10RS0011-01-2019-010659-26 2-8306/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 декабря 2019 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Зариповой Е.В.,
при секретаре Морозовой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондратюка Ю.С. к ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия об обязании восстановить в очереди на получение социальных услуг, обязании обеспечить санаторно-курортным лечением,
у с т а н о в и л:
Иск заявлен по следующим основаниям. Истец, являясь <данные изъяты>, в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328, имеет право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, путевки и бесплатного проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ – РО ФСС РФ по РК с документами на предоставление санаторно-курортного лечения, был поставлен в очередь за № № В течение ДД.ММ.ГГГГ года путевкой обеспечен не был. ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился к ответчику с необходимыми документами для получения путевки и проезда в санаторий. Документы ответчиком были приняты, и истец был поставлен в очередь за № №. В течение ДД.ММ.ГГГГ года путевками за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г.г. ответчиком не обеспечивался. В 2018 году истец вновь обратился к ответчику с необходимыми медицинскими документами для обеспечения санаторно-курортным лечением и проездом в санаторий. Документы ответчиком были приняты и истца поставили в очередь за № №. За ДД.ММ.ГГГГ год ответчик не обеспечил истца за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ г.г. набором социальных услуг, предусмотренных действующим законодательством. В ДД.ММ.ГГГГ года ответчик обеспечил истца санаторно-курортным лечением и поездом в санаторий за ДД.ММ.ГГГГ год. В ДД.ММ.ГГГГ года истец был вынужден отказаться от набора социальных услуг. В связи с этим обстоятельством ГУ – РО ФСС РФ по РК сняло истца с очереди на санаторно-курортное лечение, проезда в санаторий, не обеспечив его до настоящего времени путевками в санаторий за ДД.ММ.ГГГГг. и уведомив истца письмом от ДД.ММ.ГГГГ, с данным решением и позицией ответчика истец не согласен. Полагает, что ответчиком не соблюдены возложенные на него действующим законодательством обязательства в отношении него в части предоставления государственной социальной помощи в ДД.ММ.ГГГГ г.г. На основании изложенного истец просит обязать ГУ – РО ФСС РФ по РК восстановить его в очереди за ДД.ММ.ГГГГ г.г. на получение социальной помощи в соответствии с поданными истцом заявлениями и представленными справками, обязать ответчика в ДД.ММ.ГГГГ году обеспечить санаторно-курортным лечением за ДД.ММ.ГГГГ год, признать действия ответчика нарушением прав истца на своевременное получение социальной помощи от государства как <данные изъяты>, нуждающегося по медицинским показаниям в данной помощи, возложить на ответчика понесенные судебные расходы.
В судебном заседании истец Кондратюк Ю.С. уточнил исковые требования. Просил признать нарушение его прав и законных интересов, предусмотренных Конституцией РФ, Федеральным законом № 5 «О ветеранах», Федеральным законом №178-ФЗ, обязать ответчика восстановить истца в очереди на получение санаторно-курортного лечения и проезда в санаторий за ДД.ММ.ГГГГ г.г. с даты подачи заявления и медицинских документов, обязать ответчика обеспечить истца путевками в санаторий для лечения (восстановительного лечения) за ДД.ММ.ГГГГ г.г., судебные расходы возложить на ответчика.
Представитель ГУ - РО ФСС РФ по РК – Бокша Е.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, подержала доводы, изложенные в отзыве на иск. В отзыве указано, что Кондратюк Ю.С. в качестве <данные изъяты> имеет право на предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и состоял на учете в отделении Фонда на получение путевки на санаторно-курортное лечение с ДД.ММ.ГГГГ года. В Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в ДД.ММ.ГГГГ году у Кондратюка Ю.С. зафиксирован отказ от набора социальных услуг в части предоставления путевки на санаторно-курортное лечение и проезда к месту лечения и обратно. В связи с отказом от получения набора социальных услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 6.2 Закона № 178-ФЗ, Кондратюк Ю.С. утратил право на получение путевки на санаторно-курортное лечение. ДД.ММ.ГГГГ письмом отделения Фонда № № Кондратюку Ю.С. даны разъяснения об отсутствии оснований для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний и бесплатного проезда к месту лечения и обратно ввиду отказа от набора социальных услуг, оформленного в установленном федеральным законодательством порядке. Принимая во внимание отказ истца от набора социальных услуг, установленного Законом № 178-ФЗ, отделение Фонда полагает заявленные требования необоснованными, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив материалы гражданского дела № №, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Кондратюк Ю.С. является <данные изъяты> (удостоверение серии № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ – РО ФСС РФ по РК с заявлением о предоставлении путевки на предоставление санаторно-курортного лечения, был поставлен в очередь за № №. В течение ДД.ММ.ГГГГ года путевкой обеспечен не был.
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился к ответчику с необходимыми документами для получения путевки и проезда в санаторий. Документы ответчиком были приняты, и истец был поставлен в очередь за № №. В течение ДД.ММ.ГГГГ года путевками за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г.г. ответчиком не обеспечивался.
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился к ответчику с необходимыми медицинскими документами для обеспечения санаторно-курортным лечением и проездом в санаторий. Документы ответчиком были приняты и истца поставили в очередь за № №.
В соответствии с письмом № № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № № ДД.ММ.ГГГГ истцу была предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение в <данные изъяты>пос. <адрес>) с заездом ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты>.
В ДД.ММ.ГГГГ году истец был вынужден отказаться от набора социальных услуг в части предоставления путевки на санаторно-курортное лечение и проезда к месту лечения и обратно.
Из письма ГУ - РО ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № № следует, что Кондратюк Ю.С. был уведомлен о том, что он снят с очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ – РО ФСС РФ по РК с заявлением о предоставлении путевки.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
В ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ закреплен перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, среди которых поименованы ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 02.01.2000 № 40-ФЗ).
Согласно ст. 6.2 Федерального закона в состав предоставляемого набора социальных услуг включаются социальные услуги, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с ч. 3 ст. 6.3 Федерального закона гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных п.п. 1, 1.1 и 2 ч. 1 ст.6.2 Закона.
При отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) гражданину предоставляется право на получение денежных средств в виде ежемесячной денежной выплаты взамен предоставления набора социальных услуг (социальной услуги).
При желании получать предусмотренные законом социальные услуги (социальную услугу) гражданин вправе подать заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги).
При этом закон не ограничивает право гражданина на выбор формы оказываемой социальной поддержки и предоставляет возможность неоднократного ее изменения исходя из имеющихся у гражданина потребностей в конкретный период.
Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг (социальной услуги) или (и) ежемесячной денежной выплаты.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2012 № 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее Административный регламент).
В соответствии с п. 51.1 Административного регламента предоставление государственной услуги по обеспечению заявителей при наличии медицинских показаний санаторно-курортным лечением путем предоставления путевки на санаторно-курортное лечение включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и документа (содержащихся в нем сведений), указанных в п. 13 настоящего Административного регламента; рассмотрение заявления о предоставлении государственной услуги и документов и определение наличия или отсутствия оснований для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги в соответствии с п. 19 Административного регламента; принятие решения о предоставлении путевки территориальным органом Фонда, уведомление заявителя о выделении путевки, выдача заявителю путевки на санаторно-курортное лечение и специальных талонов и (или) направлений на право бесплатного получения проездных документов.
Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно приведен в п. 19 Административного регламента, согласно которому к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в состав которого входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона «О государственной социальной помощи», в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1294).
Приобретение путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в рамках выделенных бюджетных ассигнований в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона «О государственной социальной помощи» категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление, но в последовательности, определяемой датой регистрации его заявления, что не исключает установление очередности обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 № 686-0).
Согласно ст.ст. 6.3 - 6.5 Закона № 178-ФЗ учет права граждан на предоставление набора социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ).
Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ЕДВ. Допускается отказ от набора социальных услуг полностью, отказ от одной либо двух социальных услуг. В целях обеспечения реализации прав граждан, в том числе на получение ЕДВ, социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг) и определяемая в соответствии с ч. 1 ст.6.1 Закона № 178-ФЗ, удерживается из состава начисленной гражданину ЕДВ, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, лица, имеющие право на получение набора социальных услуг, в том числе ветераны боевых действий, имеют право отказаться от получения набора социальных услуг полностью или в части. Учет данных об этом осуществляется в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Согласно п. 12 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.01.2015 № 35н, ЕДВ начисляется с учетом всех обстоятельств, влияющих на ее размер, в том числе волеизъявления гражданина об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), о предоставлении набора социальных услуг (социальной услуги), о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги), предусмотренных Законом № 178-ФЗ.
Между тем, как указано выше, в соответствии с Федеральным законом и Порядком предоставления набора социальных услуг правом на получение путевки на санаторно-курортное лечение могут воспользоваться те граждане, которые являются получателями набора социальных услуг в части санаторно-курортного лечения и не отказались от получения набора социальных услуг в данной части.
Как установлено судом с 01.01.2019 истец отказался от получения набора социальных услуг, предусмотренного ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона (получения путевки на санаторно-курортное лечение).
Кондратюк Ю.С. реализовал свое право на отказ от получения санаторно-курортного лечения в натуральной форме, заменив его государственной социальной помощью в виде ежемесячной денежной выплаты, поэтому оснований для предоставления ему набора социальных услуг в натуральной форме не имеется.
При этом, Кондратюк Ю.С. был снят с очереди на получение санаторно-курортной путевки, но ему не было отказано в выделении путевки и за ним сохранялось право на получение государственной социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения в порядке сложившейся очередности, однако истец таким правом не воспользовался, отказавшись от набора услуг.
В случае предоставления Кондратюк Ю.С. путевки после ДД.ММ.ГГГГ одновременно с ежемесячной денежной выплатой в части оплаты социальной услуги, истец получил бы двойное обеспечение, что противоречит ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ, которой предусмотрена возможность получения государственной помощи в натуральной форме или в денежном выражении.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.
Судья Е.В. Зарипова
Мотивированное решение составлено 13 декабря 2019 года.