Дело № 2-1319/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 25 июля 2013 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Головченко Е. Ю.
при секретаре Сим А. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потаповой Т.А., Терентьевой Т.А. к Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю, Управлению социальной защиты населения по Первомайскому району о компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально истцы обратились в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Первомайскому району о компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, указывая в обоснование иска, что являются неработающими пенсионерами, в связи с достижением пенсионного возраста переехали на постоянное место жительства из АДРЕС в АДРЕС. Для перевоза личных вещей арендовали один контейнер на две семьи в связи с тем, что на момент отъезда не было 5-ти тонных контейнеров. При этом ими были понесены расходы: Потаповой Т. А. НОМЕР рублей, а Терентьевой Т. А – НОМЕР рубля. В соответствии с ФЗ «О государственных гарантиях и компенсация для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям они имеют право на компенсацию расходов на проезд к постоянному месту жительства и провозу багажа, в связи с чем просили взыскать понесенные расходы с ответчика.
В процессе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены с согласия истцов Министерство финансов РФ и Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю.
Истцы неоднократно уточняли свои требования, окончательно просили возместить расходы на перевоз личных вещей к месту постоянного жительства из расчета 1 тонна на человека и членов семьи ( ФИО16 в том числе на мужа ФИО17.), а также Терентьева Т. А. просила взыскать в свою пользу стоимость авиабилета из Якутска до г. Новосибирска в размере НОМЕР рублей и расходы по оплате госпошлины.
В судебном заседании истцы Терентьева Т. А. и Потапова Т. А. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в уточненном иске, Терентьева суду пояснила, что летели до АДРЕС, т.к. в АДРЕС из Якутска самолеты не летают.
Третье лицо по делу Терентьев В. Н. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчиков – Министерства финансов РФ и Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Ганнибалов А. И. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, т.к. истцами не представлено достаточных доказательств понесенных расходов.
Представитель ответчика – Управления социальной защиты населения по Первомайскому району в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
С учетом мнения истцов, третьего лица ФИО18., представителя ответчиков Ганнибалова А. И., суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления социальной защиты населения по Первомайскому району.
Выслушав пояснения истцов Терентьевой Т. А. и Потаповой Т. А., третьего лица ФИО19., представителя ответчиков Ганнибалова А. И., исследовав материалы дела, суд установил:
Истцы – Потапова Т. А. и Терентьева Т. А. являются получателями пенсии с ДАТА года и ДАТА года соответственно.
Согласно имеющихся в деле справок, при увольнении из Якутского отделения НОМЕР Сбербанка России ОАО Потаповой Т. А. провоз багажа на постоянное место жительства в РФ не оплачивался, Терентьевой Т. А. при увольнении с <данные изъяты> по месту работы компенсация расходов по оплате стоимости проезда и провоза багажа не производилась ( л.д.10-11).1.
В соответствии с Постановлением правительства РФ от 11.08.1992 года № 572, гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи.
Указанным Постановлением было установлено, что финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из расчета:
работникам бюджетных учреждений и организаций, проработавшим в этих районах и местностях не менее трех лет, пенсионерам, инвалидам, лицам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - в размере 100 процентов произведенных затрат;
лицам, проработавшим не менее трех лет на государственных предприятиях, расположенных в указанных районах и местностях, - в размере 50 процентов произведенных затрат.
Утвержденный 10 ноября 1992 года Государственным комитетом Российской Федерации по социально-экономическому развитию Севера по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными министерствами и ведомствами Порядок выплаты компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возлагал выплату пенсионерам компенсации транспортных затрат на центральные бухгалтерии администраций городских, районных, сельских и поселковых Советов по документам органов социальной защиты населения по последнему месту проживания, подтверждающим факт получения пенсии.
Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", не затрагивая самого по себе предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года N 572 права пенсионеров, переселяющихся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на социальную поддержку в виде компенсации расходов, связанных с выездом из указанных мест, изменил только источник финансирования этих расходов: в соответствии с частью второй его статьи 4 расходы, связанные с выездом отдельных категорий граждан, включая пенсионеров, из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, подлежали компенсации за счет консолидированного бюджета Российской Федерации.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (пункт 4 статьи 26) статья 4 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" была изложена в новой редакции: в частности, прямое указание на компенсацию пенсионерам расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, за счет консолидированного бюджета Российской Федерации было заменено положением, согласно которому гарантии и компенсации, установленные данным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Изменения, внесенные в статью 4 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", направлены, таким образом, исключительно на определение нового порядка финансирования гарантий и компенсаций, которые установлены как данным Законом, так и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года N 572 право неработающих пенсионеров, переселяющихся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на компенсацию расходов, связанных с выездом из указанных мест, в размере произведенных транспортных затрат.
С тем чтобы не допустить ущемления прав указанной категории граждан федеральный законодатель - исходя из требований бюджетного законодательства и в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - при внесении Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" отнес гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством для неработающих пенсионеров, к расходным обязательствам Российской Федерации. Однако одновременное исключение из статьи 4 данного Закона прямого указания на источник финансирования компенсации неработающим пенсионерам расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, - принимая во внимание часть вторую его статьи 1, по буквальному смыслу которой гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам только в случаях, предусмотренных данным Законом, - привело к неопределенности правового регулирования в этой части.
Неопределенность законодательной регламентации источников финансирования компенсации неработающим гражданам, получающим трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению, расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не согласуется с общеправовым принципом юридического равенства и, не обеспечивая реализацию ранее предоставленного им в рамках социальной защиты права на такую компенсацию, приводит к нарушению принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
В связи с чем Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 14 мая 2013 года № 9-П Постановил признать пункт 4 статьи 26 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3), в той мере, в какой содержащиеся в нем положения в системе действующего правового регулирования, четко не определяя источник финансирования компенсации неработающим гражданам, получающим трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению, расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, допускают - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - возможность лишения данной категории граждан права на эту компенсацию.
Федеральному законодателю - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в том числе в настоящем Постановлении, - надлежит внести необходимые изменения в правовое регулирование финансового обеспечения меры социальной поддержки неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению, в виде компенсации расходов, связанных с их выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений компенсация расходов, связанных с выездом указанных граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В связи с чем суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу будет являться Министерство финансов РФ.
В судебном заседании установлено, что истцы ДАТА года заключили Договоры с Транспортным агентством <данные изъяты> на отправку груза – домашних вещей от <данные изъяты> до <данные изъяты> Западно-Сибирской Железной дороги. При этом по условиям договоров Терентьева Т. А. оплатила НОМЕР, а Потапова - НОМЕР рублей, что подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам и кассовыми чеками ( л.д.15,18). Таким образом, общая стоимость 5-ти тонного контейнера составила НОМЕР рублей, стоимость одной тонны равны НОМЕР рублей.
Согласно квитанции о приемке груза, вес контейнера составил 5 тонн (нетто), тара 2200 кг, брутто 7200 кг. Груз был доставлен ДАТА в АДРЕС
В судебном заседании также установлено, что Терентьева Т. А. состоит в зарегистрированном браке с ФИО20 с ДАТА
Согласно представленных суду свидетельств о государственной регистрации права, ими в совместную собственность приобретен жилой дом и земельный участок в АДРЕС.
Согласно выписке из домовой книги, проживают Терентьева Т. А. и ФИО21 вместе по адресу: АДРЕС.
Таким образом суд считает установленным в судебном заседании факт того, что ФИО22 является членом семьи Терентьевой Т. А.
В судебном заседании также установлено, что Потапова Т. А. проживает и зарегистрирована в жилом доме в АДРЕС, в доме, принадлежащем на праве собственности ФИО23
На основании изложенного суд считает правомерными требования истцов о взыскании расходов на перевозку личных вещей весом в 1000 кг. в пользу Потаповой Т. А. в сумме НОМЕР рублей и в пользу Терентьевой Т. А. на состав семьи из двух человек за 2000 кг. в сумме НОМЕР рублей ( в пределах заявленных исковых требований).
Терентьевой Т. А. суду представлен также авиабилет с посадочным талоном сообщением <данные изъяты> за который ею было оплачено НОМЕР рублей ( л.д.24). Поскольку расходы на перелет истицей подтверждены, суд считает ее требования в части их возмещения также обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истцов подлежит взысканию уплаченная госпошлина пропорционально удовлетворенным требованиям: в сумме НОМЕР в пользу Потаповой Т. А. и в сумме НОМЕР копеек в пользу Терентьевой Т. А.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Потаповой Т.И. и Терентьевой Т.А. удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Потаповой Т.А. в счет компенсации расходов на перевозку личных вещей к месту постоянного жительства из районов Крайнего Севера НОМЕР рублей, а также расходы по оплате госпошлины в сумме НОМЕР копеек, всего взыскать НОМЕР копеек.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Терентьевой Т.А. в счет компенсации расходов на перевозку личных вещей к месту постоянного жительства из районов Крайнего Севера НОМЕР рублей, расходы на авиабилет в сумме НОМЕР рублей, а также расходы по оплате госпошлины в сумме НОМЕР копеек, всего взыскать НОМЕР копеек.
Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю и Управление социальной защиты населения по Первомайскому району от ответственности освободить.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Е. Ю. Головченко
Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2013