Дело № 2-350/2021 Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2021 года г. Кировск
Кировский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Сняткова А.В.
при помощнике судьи Зориной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Кировска к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация Хибиногорск» об обязании исполнить предписание №...-Ч от 03 марта 2020 года об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки,
У С Т А Н О В И Л:
Истец администрация г. Кировска обратился в суд с исковыми требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация Хибиногорск» (далее – ООО «Управляющая организация Хибиногорск») об обязании исполнить предписание №...-Ч от 3 марта 2020 года об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, указав в обоснование заявленных требований, что 14 февраля 2020 года в отдел муниципального контроля администрации г. Кировска поступило заявление жильца ... в ... о нарушении управляющей организацией ООО «Управляющая организация Хибиногорск» правил содержания и ремонта жилых домов, что привело к образованию протечек в квартире заявителя. В связи с этим, 3 марта 2020 года на основании распоряжения № 209-р от 20 февраля 2020 года администрацией г. Кировска в отношении ООО «Управляющая организация Хибиногорск» была проведена внеплановая выездная проверка, о чем составлен акт проверки №...-Ч. В результате проверки были выявлены нарушения п.п. 4.6.1.1, 4.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170, и выдано предписание № 15-Ч от 3 марта 2020 года, в соответствии с которым ответчику надлежало устранить дефекты кровли над квартирой устранить причины и последствия допущенных нарушений, а именно в срок до 27 июля 2020 года выполнить работы по устранению дефектов кровли над квартирой №... .... Предписание получено ответчиком 3 марта 2020 года и в судебном порядке не оспаривалось. Внеплановой проверкой, проведенной 12 января 2021 года на основании распоряжения № 762-р от 15 декабря 2020 года, установлен факт неисполнения ответчиком предписания № 15-Ч. Просит суд обязать ответчика в течение пятнадцати суток со дня вступления решения суда в законную силу исполнить мероприятия по предписанию администрации г. Кировска № 15-Ч от 3 марта 2020 года, а именно: выполнить работы по устранению дефектов кровли над квартирой № 37 дома № 3 по улице 50 лет Октября города Кировска.
Определением судьи от 04 июня 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Полярный день» (далее – ООО «Полярный день).
Представитель истца в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, просила суд иск удовлетворить и обязать ответчика в течение пятнадцати суток со дня вступления решения суда в законную силу исполнить мероприятия по предписанию администрации г. Кировска №...-Ч от ..., а именно: выполнить работы по устранению дефектов кровли над квартирой №... ....
Представитель ответчика ООО «Управляющая организация Хибиногорск» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, не просил дело рассмотреть в его отсутствие, возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица ООО «Полярный день» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, возражений по иску не представил.
Третье лицо Филин Ю.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 5, 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
- обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
- осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Согласно частям 1.1, 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
На основании пункта 3 статьи 3 Закона Мурманской области от 18.12.2012 № 1553-01-ЗМО «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Мурманской области» органы местного самоуправления самостоятельно организуют и обеспечивают проведение муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования и определяют орган, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее – орган муниципального жилищного контроля) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Мурманской области.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Пунктом «в» части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки может являться нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Частями 5, 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования;
- выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований;
- обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3).
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 года (далее – Правила содержания общего имущества), к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме в числе прочего отнесены лестницы, ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции), а также крыши.
Согласно положениям части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 10, 11 Правил содержания общего имущества надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил.
Надлежащее содержание общего имущества многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ООО «Управляющая организация Хибиногорск» являлась управляющей организацией многоквартирного дома № №... №... на основании договора управления многоквартирным домом от 01 мая 2019 года (далее – Договор).
Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 договора управления многоквартирным домом от 01 мая 2019 года, управляющая организация обязана осуществлять свою деятельность по управлению общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома и предоставлению жилищно-коммунальных услуг в пределах прав, предоставленных собственником на основании настоящего Договора, руководствуясь законодательством Российской Федерации и Решениями общего собрания собственников помещений многоквартирного дома; оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома в соответствии с Приложением № 3 к настоящему договору, отвечающие параметрам качества, надежности и соответствующие уровню их оплаты.
Согласно разделу 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству № 170 от 27 сентября 2003 года (далее – Правила и нормы) техническое обслуживание зданий включает в себя комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 Правил и норм установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить в числе прочего исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя) (п. 4.6.1.2 Правил и норм).
Кровля должна быть водонепроницаемой, с поверхности должен обеспечиваться полный отвод воды по наружным или внутренним водостокам, должны быть выдержаны заданные уклоны кровли (п. 4.6.3.3. Правил и норм).
Таким образом, вопросы надлежащего содержания многоквартирного дома, проведение текущего ремонта, исполнение требований органа муниципального контроля по вопросам, связанным с осуществлением организацией управления многоквартирным домом, отнесены к ведению управляющей организации, в данном случае ООО «Управляющая организация Хибиногорск».
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судом установлено, что 14 февраля 2020 года в отдел муниципального контроля администрации г. Кировска поступило заявление жильца ..., о нарушении управляющей компанией правил содержания и ремонта многоквартирного дома.
В связи с поступившим обращением администрацией г. Кировска вынесено распоряжение № 209-р от 20 февраля 2020 года о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Управляющая организация Хибиногорск». О проведении проверки ответчик был уведомлен письмом от 20 февраля 2020 года № 10-14/676, в котором указана дата проведения проверки – 26 февраля 2020 года.
По результатам проверки был составлен акт проверки № 15-Ч от 03 марта 2020 года, согласно которого, выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
При обследовании технического состояния ... наблюдается в комнате № 1 на потолке следы протечек, шелушение и отслоение штукатурного и окрасочного слоев, на стене, смежной с квартирой №..., следы протечек, в кухне на потолке следы протечек, черные точечные образования, на простенке над дверью входа в кухню следы протечек, шелушение и отслоение штукатурного и окрасочного слоев, в коридоре на потолке следы протечек, шелушение и отслоение штукатурного и окрасочного слоев, в ванной комнате на потолке следы протечек, шелушение и отслоение штукатурного и окрасочного слоев. Обследовать техническое состояние участка кровли над квартирой №... ... не представилось возможным, в связи с наличием на кровле смежных масс.
Данные факты являются нарушением положений Правил и норм, в связи с чем, ответчику было выдано предписание №...-Ч от 03 марта 2020 года, полученное представителем ООО «Управляющая организация Хибиногорск» в тот же день, в соответствии с которым ответчику надлежало выполнить работы по устранению дефектов кровли над квартирой №... ..., в срок до 27 июля 2020 года.
По ходатайству ответчика срок исполнения предписания был продлен до 01 декабря 2020 года.
В судебном заседании установлено, что предписание №...-Ч от 03 марта 2020 года ответчиком не оспаривалось, выдано надлежащим должностным лицом в рамках его полномочий в результате установления факта нарушения организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, требований закона, предъявляемых к содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома, в связи с чем, предписание является законным и подлежит обязательному исполнению в определенный им срок.
Администрацией г. Кировска 15 декабря 2020 года было вынесено распоряжение № 762-р о проведении в период с 28 декабря 2020 года по 12 января 2021 года внеплановой выездной проверки по контролю за исполнением предписания №...-Ч от 03 марта 2020 года. О проведении проверки управляющая организация была уведомлена письмом № 10-14/4235 от 23 декабря 2020 года.
По результатам проведённой в период времени с 29 декабря 2020 года по 12 января 2021 года проверки был составлен акт проверки № 9-Ч, в соответствии с которым установлен факт неисполнения ООО «Управляющая организация Хибиногорск» предписания в указанной выше части.
При обследовании технического состояния ... в комнате № 1 на потолке следы протечек, шелушение и отслоение штукатурного и окрасочного слоев, на стене, смежной с квартирой №..., следы протечек, в кухне на потолке следы протечек, черные точечные образования, на простенке над дверью входа в кухню следы протечек, шелушение и отслоение штукатурного и окрасочного слоев, в коридоре на потолке следы протечек, шелушение и отслоение штукатурного и окрасочного слоев, в ванной комнате на потолке следы протечек, шелушение и отслоение штукатурного и окрасочного слоев.
Обследовать техническое состояние участка кровли над квартирой №... ... не представилось возможным, в связи с наличием на кровле смежных масс.
Документов, подтверждающих выполнение работ по устранению дефектов кровли над квартирой №... ... ООО «Управляющая организация Хибиногорск» не представлено.
Таким образом, судом установлено, что предписание №...-Ч от ... не исполнено, доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что ООО «УО Хибиногорск» прекращена деятельность в отношении многоквартирного ... в ....
01 июня 2021 г. собственниками помещений указанного многоквартирного дома заключен договор управления с ООО «Полярный день».
Приказом Государственной жилищной инспекции Мурманской области от 28.05.2021 г. № 410 внесены изменения в реестр лицензий Мурманской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в отношении лицензиата ООО «Управляющая организация «Хибиногорск» путем исключения из раздела реестра, который содержит сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведений о ... в ... (дата окончания управления – 31.05.2021).
В отношении лицензиата ООО «Полярный день» в тот же раздел реестра включены сведения об указанном многоквартирном доме (дата начала управления – 01.06.2021).
В силу части 1 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 настоящего Кодекса, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса, обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, в течение трех рабочих дней со дня наступления событий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
На основании пункта 1 части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса.
Таким образом, ответчик имел право и был обязан исполнять работы по управлению домом №... по ... в ... только до дня возникновения обязательств по управлению данным домом у управляющей организации ООО «Полярный день», выбранной общим собранием собственников от 01.06.2021.
Возложение обязанности выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на управляющую организацию после исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации и после наступления событий, перечисленных в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований администрации города Кировска к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация Хибиногорск» об обязании исполнить предписание №...-Ч от 03 марта 2020 года об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд Мурманской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Снятков