Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1550/2015 ~ М-1434/2015 от 05.03.2015

Дело № 2- 1550/15

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2015г.

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Родионовой В.П.,

при секретаре Алешиной В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Попадьиной <данные изъяты>, Попадьина ФИО19, Савеловой ФИО20, Зайцева ФИО21, Зайцевой ФИО22, Зайцевой ФИО23, Зайцевой ФИО24, Зайцевой ФИО25, Кирилловой ФИО26, Кириллова ФИО27, Лазутиной ФИО28, Лазутина ФИО29 о признании заключения межведомственной комиссии незаконным

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование указав следующее. Проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения законности в деятельности администрации г. Ульяновска выявлены нарушения требований жилищного законодательства при признании многоквартирного жилого дома <адрес> в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения в городских округах относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также обеспечение иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Аналогичные положения содержатся в п. 6 ч. 1 ст. 3 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 30.06.2010 № 67. На основании ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным требованиям. В силу п.п. 42, 43 Положения межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо включения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным требованиям законодательства. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. Установлено, что Ульяновским муниципальным казенным унитарным предприятием противооползневых работ 22 августа 2013 года составлено заключение о нахождении жилого дома 58 по ул. Л.Шевцовой в оползневой зоне ( запрещенной для застройки). 27 декабря 2013 год жители указанного дома обратились в администрацию г. Ульяновска с заявлением о признании их жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Между тем, по результатам рассмотрения заключения Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области о непригодности для проживания в жилых помещениях дома <адрес> в г. Ульяновске межведомственной комиссией принято не предусмотренное п. 47 Положения решение о предоставлении собственниками помещений указанного жилого дома необходимых документов, в том числе: заверенных копий правоустанавливающих документов на жилые помещения, технического паспорта многоквартирного дома, а также заключения специализированной организации, имеющей лицензию и проводившей обследование данного дома. Кроме того, вопреки требованиям приложения №1 к Положению данное решение мотивированного обоснования не содержит. При этом в соответствии с п.п. 3, 4, 6, 7 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697, а также п. 45 (2) Положения межведомственная комиссия вправе самостоятельно истребовать вышеуказанные документы из органов государственной власти и местного самоуправления на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Указанные нарушения закона ранее выявлялись прокуратурой района, с целью их устранения Главе администрации г. Ульяновска вносилось соответствующее преставление. Однако как показала настоящая прокурорская проверка, данные нарушения продолжают иметь место, что свидетельствует об игнорировании должностными лицами администрации г. Ульяновска вышеуказанных требований законодательства при разрешении вопроса о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Просит признать заключение межведомственной комиссии от 24.01.2014 № 3 незаконным, обязать администрацию г. Ульяновска рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании многоквартирного жилого дома <адрес> в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Ульяновска Карабанов ФИО30. на исковых требованиях настаивал, привел в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске.

Истцы Зайцева ФИО31 Лазутина ФИО32 Попадьина ФИО33 Савелова ФИО34 Зайцева ФИО35 в судебном заседании поддержали исковые требования по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснили, что часть квартир дома находится в собственности, часть в пользовании граждан по договорам социального найма. Проживание в указанном доме угрожает жизни и здоровью граждан.

Представитель ответчика администрации города Ульяновска в судебное заседание не явился, представил возражения, приводя следующие доводы по следующим основаниям. Признание жилого помещения непригодным для проживания осуществляется в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 №47. Согласно пункту 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, созданной в этих целях. Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции носит заявительный характер. Межведомственная комиссия рассмотрела документы, представленные гражданами, проживающими по адресу: г. Ульяновск, <адрес> а именно, заявления, копию технического паспорта, копии свидетельств о государственной регистрации права УФРС договоров социального найма, копии обращений граждан, заключение УМКУП «Противооползневых работ». В соответствии с п. 45(1) указанного выше Положения, предложила собственникам помещений данного дома представить документы необходимые для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным. После предоставления собственниками жилых помещений дома <адрес> заключения специализированной организации, вопрос о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции будет рассмотрен по существу и будет принято решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.Комиссия вправе запрашивать документы, перечисленные в п. 45 Положения в органах государственного надзора (контроля), указанных в абзаце пятом пункта 7 настоящего Положения. Данные документы были направлены гражданами для рассмотрения межведомственной комиссии. В соответствии с постановлением Правительства от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» межведомственное электронное взаимодействие осуществляется между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. Система взаимодействия предназначена для решения задач по обеспечению информационного взаимодействия в электронной форме и выполнения государственных и муниципальных услуг.Рассмотрение вопроса и признании дома аварийным или подлежащим реконструкции не относится к муниципальной услуге. Специализированные организации и Ульяновское областное государственное унитарное предприятие бюро технической инвентаризации не являются органами государственной власти и местного самоуправления и не предоставляют данные документы. Данные организации являются коммерческими и работают на договорной основе. ОГУП БТИ не включено в систему межведомственного информационного взаимодействия, о котором идёт речь в указанных нормативных документах. В перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ № 729-р от 25.04.2011, услуги по предоставлению копий технических паспортов и заключений о состоянии строительных конструкций не включены. Также предоставление данной технической документации не включено в перечень услуг, утверждённый постановлением Правительства Ульяновской области от 22.08.2012 № 41/398-П «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Ульяновской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими     в предоставлении государственных услуг, и определения размера платы за их оказание». Технические заключения о состоянии строительных конструкций многоквартирных домов выполняются экспертами ОГУП БТИ на заявительной основе за плату. Орган местного самоуправления (администрация -год Ульяновска) не наделён полномочиями по подаче заявлений в межведомственную комиссию. Просит отказать в удовлетворении иска.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, инвентарное дело, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФЙ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Статьей 27 данного Федерального закона установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Жилой дом <адрес> в г. Ульяновске, а именно квартиры 1,2,3,4 числятся в реестре муниципальной собственности.

Установлено, что Ульяновским муниципальным казенным унитарным предприятием противооползневых работ 22 августа 2013 года составлено заключение о нахождении жилого дома <адрес> в оползневой зоне ( запрещенной для застройки). 27 декабря 2013 год жители указанного дома обратились в администрацию г. Ульяновска с заявлением о признании их жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Были представлены следующие документы : заключение УМКУП Противооползневых работ от 22 августа 2013 года № 44-з, технический паспорт на жилой дом № <адрес>, письма, ответы на жалобы, заявления.

Заключением № 3 от 24.01.2014 Межведомственной комиссии, назначенной Главой города Ульяновска № 5972 от 29.12.2006, по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу муниципального жилищного фонда, собственникам помещений предложено предоставить документы, указанные в п. 45 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». После предоставления собственниками необходимых документов рассмотреть вопрос на заседании межведомственной комиссии.

Суд полагает возможным требования удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановлением от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В соответствии с п. 48 по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1.

Между тем, Комиссией принято заключение о предоставлении документов собственниками жилых помещений, не соответствующее требованиям п. 47, 48 Положения.

Указанное нарушение является существенным, т.к. с учетом правового регулирования, предполагающего, что вопрос о признании дома аварийным правомочна решать только межведомственная комиссия, немотивированное, а, следовательно, произвольное решение межведомственной комиссии означает неопределенность регулирования рассматриваемых правоотношений.

На основании изложенного суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 24 января 2014 года № 3. Так же судом учитывается, что в оспариваемом решении не приведен конкретный перечень документов, необходимых для решения вопроса о признании дома, где проживают истцы аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, суд не усматривает препятствий для получения документов путем межведомственного электронного взаимодействия.

В соответствии с пунктом 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения ряд документов, в том числе копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, право на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При этом пункт 45(2) Положения предоставляет комиссии право на получение самостоятельно сведений о собственниках жилых помещений, технического паспорта жилого помещения, заключения органов государственного надзора о техническом состоянии дома в электронной форме путем использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

В соответствии с п.п. 8, 9 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилого фонда непригодными для проживания, осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим нормам и правилам, нормам, иным требованиям законодательства.

В силу п. 13 ст. 40 Устава муниципального образования "Город Ульяновск", в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого решения, в компетенцию администрации входило признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Как собственник нескольких жилых помещений, администрация должна была принять меры к получению необходимых документов, вместе с тем, вопрос в отношении жилого дома <адрес> в г. Ульяновске до настоящего времени не рассмотрен.

Суд не вправе своим решением предрешать вопросы, входящие в компетенцию межведомственной комиссии, о признании либо непризнании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Последствия вынесения судом решения о признании заключения межведомственной комиссии незаконным заключаются в том, что у данного органа в соответствии с функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения, если основания для этого сохраняются. В связи с указанным, суд не находит оснований для удовлетворения требования в части обязания ответчика рассмотреть вопрос о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в редакции истца, а возлагает на ответчика обязанность в течение месяца после вступления решения в законную силу рассмотреть вопрос в отношении многоквартирного жилого дома <адрес> в г.Ульяновске, и принять решение в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска, поданного в интересах Попадьиной ФИО37, Попадьина ФИО38, Савеловой ФИО36, Зайцева ФИО39, Зайцевой ФИО40, Зайцевой ФИО41, Зайцевой ФИО42 Зайцевой ФИО43, Кирилловой ФИО44, Кириллова ФИО45, Лазутиной ФИО46, Лазутина ФИО47 удовлетворить в части.

Признать заключение межведомственной комиссии № 3 от 24 января 2014 года о предоставлении документов незаконным.

Обязать администрацию города Ульяновска рассмотреть вопрос на межведомственной комиссии в отношении многоквартирного жилого дома <адрес> по <адрес> в г. Ульяновске и принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодном для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                      В.П.Родионова

2-1550/2015 ~ М-1434/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зайцев В.Е.
Лазутин В.А.
Зайцева Е.И.
Попадьин А.В.
Зайцева О.В.
Зайцева Е.С.
Лазутина Р.Д.
Савелова А.Г.
Зайцева С.В.
Прокуоор Ленинского района г.Ульяновска в инт Попадьиновй, Савеловой и др.
Попадьина Х.Р.
Кириллов М.С.
Кириллова К.С.
Ответчики
администрация г.Ульяновска
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Родионова В.П.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
05.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.03.2015Передача материалов судье
06.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2015Подготовка дела (собеседование)
26.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2015Судебное заседание
27.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее