Дело № 12-482/2014
РЕШЕНИЕ
город Волжский Волгоградской области 22 августа 2014 года
Судья Волжского городского суда Волгоградской области Винецкая Н.Г., рассмотрев единолично жалобу Клушиной А.В. на постановление заместителя начальника отдела Управления Федеральной Миграционной службы по Волгоградской области в г. Волжском от "."..г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела Управления Федеральной миграционной службы по Волгоградской области в г. Волжском Мелкозерова С.С. от "."..г. Клушина А.В. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.15.1 КоАП РФ, и привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере <...> рублей за проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации.
Не согласившись с данным постановлением, Клушина А.В. обратилась в Волжский городской суд с жалобой, в которой просила отменить постановление и производство по делу прекратить.
В ходе судебного разбирательства Клушина А.В. доводы жалобы поддержала, просила постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, выслушав Клушину А.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, дополнительно представленные доказательства, считаю жалобу подлежащей удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 30.3. КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Копия оспариваемого постановления вручена Клушиной А.В. "."..г., жалоба Клушиной А.В. направлена в суд почтой "."..г., то есть в установленный законом срок.
Согласно требованиям п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 21 декабря 2013 года № 376-ФЗ, предусмотрена административная ответственность за проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков.
Согласно положениям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в редакции от 28 декабря 2013 года регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ утверждается Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 2 указанного Закона установлено, что под местом жительства в целях настоящего Закона подразумеваются: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Статьей 6 того же Закона установлено, что гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.
Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение (пункт 16 Правил регистрации).
Согласно протоколу об административном правонарушении №... в отношении Клушиной А.В., составленному "."..г. старшим инспектором отдела УФМС РФ по Волгоградской области в г. Волжском Л., "."..г. в 13 часов 15 минут по адресу: <адрес>, установлено: Клушина А.В. проживает по адресу г. Волжский, пер. Красноармейский, 17 без регистрации по месту жительства с "."..г., свыше 7 дней со дня прибытия на новое место жительства, чем нарушила ст. 6 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Данные действия Клушиной А.В. квалифицированы должностным лицом по ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ. В протоколе Клушиной А.В. сделана запись о том, что виновной себя не считает, принудительно снята с учета вместе с детьми по решению суда, лишена права собственности на жилье из-за того, что маленькая доля, денег за долю не выплатили.
"."..г. заместителем начальника отдела Управления Федеральной миграционной службы по Волгоградской области в г. Волжском Мелкозеровым С.С. было вынесено постановление №... о привлечении Клушиной А.В. к административной ответственности по ст. 19.15.1 ч. 1 КоАП РФ в виде штрафа в размере <...> рублей.
Разрешая дело, заместитель начальника отдела Управления Федеральной Миграционной службы по Волгоградской области в г. Волжском на основании имеющегося в материалах дела протокола об административном правонарушении пришел к выводу о виновности Клушиной А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ.
С таким выводом согласиться и признать его правильным нельзя по следующим основаниям.
В силу ст. 1.5 ч. 1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При рассмотрении жалобы установлено, что на основании решения Волжского городского суда Волгоградской области от "."..г., вступившего в законную силу "."..г., Новикова (в настоящее время Клушина) А.В. и члены ее семьи признаны утратившими право собственности каждым <...> доли в общем имуществе в квартире №..., расположенной по адресу: <адрес>, с признанием права собственности на данные доли за М. и взысканием с нее в пользу Новиковой (Клушиной) А.В. и членов ее семьи стоимости указанных долей; на отдел УФМС РФ по Волгоградской области в г. Волжском возложена обязанность снять Новикову (Клушину) А.В. и членов ее семьи с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>.
Во исполнение данного решения суда Клушина А.В. была снята с регистрационного учета по указанному адресу.
На момент вынесения решения Волжского городского суда <адрес> от "."..г. Клушина А.В. проживала по адресу: <адрес>, что следует из текста решения и представленных заявителем документов.
Как следует из объяснений Клушиной А.В. и справки судебного пристава-исполнителя Волжского городского отдела УФССП от "."..г., до настоящего времени решение суда в части взыскания в пользу Клушиной А.В. стоимости <...> доли в общей долевой собственности – <адрес> - не исполнено.
"."..г. Клушина (Новикова) А.В. обратилась в УФМС РФ по Волгоградской области в г. Волжском с заявлением, в котором указала, что на основании решения суда от "."..г. была снята с регистрационного учёта по адресу: <адрес>. В настоящее время фактически проживает по адресу: <адрес>, в доме самовольной постройки; обратилась в паспортный стол по вопросу регистрации ее по месту регистрации по месту проживания, однако, ей было сообщено, что в домах самовольной постройки регистрации нет; Просила разрешить регистрацию по месту жительства <адрес>, в связи с принудительным снятием с регистрационного учета по адресу <адрес>.
На обращения Клушиной А.В. начальником отдела УФМС в городе Волжском было сообщено, что "."..г. она была снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, на основании решения Волжского городского суда от "."..г.. По вопросу ее регистрации по адресу: <адрес>, ей необходимо представить документ удостоверяющий личность, заявление о регистрации по форме №6, документ, являющийся основания для вселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о государственной регистрации права или иной документ).
Из сообщения комитета земельных ресурсов администрации городского округа г. Волжский от "."..г. следует, что рассмотрен вопрос о присвоении адреса земельному участке и неплановому строению, определен предварительный адрес: <адрес>
Таким образом, в ходе рассмотрения жалобы установлено, Клушина А.В. по решению суда лишена права собственности на долю в жилом помещении и снята с регистрационного учета, иного жилья в городе Волжском, принадлежащего на праве собственности, по договору найма (поднайма), не имеет, не могла зарегистрироваться по месту фактического жительства по уважительным причинам, принимала меры по защите своего нарушенного права, в установленный законом срок обращалась с заявлением в УФМС о регистрации по месту жительства.
Ввиду принудительного снятия с регистрационного учета по решению суда и невозможности регистрации по новому месту жительства (отсутствия правоустанавливающих документов на дом самовольной постройки), прихожу к выводу о вынужденности проживания Клушиной А.В. в юридически значимый период без регистрации по месту жительства.
Изложенное исключает наличие в действиях Клушиной А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.15.1 ч. 1 КоАП РФ.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая, что в действиях Клушиной А.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.15.1 ч. 1 КоАП РФ, оспариваемое постановление заместителя начальника отдела Управления Федеральной Миграционной службы по Волгоградской области в г. Волжском от "."..г. подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела Управления Федеральной Миграционной службы по Волгоградской области в г. Волжском Мелкозерова С.С. от "."..г. о привлечении Клушиной А.В. к административной ответственности по ст. 19.15.1 ч. 1 КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях Клушиной А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.15.1 ч. 1 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Н.Г. Винецкая