидемиологических особенностей заболевания, разработка новых средств его профилактики и лечения.
Мероприятия по недопущению распространения COVID-19 в медицинских организациях проводятся в соответствии с приказом Минздрава России от 19.03.2020 года № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID- 19» (в ред. приказов Минздрава России от 27.03.2020 года № 246н, от 02.04.2020 года № 264н, от 29.04.2020 года № 385н, от 18.05.2020 года № 459н, от 29.05.2020 года № 513н, от 07.07.2020 года № 685н, от 27.08.2020 года № 905н, от 15.09.2020 года № 982н, от 01.10.2020 года № 1062н).
На территории Ставропольского края в качестве дополнительной меры социальной поддержки 30 апреля 2020 года Думой Ставропольского края был принят Закон Ставропольского края от 30.04.2020 года № 58-кз «О дополнительных социальных гарантиях медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей».
Согласно ст. 1 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) Закона Ставропольского края от 30.04.2020 года № 58-кз «О дополнительных социальных гарантиях медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей» настоящий Закон регулирует отношения, связанные с предоставлением дополнительных социальных гарантий медицинским работникам организаций государственной и частной систем здравоохранения, осуществляющим на территории Ставропольского края организацию оказания медицинской помощи, диагностику, лечение, транспортировку лиц, инфицированных новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (далее - коронавирусная инфекция), уход за ними, а также иным работникам организаций государственной и частной систем здравоохранения, осуществляющим на территории Ставропольского края работу с биологическими материалами, содержащими вирус коронавирусной инфекции, проведение санитарно-гигиенических мероприятий (далее соответственно - медицинские работники, иные работники), в случае заражения их коронавирусной инфекцией при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, а также членам их семей.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 3 Закона Ставропольского края от 30.04.2020 года № 58-кз «О дополнительных социальных гарантиях медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей» единовременное социальное пособие в размере 1 000 000 рублей выплачивается медицинскому работнику или иному работнику в случае заражения его коронавирусной инфекцией при надлежащем исполнении им своих трудовых (должностных) обязанностей.
Механизм назначения и выплаты единовременного социального пособия медицинским работникам организаций государственной и частной систем здравоохранения, осуществляющим на территории Ставропольского края организацию оказания медицинской помощи, диагностику, лечение, транспортировку лиц, инфицированных новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (далее - коронавирусная инфекция), уход за ними, в случае заражения их коронавирусной инфекцией при надлежащем исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей определяет Порядок назначения и выплаты единовременного социального пособия медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 02 мая 2020 года № 230-п.
П. 12 указанного Порядка установлено, что Министерство принимает решение об отказе в назначении единовременного социального пособия в случае, если представленные медицинским работником или иным работником, членом семьи умершего медицинского работника или иного работника документы не подтверждают его права на получение единовременного социального пособия.
Так, пп.4 п. 4 Порядка установлено, что к заявлению для назначения и выплаты единовременного социального пособия медицинский работник прилагает следующие документы: 1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность медицинского работника или иного работника; 2) копия трудовой книжки медицинского работника или иного работника, заверенная работодателем; 3) выписка из медицинской карты амбулаторного и (или) стационарного больного, являющегося медицинским работником или иным работником; 4) акт о расследовании случая заражения медицинского работника или иного работника новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении им своих трудовых (должностных) обязанностей, утвержденный работодателем медицинского работника или иного работника, по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Расследование случая заражения медицинского работника или иного работника COVID-19 при исполнении им своих трудовых (должностных) обязанностей и оформление акта о расследовании случая заражения медицинского работника или иного работника COVID-19 при исполнении им своих трудовых (должностных) обязанностей по форме согласно приложению к порядку назначения и выплаты единовременного социального пособия медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, утвержденному постановлением Правительства Ставропольского края от 02 мая 2020 года № 230-п осуществляет комиссия по расследованию случаев заражения медицинских работников или иных работников новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, которая образуется в целях расследования случаев заражения медицинских работников или иных работников новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Ставропольского края и частной системы здравоохранения Ставропольского края в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 02 мая 2020 года № 230-п «О Порядке назначения и выплаты единовременного социального пособия медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей». Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, законами Ставропольского края, иными нормативными правовыми актами Ставропольского края, а также настоящим Положением (п. 1, 2, 3 Приказа министерства здравоохранения Ставропольского края от 05.06.2020 года № 01-05/524 «Об утверждении типового положения о комиссии по расследованию случаев заражения медицинских работников или иных работников новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей»).
Судом установлено, что 02.10.2021 года, желая воспользоваться дополнительными социальными гарантиями медицинским работникам в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, установленными ст. 2 Закон Ставропольского края от 30.04.2020 года № 58-кз «О дополнительных социальных гарантиях медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей» (принят Думой Ставропольского края 30.04.2020 года), ЕОА подала в министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края заявление по форме, утверждаемой министерством, к которому приложила установленные п. 4 Постановления Правительства Ставропольского края от 02.05.2020 года № 230-п (ред. от 28.05.2020 года) «О Порядке назначения и выплаты единовременного социального пособия медицинским; работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COV1D-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей» документы, в том числе акт о расследовании случая заражения медицинского работника или иного работника новой коронавирусной инфекции COVID-19 при исполнении им своих трудовых (должностных) обязанностей от 25 сентября 2020 года, из которого следует, что в результате расследования, проведенного комиссией Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «Кочубеевская районная больница» установлено, что случай заражения работника ЕОА, медицинской сестры по массажу физиотерапевтического отделения ГБУЗ СК «Кочубеевская районная больница» COVID произошел при исполнении ею надлежащим образом трудовых (должностных) обязанностей.
В решении № 503 от 12.10.2020 года министр труда и социальной защиты населения Ставропольского края МЕВ отказала в назначении истцу единовременного социального пособия, как иному работнику, заразившемуся новой коронавирусной инфекцией в результате надлежащего исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей, поскольку согласно представленного Акта о расследовании случая заражения медицинского работника или иного работника коронавирусной инфекцией у ЕОА выявлена коронавирусная инфекция 27.07.2020 года, а у пациента ФИО7, с которым она контактировала – 30.07.2020 года, что, по мнению министра, не подтверждает факт заражения медицинского работника именно от этого пациента.
Суд не соглашается с основаниями отказа в назначении единовременного пособия, поскольку признаки ОРВИ у ФИО7 наблюдались с 17.07.2020 года, в этот же день истец контактировал с этим пациентов, а первые признаки коронавирусной инфекции у истца выявлены 22.07.2020. Указанное вписывается в средний инкубационный период (п. 4.4. Дифференциальная диагностика COVID-19. Длительность инкубационного периода COVID-19 может колебаться от 2 до 14 дней, однако в среднем составляет 5 - 7 дней. "Временные методические рекомендации "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 11 (07.05.2021)" (утв. Минздравом России)
Согласно ст. 2 закона Ставропольского края от 30.04.2020 года № 58-кз дополнительные социальные гарантии предоставляются в 2020 году медицинским работникам и иным работникам в случае заражения их коронавирусной инфекцией при надлежащем исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, а также членам их семей в случае смерти медицинского работника или иного работника, которая наступила в результате заражения коронавирусной инфекцией, в виде единовременного социального пособия. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 этого закона единовременное социальное пособие выплачивается в следующих размерах – 1 000 000 рублей - медицинскому работнику или иному работнику в случае заражения его коронавирусной инфекцией при надлежащем исполнении им своих трудовых (должностных) обязанностей.
Обстоятельством, порождающим правоотношения, является факт заражения медицинского работника коронавирусной инфекцией. Датой заражения истца ЕОА COVID-19, согласно Акту о расследовании случая заражения медицинского работника или иного работника новой коронавирусной инфекции COVID-19 при исполнении им своих трудовых (должностных) обязанностей от 25.09.2020 года, утвержденным главным врачом ГБУЗ СК «Кочубеевская районная больница», является 22.07.2020 года. Указанное обстоятельство суд находит доказанным, сторонами по делу не оспаривалось. Согласно Акта от 25.09.2020 года 17.07.2020 была госпитализирована в неврологическое отделение на дневной стационар ФИО7 По назначению лечащего врача ФИО7 был назначен массаж шейно-воротниковой зоны. С 17.07.2020 истец стала выполнять ей массаж данной зоны. С первого дня выполнения процедуры массажа у пациентки ФИО7 отмечались симптомы похожие на ОРВИ, покраснение лица, одышка, покашливание. В дальнейшем у ФИО7 был взят анализ на COVID-19 (результат положительный, дата забора клинического материала 27.07.2020 ГБУЗ СК «Краевой центр СПИД»). 22.07.2020 истец ЕОА почувствовала себя плохо, появилось першение в горле, головная боль, слабость. Факт заражения ЕОА подтверждается результатами анализа ГБУЗ «Краевой центр СПИД» (дата взятия клинического материала 22.07.2020). Она находилась на стационарном и амбулаторном лечении с 24.07.2020 по 24.08.2020 с диагнозом: «Коронавирусная инфекция вызванная вирусом COVID-19 (документально подтвержденная). Двусторонняя вирусная полисегментарная пневмония, не классифицированная в других рубриках (любой стадии)».
Суд критически относится к доводу представителя министерства труда и социального развития Ставропольского края о том, что у ЕОА выявлена коронавирусная инфекция 27.07.2020 года, а у пациента ФИО7, с которым она контактировала – 30.07.2020 года, что, по мнению министра, не подтверждает факт заражения медицинского работника именно от этого пациента. Суд обращает внимание на довод Ответчика : исходя из системного толкования норм Закона № 58-кз, Порядка и приказа минздрава края, в полномочия комиссии входит определение конкретных обстоятельствах заражения медицинского или иного работника коронавирусной инфекцией и установление причинно-следственной связи заражения с исполнением им надлежащим образом своих трудовых обязанностей, тогда как проверка документов, в том числе акта, на соответствие требованиям норм права и принятие решения входит в компетенцию министерства. Таким образом, по мнению суда, министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края в данной ситуации вышло за пределы своих полномочий и по существу подменило комиссию работодателя, устанавливая причинно- следственную связь заражения, а не проверку документов на соответствие нормам права. При таких обстоятельствах отказ министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края в назначении единовременного социального пособия как медицинскому работнику или иному работнику, заразившемуся новой коронавирусной инфекцией в результате надлежащего исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей, является незаконным, так как он противоречит основаниям для принятия оспариваемого решения, которое предусмотрено п. 12 Порядка, в связи с чем, исковые требования ЕОА о признании незаконным отказа в назначении единовременного социального пособия как медицинскому работнику, заразившемуся новой коронавирусной инфекцией в результате надлежащего исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей подлежат удовлетворению.
Суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований ЕОА о признании незаконным Акта о расследовании случая заражения медицинского работника или иного работника новой коронавирусной инфекции COVID-19 при исполнении им своих трудовых (должностных) обязанностей от 25.09.2020 года, утвержденного главным врачом ГБУЗ СК «Кочубеевская районная больница», в соответствии с которым случай заражения работника ЕОА произошел при исполнении ею надлежащим образом своих трудовых (должностных) обязанностей, в связи с несвоевременным его составлением.
Акт соответствует требованиям постановления правительства Ставропольского края от 2 мая 2020 года № 230-п «О Порядке назначения и выплаты единовременного социального пособия медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей», иным требованиям законодательства, подписан и утвержден надлежащими должностными лицами.
Несвоевременное проведение заседания комиссии не соответствует пункту 5 Типового положения о комиссии по расследованию случаев заражения медицинских работников или иных работников новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, утвержденного приказом министерства здравоохранения Ставропольского края от 05.06.2020 года № 01-05/524, согласно которому заседание комиссии проводится не позднее 3 рабочих дней со дня поступления информации руководителю медицинской организации. Однако, указанный срок не является пресекательным и не влечет признание обжалуемого Акта незаконным. Кроме того, как следует из представленных представителем ГБУЗ СК «Кочубеевская районная больница» документов, председателем комиссии по расследованию случаев заражения медицинских работников или иных работников новой коронавирусной инфекцией COVID-19 является заместитель главного врача по лечебной части ЧАП, которая в период времени с 03.09.2020 г. по 23.09.2020 года находилась на больничном в связи с инфицированием новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (листок нетрудоспособности №), связи, с чем провести расследование случая заражения медицинского работника новой коронавирусной инфекцией COVID-19 медицинской сестры по массажу физиотерапевтического отделения ГБУЗ СК «Кочубеевская РБ» ЕОА ранее 25.09.2020 года не представилось возможным.
Таким образом, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ЕОА удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края об отказе ЕОА в назначении единовременного социального пособия как медицинскому работнику, заразившемуся новой коронавирусной инфекцией в результате надлежащего исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей.
Возложить на Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края обязанность назначить и выплатить ЕОА единовременное социальное пособие как медицинскому работнику, заразившемуся новой коронавирусной инфекцией в результате надлежащего исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей, в размере 1 000 000 (один миллион) рублей.
В удовлетворении исковых требований к ГБУЗ СК «Кочубеевская районная больница» о признании акта о расследовании случая заражения медицинского работника или иного работника новой коронавирусной инфекции COVID-19 при исполнении им своих трудовых (должностных) обязанностей от 25.09.2020 года, утвержденного главным врачом ГБУЗ СК «Кочубеевская районная больница», в соответствии с которым случай заражения работника ЕОА произошел при исполнении ею надлежащим образом своих трудовых (должностных) обязанностей, в связи с несвоевременным его составлением незаконным - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский райсуд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий И.А. Рулев
Мотивированное решение по делу изготовлено 24.09.2021 года.