№2-9298/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2010 года
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Лодочкин А.П.
С участием прокурора Колосова И.Я.
при секретаре Гильфановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации городского округа Краснознаменск Московской области об оспаривании решения Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области,
установил:
администрация городского округа Краснознаменск обратилась в суд с требованиями о признании решения Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 23.03.2010 № 114/6 утвержден «Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области» противоречащим федеральному законодательству и Уставу городского округа Краснознаменск Московской области, имеющим большую юридическую силу недействующим полностью со дня его принятия. В ходе судебного разбирательства требования были уточнены. Истец просит признать п. 2.10, 3.5, 3.10, 4.6 «Порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области», утвержденного решением Совета депутатов от 23.03.2010 № 114/6 противоречащими федеральному законодательству и Уставу городского округа Краснознаменск Московской области, недействующими со дня принятия и обязать Совет депутатов городского округа Краснознаменск Московской области привести вышеуказанный Порядок в соответствие с нормами действующего законодательства.
В обоснование указали, что 23.03.2010 представительным органом местного самоуправления г. Краснознаменска МО принято решение № 114/6 «Об утверждении «Порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области». Данный документ опубликован 8 апреля 2010 года в газете «Новости Краснознаменска» № 14 (77). Администрация городского округа Краснознаменск Московской области считает, что данный документ принят с превышением полномочий и в нарушение норм действующего законодательства по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 решения Совета депутатов № 114/6 от 23.03.2010г. утвержден Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области. Оспариваемый администрацией документ устанавливает порядок создания как муниципальных предприятий, так и учреждений. В п. 1.2.3. оспариваемого решения Совета депутатов введен термин «муниципальные организации», который используется для совместного упоминания унитарных предприятий и учреждений. Администрация городского округа Краснознаменск Московской области считает, что данный Порядок принят в нарушение норм действующего законодательства, так как утвержден в нарушение норм ГК РФ и ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ. Также оспариваемый порядок принят в нарушение Устава городского округа Краснознаменск Московской области.
Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства требования поддерживала, поясняла, что «Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений», утвержденный Решением Совета депутатов, разработан без учета норм действующего законодательства, регламентирующих правила создания и ликвидации муниципальных организаций, что фактически нарушает права администрации города на реализацию компетенции по решению вопросов местного значения, установленной как федеральным законодательством, так и муниципальными нормативными актами. Порядок создания и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений регламентирован нормами гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ, поэтому нормы местного самоуправления должны соответствовать Федеральным законам.
Представитель заинтересованного лица Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области в ходе судебного разбирательства, пояснял, что обжалуемое Решение Совета депутатов городского округа принято в соответствии с Федеральным законодательством, и Уставом городского округа Краснознаменск Московской области. Решение об учреждении муниципального предприятия принимается органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Утвержденный решение № 114/6 Совета депутатов городского округа «Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области» может быть доработан с учетом требования законодательства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заключение прокурора третьей прокуратуры по надзору за исполнением законом на особо режимных объектах Московской области, полагавшего требования соответствующими закону, суд пришел к следующему.
В соответствии с п. 10. ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений.
В соответствии с п.2.10 Порядка решение о создании муниципальной организации принимает Совет депутатов.
В соответствии с п. 3.5 Порядка муниципальные учреждения могут быть преобразованы в организации иных форм или в хозяйственные общества в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом на основании решений Совета депутатов.
В соответствии с п. 3.10.1-3.10.2 Порядка на основании заключений постоянных комиссий Совет депутатов городского округа Краснознаменск принимает решение о реорганизации, об отказе в реорганизации муниципальной организации.
В соответствии с п. 4.6 Порядка на основании заключений соответствующих постоянных комиссий Совет депутатов принимает решение о ликвидации муниципальной организации, об отказе в ликвидации муниципальной организации.
Порядок создания и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений регламентирован нормами гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 2 № 161-ФЗ от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 1-2 ст. 8 № 161-ФЗ учредителем унитарного предприятия может выступать муниципальное образование. Решение об учреждении муниципального предприятия принимается органом местного самоуправления в соответствии с актам, определяющими компетенцию таких органов.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 20 № 161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия.
В соответствии со ст. 66 Устава городского округа Краснознаменск Московской области администрация города может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения и выступает их учредителем от имени городского округа.
В соответствии с п. 1.2.4. и 1.2.5. Порядка собственником и учредителем муниципальных организаций является муниципальное образование в лице администрации города.
Таким образом, представительный орган фактически вместо определения порядка (правил поведения) при создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, возложил на себя полномочия по принятию данных решений вместо администрации.
В соответствии с п. 4 ст. 7 федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решение о создании унитарного предприятия; принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия.
В соответствии со ст. 66 Устава городского округа Краснознаменск Московской области администрация города может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения и выступает их учредителем от имени городского округа.
Решением Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 23.03.2010 № 114/6 утвержден «Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области». Данный документ опубликован 8 апреля 2010 года в газете «Новости Краснознаменска» № 14 (77).
При рассмотрении данного спора, суд исходит из того, что право Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области на утверждение «Порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области» заявителем не оспаривается.
Вместе с тем, заявитель оспаривает п. 2.10, 3.5, 3.10, 4.6 «Порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области», утвержденного решением Совета депутатов от 23.03.2010 № 114/6 как противоречащие федеральному законодательству и Уставу городского округа Краснознаменск Московской области.
Суд пришел к выводу, что указанные пункты Порядка не могут являться основанием для утверждения нормативных актов не соответствующих требованиям или ограничивающих права, установленные Федеральным законодательством РФ
Таким образом, полномочия, предусмотренные п. 2.10, 3.5, 3.10, 4.6 Порядка предоставлено заявителю и не может быть ограничено иными нормативными актами, имеющими меньшую юридическую силу, чем Федеральный закон РФ.
Как следует из действующего законодательства полномочиями на принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области обладает собственник имущества.
В судебном заседании лица, участвующие в деле не оспаривали, что администрация городского округа Краснознаменск Московской области является собственником муниципального имущества.
Однако, оспариваемый «Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области», утвержденный решением Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 23.03.2010 № 114/6, по сути, устанавливает ограничение администрация городского округа Краснознаменск Московской области в части принятии решения в отношении распоряжения муниципальной собственностью, что не соответствует требованиям закона.
В силу ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Таким образом, суд пришел к выводу, что п. 2.10, 3.5, 3.10, 4.6 «Порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области», утвержденного решением Совета депутатов от 23.03.2010 № 114/6 противоречащими федеральному законодательству и Уставу городского округа Краснознаменск Московской области, подлежат признанию недействующими со дня принятия, как противоречащие федеральному законодательству и Уставу городского округа Краснознаменск Московской области, имеющим большую юридическую силу. Так как заявителем заявлены требования о понуждении Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области привести вышеуказанный Порядок в соответствие с нормами действующего законодательства, суд считает, что указанное требование также подлежит удовлетворению в силу ст. 258 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Признать п. 2.10, 3.5, 3.10, 4.6 «Порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области», утвержденного решением Совета депутатов от 23.03.2010 № 114/6 противоречащими федеральному законодательству и Уставу городского округа Краснознаменск Московской области, недействующими со дня принятия и обязать Совет депутатов городского округа Краснознаменск Московской области привести вышеуказанный Порядок в соответствие с нормами действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение 10 дней.
Судья: