Решение по делу № 2-2808/2017 ~ М-2747/2017 от 21.09.2017

Дело №2-2808/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Севастополь                                      «14» ноября 2017 года

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего Степановой Ю.С.,

секретаря судебного заседания Колобылиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гагаринского района города Севастополя в интересах Онищенко Н.И. к Департаменту здравоохранения г. Севастополя о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Гагаринского района г. Севастополя, действуя в интересах Онищенко Н.И., обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения г. Севастополя о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата «Фарестон» в сумме 9 430 рублей и понуждении своевременно обеспечить лечение Онищенко Н.И. медицинским препаратом «Фарестон» (действующее вещество торемифен) в объеме, установленном в соответствии с медицинским показаниями.

В обоснование иска указано, что Онищенко Н.И. состоит на диспансерном учете в <данные изъяты> Онищенко Н.И. является <данные изъяты> с 2014 года по настоящее время является получателем бисфорсфонатерапии (деносумаб 120 мг 1 раз в 28 дней), а также гормонотерапии (торемифен (60 мг ), внесена в регистр федеральных и региональных льготников. Однако с мая 2017 года по август 2017 года Онищенко Н.И. не получает препарат «Фарестон» (действующее вещество торемифен). В указанный период Онищенко Н.И. обращалась к лечащему врачу, в качестве назначений выписывался «Фарестон» и Деносумаб, однако фактически рецепт выдавался только на деносумаб, рецепты на Фарестон (торемифен) не были получены в связи с его отсутствием в аптечных учреждениях города Севастополя. В связи с отсутствием необходимого препарата, истец самостоятельно, за счет собственных средств приобрела в лекарство «Фарестон» на общую сумму 9 430 рублей.

Поскольку обеспечение Онищенко Н.И. препаратом «Фарестон» (торемифен) должно осуществляться за счет средств субъекта Российской Федерации, истец просит обязать Департамент своевременно обеспечить лечение Онищенко Н.И. медицинским препаратом «Фарестон» (действующее вещество торемифен) в объеме, установленном в соответствии с медицинским показаниями.

Определением судебного заседания от 23.10.2017 года в качестве соответчика по делу привлечено ГБУЗС «Севастопольский городской онкологический диспансер им. А.А. Задорожного».

В ходе производства по делу истец в порядке ст. 39 ГПК РФ отказался от исковых требований в части понуждения Департамента здравоохранения города Севастополя своевременно обеспечить лечение Онищенко Н.И. медицинским препаратом «Фарестон» (действующее вещество торемифен) в объеме, установленном в соответствии с медицинским показаниями, в связи с отменой указанного препарата больной Онищенко Н.И.

Определением Ленинского районного суда г. Севастополя от 14.11.2017 г. производство по делу в данной части прекращено.

В судебном заседании помощник прокурора Гагаринского района г. Севастополя на исковых требованиях в части взыскания расходов на приобретение лекарственного препарата настаивала по основаниям, изложенным в иске.

Истец Онищенко Н.И. поддержала требования прокурора, указав, на отсутствие препарата в аптеках города Севастополя, в связи с чем рецепт не выписывался, однако данный препарат лечащим врачом назначался.

Представители ответчика Департамента здравоохранения г. Севастополя исковые требования не признали, предоставив письменные возражения.

Представитель ответчика ГБУЗС «Севастопольский городской онкологический диспансер им. А.А. Задорожного» в судебном заседании оставила разрешение гражданского дела на усмотрение суда.

Выслушав прокурора, истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

В соответствие с п. 2 ст. 9 Закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994г. № 890), отдельные группы населения получают лекарственное обеспечение бесплатно либо со скидкой в порядке, установленном субъектами Российской Федерации. Указанным Постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с указанным перечнем неработающие инвалиды 2 группы обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами.

При этом согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;

Постановлением Правительства Севастополя № 182-ПП от 17.03.2015 утверждено Положение о Департаменте здравоохранения города Севастополя (далее по тексту – Положение).

В соответствии с п. 3.8 Положения, Департамент здравоохранения города Севастополя организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя.

Согласно п. 3.3 Положения, Департамент здравоохранения Севастополя выступает государственным заказчиком в порядке и в случаях, установленных законодательством Севастополя, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд города Севастополя за счет средств бюджета города Севастополя, а также главным распорядителем и получателем бюджетных средств города Севастополя.

Приказом исполняющего обязанности директора Департамента здравоохранения города Севастополя № 57 от 26.01.2017 утвержден порядок взаимодействия участников, организующих и осуществляющих обеспечение отдельных категорий граждан по рецептам лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федерального и регионального бюджетов.

Согласно п. 1.2 Порядка, участникам, организующим и осуществляющим обеспечение отдельных категории граждан лекарственными препаратами, являются:

Департамент здравоохранения города Севастополя;

- медицинские организации, выписывающие рецепты на лекарственные препараты;

- уполномоченная фармацевтическая организация, организация подведомственная Департаменту здравоохранения города Севастополя, которая исполняет государственный контракт (договор) на оказание услуги по обеспечению отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, закупленными за счет средств федерального и регионального бюджетов.

В соответствии с п. 4. 1. Порядка льготное лекарственное обеспечение федеральных и региональных льготников осуществляется Департаментом здравоохранения города Севастополя посредством размещения государственных заказов на поставку лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами.

В соответствии с п. 4.2. государственные заказы составляются на основе сводной заявки медицинских организаций Севастополя.

Согласно п. 4.3. Порядка утвержденная заявка медицинских организаций Севастополя формируется Департаментом здравоохранения города Севастополя на основании сводной потребности медицинских организаций, уполномоченных Департаментом здравоохранения города Севастополя на выписывание рецептов, и остатков лекарственных препаратов, согласовывается главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения города Севастополя.

Согласно п. 4.4. заявки медицинских организаций составляются на один очередной календарный год, предоставляются в срок, утвержденный приказом Департамента здравоохранения города Севастополя для комиссионного рассмотрения и очной защиты в Департаменте здравоохранения города Севастополя.

Пунктом 3.6. Порядка предусмотрено, что в случае временного отсутствия лекарственных препаратов специалисты в Пунктах отпуска регистрируют рецепт в специальном журнале, делают на рецепте отметку об адресе, номере, или наименовании аптеки, дате приема рецепта на обеспечение, возвращают рецепт пациенту, вводят рецепт в базу данных, отсроченных рецептов, согласовывают с уполномоченной фармацевтической организацией поставку лекарственных препаратов для обеспечения отсроченных рецептов в срок, не превышающий десяти рабочих дней.

Кроме того, в соответствии с п. 3.7. Порядка уполномоченная фармацевтическая организация в случае обоснованной невозможности обеспечения отсроченных рецептов в рамках действующих контрактов письменно уведомляет об этом Департамент здравоохранения города Севастополя.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Онищенко Н.И. состоит на диспансерном учете в <данные изъяты>

С 2014 года по настоящее время является получателем бисфосфонатерапии (деносумаб 120 мг 1 раз в 28 дней), а до 08.11.2017 года также гормонотерапии (торемифен (60 мг ), внесена в регистр федеральных и региональных льготников.

Таким образом, Онищенко Н.И. в силу вышеуказанных норм закона, как <данные изъяты>, страдающая онкологическим заболеванием, относится к группе населения, имеющей категорию заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, с мая 2017 года по август 2017 года Онищенко Н.И. не получала препарат «Фарестон», (действующее вещество торемифен).

Из амбулаторной карты Онищенко Н.И. (запись лечащего врача от 28.04.2017 года, 02.06.2017 г., 07.07.2017, 13.07.2017, 01.08.2017, 30.08.2017 года) следует, что Онищенко Н.И. обращалась к своему лечащему врачу, в качестве назначений выписывался, в том числе, препарат «Фарестон», (действующее вещество торемифен).

Однако рецепты на препарат «Фарестон», (действующее вещество торемифен) не выписывались, в связи с его отсутствием в аптечных учреждениях города Севастополя, что подтверждается, в том числе, справкой ГУПС «Севастопольская аптечная сеть».

Факт не выдачи рецептов за указанный период представителем ГБУЗС «Севастопольский городской онкологический диспансер им. А.А. Задорожного» не оспаривается.

По причине не выдачи рецептов на приобретение лекарственного препарата «Фарестон», (действующее вещество торемифен) Онищенко Н.И. обратилась в прокуратуру Гагаринского района г. Севастополя.

Судом также установлено, что в соответствии с кассовыми чеками от 07.07.2017 года и 31.08.2017 года Онищенко Н.И. приобрела за личные денежные средства лекарственный препарат «Фарестон»: 07.07.2017 года на сумму 4 450 рублей; 31.08.2017 года на сумму 4 980 рублей. Всего данного препарата за указанный период было приобретено на общую сумму 9 430 рублей.

Указанное лекарственное средство приобретено Онищенко Н.И. за личные средства вынужденно, по причине не выписки длительное время рецептов на них.

Принимая во внимание вышеизложенное, установив, что ответчик – Департамент здравоохранения города Севастополя в 2017 году надлежащим образом не организовал обеспечение Онищенко Н.И. лекарственным препаратом «Фарестон», (действующее вещество торемифен) в соответствии с медицинскими показаниями, суд приходит к выводу о том, что невыполнение Департаментом здравоохранения города Севастополя возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатным необходимым лекарственным средством свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь и привело к возникновению у Онищенко Н.И. убытков в размере 9 430 рублей, в связи с вынужденным самостоятельным приобретением указанного препарата, которые подлежат взысканию в пользу истца Онищенко Н.И.

При этом, удовлетворяя требования истца за счет ответчика - Департамента здравоохранения города Севастополя, суд исходит из того, что обязанность по организации обеспечения Онищенко Н.И. бесплатно на период лечения лекарственным препаратом «Фарестон», (действующее вещество торемифен) лежит на Департаменте здравоохранения города Севастополя как органе исполнительной власти, проводящем государственную политику и осуществляющем управление в сфере здравоохранения, в силу норм Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890, Положения о Департаменте здравоохранения города Севастополя, утв. постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 года №182-ПП.

Требования к ответчику ГБУЗС «Севастопольский городской онкологический диспансер им. А.А. Задорожного» истцом заявлены не были и не подлежат разрешению судом, поскольку данный ответчик был привлечен по инициативе суда.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    РЕШИЛ:

             Исковые требования прокурора Гагаринского района города Севастополя удовлетворить.

        Взыскать с Департамента здравоохранения города Севастополя в пользу Онищенко Н.И. расходы на приобретение лекарственного препарата «Фарестон» в сумме 9 430 рублей.

        Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме

    Мотивированный текст решения изготовлен 16.11.2017 г.

    Судья:                                                                                            Ю.С. Степанова

2-2808/2017 ~ М-2747/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Гагаринского района города Севастополя в интересах Онищенко Натальи Ивановны
Ответчики
Департамент здравоохранения города Севастополя
ГБУЗС " Севастопольский городской окологический диспансер им. А.А.Задорожного
Другие
Онищенко Наталья Ивановна
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Степанова Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
21.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.09.2017Передача материалов судье
22.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2017Судебное заседание
14.11.2017Судебное заседание
16.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2019Дело оформлено
28.11.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее