Дело № 2-755/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 декабря 2014г. с. Карагай
Карагайский районный суд <адрес> в составе судьи Подюковой Л.В., при секретаре Печенкиной М.А., с участием представителя истца ФИО3 по доверенности, ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Пермского края к ФИО1 о взыскании единовременной компенсационной выплаты,
у с т а н о в и л:
Министерство здравоохранения Пермского края обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты>. Свои требования мотивировало следующим образом.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в Министерство здравоохранения <адрес> (далее – Министерство) с заявлением о взыскании единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей как медицинскому работнику в возрасте до 35 лет, прибывшему в 2011-2012годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт Пермского края или переехавшему на работу в сельский населенный пункт Пермского края из другого населенного пункта. (далее – единовременная компенсационная выплата). С заявлением ФИО1 представила копию паспорта, копию документа об образовании, копию трудовой книжки, банковские реквизиты для перечисления единовременной компенсационной выплаты.
ДД.ММ.ГГГГ. между ФИО1 и Министерством был заключен договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты.
Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ. Министерство перечислило ответчику указанную в договоре единовременную компенсационную выплату в сумме один миллион рублей.
Истец полагает, что договор на предоставление ответчику единовременной компенсационной выплаты от 24.07.2012г., противоречит ч.12.1 ст.51 ФЗ № 326-ФЗ, в силу ст.168 ГК РФ является ничтожной сделкой.
Данный вывод истец подтверждает следующим.
ДД.ММ.ГГГГ. между МУЗ «Карагайская центральная районная больница» (далее Учреждение) и ФИО1 был заключен трудовой договор, предусматривающий занятие ФИО1 должности палатная медсестра хирургического отделения.
ДД.ММ.ГГГГ. согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 была переведена с должности палатной медсестры хирургического отделения на должность врача-статиста.
Учитывая то, что с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 уже работала в сельском населенном пункте, она не является работником прибывшим на работу в 2011-2012годах в качестве нового специалиста, в целях восполнения кадрового дефицита сельских мед.учреждений.
В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивала. Кроме того, пояснила, что Министерство здравоохранения предоставляет в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края заявку на единовременную компенсационную выплату вместе со всеми документами претендента. Если все документы в порядке и претендент соответствует всем требованиям, Территориальный фонд ОМС направляет документы, вместе с заявкой в Федеральный фонд ОМС, в г.Москва. Именно Федеральный фонд ОМС выделяет 50% средств для компенсационной выплаты. Только после этого денежные средства направляются в Министерство здравоохранения Пермского края, который их перечисляет работнику.
Ответчик в судебном заседании с иском не согласилась и пояснила следующее. В 2011г. она закончила Пермскую мед.академию по специальности « сестринское дело». В 2012г. там же закончила интернатуру. У неё была возможность остаться на кафедре организации здравоохранения, либо устроиться на работу в лечебное учреждение г.Перми. Но в отделе кадров Карагайской ЦРБ, где она до этого работала медсестрой хирургического отделения, ей рассказали про компенсационную выплату, а главный врач предложил должность врача-статиста. Она согласилась. С ней был заключен трудовой договор на неопределенный срок. Для получения компенсационной выплаты она предоставила: диплом, свидетельство о прохождении интернатуры, копию паспорта, копию трудовой книжки. Все документы были направлены в Пермь. Потом её вызвали в Министерство с подлинными документами, у неё их проверили, она написала заявление на выдачу компенсационной выплаты, подписала договор. Министерство договор подписало только после получения положительного решения комиссии. В августе она позвонила в Министерство, ей сказали, что комиссия приняла положительное решение, ей нужно приехать и забрать договор. ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 перевели деньги на счет. На данные средства они с мужем решили построить дом, чтобы улучшить свои жилищные условия. Строительство дома обошлось в <данные изъяты>, из них <данные изъяты> – компенсационная выплата, а в счет оставшихся <данные изъяты>. у них заберут квартиру (в которой они с двумя детьми сейчас проживают), когда будет полностью построен дом. Дом они начали строить в 2014г., заключив договор с ИП ФИО4
Представитель 3-его лица – ГБУЗ ПК «Карагайская ЦРБ» - ФИО5 в судебном заседании с иском не согласилась по следующим основаниям.
24.07.2012г. Министерство заключило с ФИО1 договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты мед.работникам.
Правоотношения, возникшие между сторонами договора, должны регулироваться трудовым законодательством.
До заключения договора Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края вынес решение о том, что ответчик соответствует условиям предоставления выплаты, т.е. подпадает под действие программы, вследствие чего ФИО1 были перечислены денежные средства. Фондом было дано разрешение Министерству заключить с ответчиком договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты, следовательно, все основания для заключения договора на тот момент были. ФИО1 были представлены все необходимые документы, они были изучены, признаны соответствующими. До предоставления выплаты, как и на сегодняшний день, никаких изменений в данные документы не вносилось. После окончания ВУЗ ответчик стала для ЦРБ новым специалистом, восполнила дефицит сельских кадров.
Договор от ДД.ММ.ГГГГ. закончил свое действие ДД.ММ.ГГГГ. Стороны выполнили свои обязательства. Ответчик не нарушила обязательства, предусмотренные этим договором, поэтому нет оснований для взыскания единовременной компенсационной выплаты.
3-е лицо по делу – Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - ТФОМС)- направило отзыв на иск, в котором его признало, указав, что согласно представленных ФИО1 документов, на момент заключения договора ответчик не являлась работником, прибывшим после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, ни медицинским работником вообще.
Полагает, что договор, заключенный Министерством и ФИО1 является ничтожным в силу п.2ст.168 ГК РФ. В соответствии со ст.167 ГК РФ договор не несет юридических последствий. Поэтому каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке. Следовательно, единовременная выплата, полученная ответчиком, подлежит возврату в бюджет Пермского края.
Представитель 3-е лица ФИО6 просила рассмотреть дело без участия их представителя.
Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, представителя 3-его лица – ГБУЗ ПК «Карагайская ЦРБ», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.164 ТК РФ компенсации – денежные выплаты в целях возмещения работником затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.12.1 ст.51 Федерального закона от 29.11.2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи (далее - договор). В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.
Пункт 3 части 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010г. № 326-ФЗ предусматривает: установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.
Как следует из письма Федерального Фонда медицинского страхования от 08.07.2013г. №5124/80-1м, основной целью правовой нормы, установленной ч.12.1 ст.51 ФЗ №326- ФЗ, является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты. Единовременная компенсационная выплата предоставляется в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
Постановлением Пермского края от 14.02.2012г. № №63-п утвержден порядок заключения договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт на территории Пермского края или переехавшим на работу в сельский населенный пункт на территории Пермского края из другого населенного пункта (далее – Порядок).
В соответствии с п.2.1. Порядка для заключения договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты мед.работник должен одновременно соответствовать следующим условиям:
- возраст до 35 лет;
-прибытие в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт на территории Пермского края или переезд на работу в сельский населенный пункт на территории Пермского края из другого населенного пункта;
- заключение трудового договора по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, с государственным учреждением здравоохранения Пермского края либо с муниципальным учреждением здравоохранения Пермского края в 2011-2012годах.
Из толкования ст.164 ТК РФ, положений ст.51 ФЗ № 326-ФЗ, постановления Пермского края от 14.02.2012г. №63-п можно сделать вывод о том, что правоотношения, которые складываются между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и медицинским работником, претендующим или получившим единовременную компенсационную выплату, относятся к трудовым.
В связи с чем, споры, предметом которых является единовременная компенсационная выплата, должны рассматриваться в рамках трудового законодательства (Трудовой кодекс РФ, ФЗ №326 и т.д.). Поэтому ссылка Министерства в исковом заявлении и ТФОМС в отзыве на иск на нормы гражданского законодательства, предусматривающие недействительность сделок, будет неправильной.
Как следует из материалов дела, ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, закончила в 2011г. Мед.академию, получив квалификацию «менеджер» по специальности «сестринское дело» (л.д.21).
ДД.ММ.ГГГГ. ответчик окончила интернатуру, ей была присвоена квалификация специалиста по управлению сестринской деятельностью (л.д.35).
Из трудовой книжки ответчика следует, что ДД.ММ.ГГГГ. она принята на работу в МУЗ Карагайская ЦРБ на должность медсестры хирургического отделения.
ДД.ММ.ГГГГ. МУЗ «Карагайская ЦРБ» переименовано в МБУЗ «Карагайская ЦРБ».
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 переведена на должность врача статиста,
На данной должности работает по настоящее время (л.д.8-9).
ДД.ММ.ГГГГ. между МБУЗ «Карагайская ЦРБ» и ФИО1 был заключен трудовой договор, по которому последняя принята на должность врача статиста на 1,0 ставку на неопределенный срок (л.д.16-20).
Пункт 5.1 трудового договора предусматривает, что на работника полностью распространяются льготы и гарантии, установленные законодательством, локальными нормативными актами.
Таким образом, ФИО1, до 35 лет, после окончания интернатуры в ВУЗ в 2012 году, отклонив предложение остаться на кафедре в Мед.академии в г.Перми (как она поясняет), решает работать врачом статистом в сельском населенном пункте – МУЗ «Карагайская ЦРБ», с ней был заключен трудовой договор. Причиной, данного решения явилась возможность заключить договор на получение единовременной компенсационной выплаты. Из трудовой книжки ответчика следует, что раннее с ДД.ММ.ГГГГ. она работала в ПГМА на должности лаборанта кафедры пат.анатомии (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ. Министерство здравоохранения Пермского края и ФИО1 заключили договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> (л.д.23-25).
Заключению договора предшествовала работа Министерства, ТФОМС, ФФОМС по проверке представленных ФИО1 документов.
Договор сторонами исполнен. Ответчик продолжает работать в Карагайской ЦРБ на должности врача статиста и расторгать трудовой договор не собирается. Министерство предоставило ФИО1 <данные изъяты>.
Пункт 4.3 договора предусматривает, что в случае прекращения трудового договора с учреждением здравоохранения до истечения пятилетнего срока медицинский работник возвращает в бюджет Пермского края часть единовременной компенсационной выплаты.
В соответствии с п.5.2 данного договора медицинский работник в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за соблюдение условий предоставления единовременной компенсационной выплаты, указанных в п.2.1 настоящего договора, за достоверность предоставляемых сведений и документов, а также за неисполнение обязанностей по возврату единовременной компенсационной выплаты в соответствии с п.4.3 настоящего договора.
Подпунктом «в» п.3 ч.12.2 ст.51 ФЗ №326-ФЗ предусмотрен возврат медицинским работником в бюджет субъекта РФ части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик продолжает работать в Карагайской ЦРБ на должности врача статиста.
Сведения, которые ответчик предоставила в Министерство для получения компенсации, были достоверны. Те же самые сведения были представлены суду. Именно эти сведения были в свое время проверены, как пояснил в судебном заседании представитель Министерства, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Только после проверки всех представленных документов был заключен договор с ответчиком, и Фондами выделены денежные средства.
Из представленных ответчиком документов следует, что денежные средства ею были потрачены на строительство жилого дома, что подтверждается договором подряда от 01.05.2014г. (л.д.37-39), т.е. использованы надлежащим образом, в соответствии с п.1 ч.12.2 ст.51 ФЗ № 326-ФЗ.
Все перечисленное позволяет суду прийти к выводу, что оснований для взыскания с ответчика единовременной компенсационной выплаты в размере один миллион рублей не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Министерства здравоохранения Пермского края к ФИО1 о взыскании единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Карагайский райсуд в течение месяца.
С У Д Ь Я /Л.В.Подюкова/