ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О прекращении производства по делу
18 июля 2013 года город Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
Председательствующего федерального судьи Сапего О.В.
при секретаре судебного заседания Ратниковой Т.В.
с участием прокурора Антоновой В.М.
сторон: заявителя Гуськова А.В. и представителя заинтересованного лица – Землянской С.Г. и Коптевой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3063/13 по заявлению ФИО1 об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии г.о.Сызрань №00 от **.**.**** г.
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, **.**.**** г. состоятся выборы депутатов Думы городского округа Сызрань Самарской области шестого созыва, назначенные решением Думы городского округа Сызрань Самарской области №00 от **.**.**** г. г.
Заявитель является кандидатом в депутаты Думы городского округа Сызрань Самарской области шестого созыва, выдвинутым в составе списка кандидатов по единому избирательному округу местным отделением в городе Сызрань Самарской области Всероссийской политической партии «Правое дело», что подтверждается протоколом общего собрания местного отделения в г.Сызрань Самарской области Всероссийской политической партии «Правое дело» от **.**.**** г. №1, а также решением (выпиской из протокола) №00 от **.**.**** г. общего собрания местного отделения в г.Сызрань Самарской области Всероссийской политической партии «Правое дело».
На основании указанных документов у него возникло право участия в выборах депутатов Думы городского округа Сызрань Самарской области шестого созыва - в составе списка кандидатов, выдвинутого вышеуказанным избирательным объединением по единому избирательному округу.
На основании ч.5 ст.35 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», указанный список кандидатов был представлен **.**.**** г. в территориальную избирательную комиссию городского округа Сызрань Самарской области, исполняющую полномочия избирательной комиссии муниципального образования - городского округа Сызрань Самарской области, с приложением всех необходимых документов, предусмотренных этим же законом, что подтверждается пунктами 1-18 «Подтверждения получения документов, представленных избирательным объединением для уведомления о выдвижении списка кандидатов в территориальную избирательную комиссию городского округа Сызрань Самарской области» от **.**.**** г. г.
**.**.**** г. территориальной избирательной комиссией городского округа Сызрань Самарской области было вынесено решение №00 «Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Думы городского округа Сызрань шестого созыва, выдвинутых по единому избирательному округу местным отделением в г.Сызрань Самарской области Всероссийской политической партии «Правое дело».
Согласно данному решению местному отделению в г.Сызрань Самарской области Всероссийской политической партии «Правое дело» отказано в заверении списка кандидатов.
Таким образом, нарушено его пассивное избирательное право, т.е. право быть избранным в органы местного самоуправления, а именно - в Думу городского округа Сызрань Самарской области шестого созыва.
Считает, что данное решение является незаконным и необоснованным в связи с нижеследующим:
1. Избирательная комиссия в своем решении об отказе ссылается на пп. «г» п. 14.1 ст.35 Федерального закона №67-ФЗ от **.**.**** г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон №67-ФЗ), и указывает, что избирательное объединение, не являющееся юридическим лицом, обязано представить в организующую выборы избирательную комиссию решение о создании данного избирательного объединения.
Далее комиссия указывает, что такое решение представлено не было, что является основанием для отказа в заверении списка кандидатов.
Однако, из текста п. 14.1 ст.35 Федерального закона №67-ФЗ следует, что действие указанного пункта распространяется на случаи выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией.
В данном же случае имело место выдвижение списка кандидатов по единому избирательному округу, разделенному на внутримуниципальные части.
Кроме того, законом Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» №57-ГД от **.**.**** г. процедура выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком - не предусмотрена вообще.
Следовательно, на выборах в представительные органы муниципальных образований, расположенных на территории Самарской области, не применяются положения п.14.1 ст.35 Федерального закона №67-ФЗ.
В статье 2 Федерального закона №67-ФЗ понятия «единый избирательный округ» и «одномандатный избирательный округ» разграничиваются, при этом:
1) избирательный округ единый (единый избирательный округ) - это «избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы» (пп.31 ст.2 закона);
2) избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) - это «избирательный округ, в котором избирается один депутат» (пп.33 ст.2 закона).
Процедуры выдвижения кандидатов по единому избирательному округу и по одномандатным избирательным округам, также различаются.
Следовательно, применение правил, установленных пунктом 14.1 статьи 35 Федерального закона №67-ФЗ для выдвижения кандидатов избирательным объединением по одномандатным избирательным округам списком - к процедуре выдвижения избирательным объединением списка кандидатов по единому избирательному округу - не основано на законе.
Таким образом, избирательная комиссия фактически истребует для заверения списка кандидатов дополнительные документы, не предусмотренные законом.
2. Избирательная комиссия в своем решении об отказе также ссылается на абзац второй ч.2 ст.35.1 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» №57-ГД от **.**.**** г. (далее также - Закон
№57-ГД), указывая, что избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, представляет в избирательную комиссию муниципального образования сведения о своем наименовании.
Данные сведения были представлены уполномоченным представителем местного отделения в г.Сызрань Самарской области Всероссийской политической партии «Правое дело» в территориальную избирательную комиссию городского округа Сызрань Самарской области одновременно со списком кандидатов и прочими прилагаемыми документами, что подтверждается пунктом 7 «Подтверждения получения документов, представленных избирательным объединением для уведомления о выдвижении списка кандидатов в территориальную избирательную комиссию городского округа Сызрань Самарской области» от **.**.**** г. г.
А именно, данные сведения содержались в заявлении местного отделения в г.Сызрань Самарской области Всероссийской политической партии «Правое дело», подписанном председателем местного отделения - ФИО7.
Абзацем вторым части 2 статьи 35.1 Закона №57-ГД не предусмотрено представление сведений о наименовании избирательного объединения в виде какого-либо конкретного документа (решения, протокола и т.д.), а также не предусмотрена форма представления сведений.
Таким образом, считает, что требования части 2 статьи 35.1 Закона №57-ГД избирательным объединением были соблюдены в полном объеме.
Ссылка избирательной комиссии на пункт 10 статьи 35 Федерального закона №67-ФЗ несостоятельна, поскольку из данной нормы не следует, что решение о создании избирательного объединения, не являющегося юридическим лицом, должно быть представлено в избирательную комиссию одновременно со списком кандидатов, выдвигаемым избирательным объединением по единому избирательному округу.
Таким образом, решение ТИК г.о.Сызрань Самарской области №00 от **.**.**** г. об отказе в заверении списка кандидатов не основано на требованиях действующего законодательства Российской Федерации и Самарской области, противоречит им и нарушает право избирательного объединения на участие в выборах, а также его избирательные права.
На основании изложенного, руководствуясь частью 6 статьи 35 Закона Самарской области №57-ГД от **.**.**** г. «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», пунктом 14 статьи 35 Федерального закона №67-ФЗ от **.**.**** г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьями 259, 261 ГПК РФ, просит признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии городского округа Сызрань Самарской области №00 от **.**.**** г. «Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Думы городского округа Сызрань шестого созыва, выдвинутых по единому избирательному округу местным отделением в г.Сызрань Самарской области Всероссийской политической партии «Правое дело», а также обязать территориальную избирательную комиссию городского округа Сызрань Самарской области в день вступления в силу решения суда заверить список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением - местным отделением в г.Сызрань Самарской области Всероссийской политической партии «Правое дело», и выдать уполномоченному представителю избирательного объединения заверенную копию списка кандидатов.
Заявитель ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования, привел доводы, изложенные выше.
Представителями ТИК г.о.Сызрани в судебном заседании ФИО5 и ФИО6 заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с подачей заявления ненадлежащим лицом.
Суд, заслушав стороны, прокурора, полагавшего, что дело подлежит прекращению, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленного ходатайства, прекращению производства по делу, поскольку дело не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства в связи с тем, что оспаривается акт, не затрагивающий права, свободы и интересы заявителя.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст.134 настоящего Кодекса.
Из материалов дела устанавливается, что ФИО1 оспаривает решение территориальной избирательной комиссии городского округа Сызрань Самарской области №00 от **.**.**** г. об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Думы городского округа Сызрань шестого созыва, выдвинутых по единому избирательному округу местным отделением в г.Сызрань Самарской области Всероссийской политической партии «Правое дело», принятое в отношении местного отделения поименованной выше политической партии, а не ФИО1, следовательно, и заявление должно быть подано местным избирательным объединением этой партии, а не ФИО1, что прямо вытекает из действующего законодательства.
А именно, согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение.
Часть 1 статьи 259 ГПК РФ также предусматривает право избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц, политических партий, их региональных отделений на обращение с заявлением в суд в случае нарушения избирательных прав.
Кроме того, Пленум Верховного Суда РФ в пункте 16 Постановления от **.**.**** г. N 5 « О практике рассмотрения судам и дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснил судам, что при применении положений пункта 6 статьи 76 Федерального закона от **.**.**** г. N 67-ФЗ, которым установлен перечень лиц, имеющих право оспорить решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), необходимо учитывать, что кандидату, включенному в зарегистрированный список кандидатов, не предоставлено право оспорить регистрацию списка кандидатов по этому же избирательному округу и отдельных кандидатов, включенных в зарегистрированный список кандидатов по тому же избирательному округу, выдвинутый избирательным объединением.
При этом довод ФИО1 на нарушение избирательного законодательства – его пассивного избирательного права в случае прекращения производства по делу, основано на ошибочном толковании норм материального права.
Исходя из изложенного и положений названных выше норм закона, а также ст.4 ГПК РФ, заявленные требования не могут быть рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства и производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст.220, 221 ГПК РФ суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Прекратить производство по делу по заявлению ФИО1 об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии г.о.Сызрань №00 от **.**.**** г. об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Думы городского округа Сызрань шестого созыва, выдвинутых по единому избирательному округу местным отделением в г.Сызрань Самарской области Всероссийской политической партии «Правое дело»,
Определение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 15 дней со дня вынесения определения через Сызранский городской суд.
Судья Сапего О.В.