УИД № 11RS0008-01-2021-001317-88
Дело №2-715/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сосногорск Республики Коми |
24 июня 2021 года |
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Тарасова А.А., при секретаре Ксендзовой О.Б., с участием прокурора Жиряковой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Сосногорска в интересах несовершеннолетней ФИО9 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МР «Сосногорск» о возмещении морального вреда, причиненного укусом бесхозяйной собаки,
установил:
Прокурор г.Сосногорска обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней ФИО2, <данные изъяты> к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МР «Сосногорск» о возмещении морального вреда, причиненного укусом бесхозяйной собаки, в размере 35 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что по обращению ФИО6 прокуратурой г. Сосногорска проведена проверка исполнения полномочий по отлову безнадзорных животных на территории МО МР «Сосногорск», в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 08 часов 20 минут около <адрес>, стая собак, состоящая из 5 особей без сопровождения хозяина напала на несовершеннолетнюю ФИО2, причинив укушенные раны левой лопаточной, левой поясничной области, области левого бедра. В связи с полученной травмой ФИО2 была вынуждена обратиться за медицинской помощью в ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ «Нижнеодесская больница №», где ей была оказана медицинская помощь, назначен курс антирабической помощи (вакцинация).
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком полномочий по отлову безнадзорных животных, несовершеннолетней ФИО2 причинены физические и нравственные страдания. Законный представитель несовершеннолетней ФИО2 оценивает нравственные и физические страдания дочери в размере <данные изъяты>
Определением суда делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, со стороны ответчика привлечено ООО «Ветеринарная помощь».
Истец и его законный представитель ФИО6, представитель ответчика и представитель третьего лица извещены, в суд не явились.
Прокурор в суде на исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования следует удовлетворить.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Сосногорска по обращению ФИО6 проведена проверка исполнения полномочий по отлову безнадзорных животных на территории МО МР «Сосногорск».
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 08 часов 20 минут около <адрес> собак без сопровождения хозяина, напали на несовершеннолетнюю ФИО2, <данные изъяты> которой были причинены укушенные раны левой лопаточной, левой поясничной области, а также области левого бедра. В связи с полученными травмами ФИО2 обратилась за медицинской помощью в ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ «Нижнеодеская больница №», где ей была оказана медицинская помощь.
В заявлении ФИО6 указала, что ДД.ММ.ГГГГ около 08 часов 20 минут на её дочь ФИО2, <данные изъяты>., проходившую около <адрес> набросилась стая собак из 5 особей, которые были без ошейников, рычали, гавкали, начали кусать дочь в поясничную область, левое бедро и левую лодыжку, порвали куртку, штаны, рюкзак. После произошедшего ребенка провожали в школу и встречали, купили новые вещи, при виде собак у дочери панический страх. Обратились к хирургу, где дочери обработали раны, провели курс вакцинации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», настоящий закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями ст.1 указанного Федерального закона, безопасные условия для человека – это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Согласно ч.1 ст.29 вышеназванного закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с пп.9.1, 9.2, 9.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 №54 (далее – Правила), органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляют контроль за соблюдением требований санитарного законодательства Российской Федерации, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев бешенства среди людей.
Мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включают: благоустройство населенных пунктов; регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства; соблюдение правил содержания и выгула домашних животных и их иммунизация против бешенства; санитарно-просветительную работу с населением.
Согласно п.9.5 Правил, регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1, п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц;
Частью 1 статьи 18 вышеназванного закона определено, что мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:
1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;
5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Согласно п. 3 ст.1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми", органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В соответствии с решением Совета МО МР «Сосногорск» от 24.03.3017 № XVI-124 «Об утверждении Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск», полномочия по отлову безнадзорных животных возложены на УЖКХ. При этом УЖКХ является юридическим лицом, отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального района «Сосногорск», входящим в структуру администрации МР «Сосногорск». Разработка правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения является одной из основных задач УЖКХ. Согласно п.3.30 указанного Положения, в целях выполнения возложенных задач УЖКХ осуществляет функции по организации деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального района, поселения.
Согласно представленным материалам, ДД.ММ.ГГГГ УЖКХ заключен муниципальный контракт с ООО «Ветеринарная помощь» на оказание услуг по обращению с животными без владельцев, обитающих на территории МР «Сосногорск».
Вместе с тем, проверкой прокуратуры установлено, что отлов безнадзорных собак организован УЖКХ ненадлежащим образом, о чем свидетельствует рост обращений граждан на отлов безнадзорных собак.
Кроме того, суд учитывает, что заключение муниципального контракта не освобождает УЖКХ ни от обязанности контролировать исполнение такого контракта, ни от обязанности обеспечивать санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан, находящихся на территории муниципального образования, ни от ответственности за ненадлежащее исполнение такой обязанности.
В соответствии с положениями ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Аналогичные правила относительно компенсации морального вреда содержаться в ст.1101 ГК РФ.
Исходя из абз.2 ст.151, п.2 ст.1101 ГК РФ и разъяснений, содержащихся в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Материалами дела подтверждается, что несовершеннолетнюю ФИО2 при указанных выше обстоятельствах покусала безнадзорная собака.
Так, из копии карты истории развития ребенка видно, что ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ РК «СЦРБ «Нижнеодесская больница №» обратилась ФИО2, <данные изъяты>. с жалобой на укусы собак в области левого бедра, левой лопаточной и левой поясничной области, где ей оказана медицинская помощь, обработаны раны с нанесением повязок на зоны укусов, направлена в кабинет для введения антирабической вакцины.
Из представленных суду материалов следует, что собаки, покусавшие несовершеннолетнюю ФИО2 были без сопровождения кого-либо из людей, не имели намордников и поводков. Владелец собак установлен не был. В связи с указанными обстоятельствами суд считает, что материалами дела подтверждается, что покусавшие ребенка собаки являются бесхозяйными. Доказательств, подтверждающих принадлежность собак какому-либо владельцу, ответчиком не представлено.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что доводы прокурора, изложенные в исковом заявлении и в суде о том, что в результате ненадлежащего исполнения УЖКХ полномочий по отлову безнадзорных животных, непринятия мер, обеспечивающих безопасность граждан на улицах города, несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., причинен моральный вред, нарушены её личные неимущественные права, выразившиеся в том, что после нападения безнадзорных животных у неё сформировался страх перед собаками, в связи с укусом собак ребенку причинен вред здоровью, что свидетельствует о причинении ребенку физических и нравственных страданий, суд считает, что имеются основания для удовлетворения иска и компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда, суд, в соответствии со ст.1101 ГК РФ, учитывает все обстоятельства дела, характер и степень нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями несовершеннолетней ФИО2, ее возраст, степень вины ответчика, степень тяжести вреда, необходимость прохождения курса антирабической вакцины, количество укушенных ран, повреждение верхней одежды, учитывая факт того, чту бесхозяйные собаки уронили несовершеннолетнего истца на землю и продолжили причинять повреждения лежащему на земле несовершеннолетнему, переживания несовершеннолетней после нападения собак, учитывая требование разумности и справедливости, принимая положения ч.3 ст.196 ГПК РФ, сумма компенсации морального вреда подлежит взысканию в заявленном размере – <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования прокурора города Сосногорска в интересах несовершеннолетней ФИО7 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МР «Сосногорск» о возмещении морального вреда, причиненного укусом бесхозяйной собаки – удовлетворить.
Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МР «Сосногорск» в пользу ФИО8, <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 24 июня 2021 года.
Судья: А.А. Тарасов
Копия верна: судья А.А. Тарасов