Дело №2а-5317/2021
Строка 3.027
УИД 36RS0004-01-2021-006469-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26.10.2021 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Леденевой И.С.,
при секретаре Сенчаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Юдина Юрия Викторовича ксудебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Воронежа Грачевой А.С., Ленинскому РОСП г. Воронежа, и.о. начальника одела Ленинского РОСП г. Воронежа Кузьмину А.В., УФССП России по Воронежской области о признании действий судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Юдин Ю.В. обратился в суд с иском к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Воронежа Грачевой А.С., УФССП России по Воронежской области о признании действий судебного пристава-исполнителя.
В административном иске указано, что 01.09.2021г. Юдиным Ю.В. по почте на имя судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Грачевой А.С. было направлено заявление от 01.09.2021г. о прекращении исполнительного производства №-ИП от 15.07.2021г., возбужденного на основании исполнительного документа-судебного приказ № от 10.06.2021, выданного мировым судьей судебного участка №5 в Ленинском судебном районе Воронежской области в отношении Юдина Ю.В. Также в заявлении Юдин Ю.В. просил об отмене всех ранее наложенных ограничений, обременений, арестов и запретов, розыска и т.д., в отношении гражданина и его имущества в рамках вышеуказанного исполнительного производства в соответствии со ст.44 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Направление указанного заявления и его получение Ленинским РОСП г. Воронежа 25.08.2021г. подтверждается почтовой квитанцией, а также отчетом об отслеживании с почтовым идентификатором №.
Юдин Ю.В. считает, что судебный пристав-исполнитель обязан был в трехдневный срок после вынесения указанного постановления о прекращении исполнительного производства №-ИП от 15.07.2021г. и направить в его адрес копию данного постановления в течение трех дней со дня его вынесения, однако в адрес истца никакой корреспонденции от судебного пристава-исполнителя не поступало.
В настоящее время определением мирового судьи судебного участка №5 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 11.08.2021. по делу № отменен судебный приказ мирового судьи судебного участка №5 в Ленинском судебном районе Воронежской от 10.06.2021г. по делу №, вынесенный по заявлению ПАО Сбербанк России.
Ранее, 04.08.2021г. Юдиным Ю.В. было написано еще одно заявление в Ленинский РОСП г. Воронежа об отложении исполнительных действий по исполнительному производству №-ИП от 15.07.2021г. В поименованном заявлении Юдин Ю.В. указал информацию о том, что им поданы возражения относительно выдачи и исполнения судебного приказа. В связи суказанным Юдин Ю.В. считает, что административный ответчик должен был знать об отмене судебного приказа. Однако согласно распечаток из официального интернет-сайта ФССП России видно, что денежные средства были незаконно распределены в рамках сводного исполнительного производства №-СД в том числе в пользу ПАО «Сбербанк России», а не в пользу взыскателя ООО «Страховая фирма «Адонис».
Юдин А.В. полагает,что административными ответчиками допущено нарушение прав и законных интересов должника по исполнительному производству, выразившееся в незаконном распределении денежных средств в рамка сводного исполнительного производства №-СД, при наличии отмененного судебного приказа по делу №
В связи с вышеизложенным административный истец обратился в суд и просит: признать незаконным бездействиесудебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Грачевой А.С., выразившееся в не вынесении постановления прекращении исполнительного производства №-ИП от 15.07.2021г. Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Грачевой А.С., выразившееся в не направлении в адрес заявителя копии постановления о прекращении исполнительного производства №-ИП от 15.07.2021г. в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства. Устранить нарушения прав Юдина Ю.В., обязав судебного пристава-исполнителя Грачеву А.С. прекратить исполнительное производство №-ИП от 15.07.2021г, а также выслать в адрес заявителя все процессуальные документы, приятые в рамках исполнительного производства №-ИП от 15.07.2021г.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен врио начальника отделения - старшего судебного пристава Ленинского РОСП г. Воронежа Кузьмин А.В., Ленинский РОСП г. Воронежа
Административный истец, административные ответчики, представитель заинтересованного лица, в судебное заседание не явились, о слушании извещены.
В соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Излагаемые в административном иске факты соблюдения административным истцом срока обращения в суд с настоящими требованиями в ходе судебного разбирательства своего опровержения не нашли, стороной ответчика не оспорены. Учитывая, что оспариваемое бездействие носит длящийся характер, и доказательств прекращения бездействия ранее до подачи иска в суд не имеется,суд полагает, что срок на обращение в суд в данном случае истцом не пропущен.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В судебном заседании установлено, что в производстве Ленинского РОСП г. Воронежа находится исполнительное производство №-ИП от 15.07.2021г. в отношении должника Юдина Ю.В., предмет исполнения-задолженность по кредитным платежам в размере 276382,16 руб. Постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г. Воронежа Медведевой Ю.А. 15.07.2021г. Указанным постановлением должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
Как усматривается из распечатки из АИС ФССП России постановление о возбуждении исполнительного производства от 15.07.2021г. направлено в адрес Юдина Ю.В.
В рамках исполнительного производства №-ИП от 15.07.2021г. 22.07.2021г. судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Воронежа Меведевой Ю.А. вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств.
03.08.2021г. Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Медведевой Ю.А. объединены исполнительные производства №-ИП от 15.07.2021г. и №-ИП от 08.07.2019г. объединены в одно производство и ему присвоен номер №-ИП. В рамках сводного исполнительного производства №-ИП от 08.07.2019г. судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г. Воронежа Медведевой Ю.А. 03.08.2021г. вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Медведевой Ю.А. от 04.08.2021г. установлена задолженность по сводному исполнительному производству в размере 295728,91руб. и обращено взыскание на денежные средства должника.
01.09.2021г. Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Грачевой А.С. в связи с отменой судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ исполнительное производство №-ИП от 15.07.2021г. прекращено.
Как усматривается из распечатки АИС ФССП России постановление о прекращении исполнительного производства направлено Юдину Ю.В. в личный документ ЛК ЕПГУ 15.09.2021г.
В силу норм Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) взыскатель и суд - единственные субъекты, способные инициировать отзыв исполнительного документа, предъявленного к исполнению (ст. ст. 30, 43, 46, 47 Закона).
Между тем, в силу п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Так, судебный приказ подлежит отмене судьей, если от должника в установленный срок поступят возражения относительно его исполнения (ч. 1 ст. 123.7 КАС РФ, ст. 129 ГПК РФ, ч. 4 ст. 229.5 АПК РФ). Пропущенный по уважительной причине срок на подачу возражений может быть восстановлен судом при наличии соответствующего мотивированного ходатайства должника.
Об отмене судебного приказа выносится определение, которое обжалованию не подлежит.
Отмена судебного приказа влечет прекращение всех действий по принудительному взысканию
Согласно ч. 4 ст. 45 Закона об исполнительном производстве приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судебным приставом-исполнителем при возникновении оснований, предусмотренных указанным Федеральным законом. Стороны исполнительного производства вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении или прекращении исполнительного производства.
Содержание указанной нормы права свидетельствует о том, что судебный пристав-исполнитель рассматривает вопрос о прекращении исполнительного производства только на основании соответствующего заявления стороны исполнительного производства.
Должник, выступая в качестве стороны исполнительного производства в силу ч. 4 ст. 45 Закона, наделен правом обращения к судебному приставу-исполнителю с заявлением о прекращении исполнительного производства, в том числе по основаниям, указанным в п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве. К указанному заявлению следует приложить надлежащим образом заверенную копию суда об отмене ранее выданного судебного приказа, послужившего основанием для возбуждения исполнительного производства.
Таким образом, с целью прекращения возбужденного на основании судебного приказа исполнительного производства и (или) возвращения исполнительного документа в адрес суда судебный пристав-исполнитель должен располагать копией определения суда об отмене ранее выданного судебного приказа. Не имея в исполнительном производстве копии судебного акта, которым ранее выданный судебный приказ, послуживший основанием для возбуждения исполнительного производства, отменен, судебный пристав-исполнитель не вправе прекращать возбужденное исполнительное производство. Напротив, во исполнение судебного акта судебный пристав-исполнитель обязан принять исчерпывающие меры к исполнению требований исполнительного документа (ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах").
Суд, выдавший судебный приказ и, располагая сведениями о предъявлении исполнительного документа к исполнению и возбуждении исполнительного производства, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, вправе потребовать возвращения исполнительного документа.
Между тем, процессуальным законодательством (КАС РФ, ГПК РФ, АПК РФ) не установлена обязанность суда по направлению в адрес службы судебных приставов копии определения об отмене ранее выданного судебного приказа.
Своевременное обращение в службу судебных приставов, в которой в отношении должника возбуждено исполнительное производство, является проявлением той степени заботливости и осмотрительности заинтересованной стороны, которая требуется от нее исходя из характера обстоятельств
Определением мирового судьи судебного участка №5 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 11.08.2021г. по делу № отменен судебный приказ мирового судьи судебного участка№5 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 10.06.2021г., вынесенный по заявлению ПАО «Сбербанк России».
01.09.2021г. Юдиным Ю.В. по почте на имя судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Грачевой А.С. было направлено заявление от 01.09.2021г. о прекращении исполнительного производства №-ИП от 15.07.2021г., возбужденного на основании исполнительного документа-судебного приказ № от 10.06.2021, выданного мировым судьей судебного участка №5 в Ленинском судебном районе Воронежской области в отношении Юдина Ю.В. Также в заявлении Юдин Ю.В. просил об отмене всех ранее наложенных ограничений, обременений, арестов и запретов, розыска и т.д., в отношении гражданина и его имущества в рамках вышеуказанного исполнительного производства в соответствии со ст.44 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Направление указанного заявления и его получение Ленинским РОСП г. Воронежа подтверждается почтовой квитанцией, а также отчетом об отслеживании с почтовым идентификатором № Вместе с тем, письмо с почтовым идентификатором № получено Ленинским РОСП г. Воронежа 03.09.2021г.
Согласно части 4 статьи 45 Закона об исполнительном производстве приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судебным приставом-исполнителем при возникновении оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Стороны исполнительного производства вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении или прекращении исполнительного производства.
Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства передается судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение судебных приставов.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему указанного заявления либо документа, подтверждающего возникновение основания для приостановления или прекращения исполнительного производства, или совершения судебным приставом-исполнителем исполнительного действия, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом является основанием для приостановления исполнительного производства, выносит постановление о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в удовлетворении заявления. Постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
Таким образом, получив ходатайство должника судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок должен был рассмотреть данное ходатайство и имея возможность и обладая всей необходимой информацией (сведениями об отмене постановления) - производство прекратить. Однако как усматривается из материалов исполнительного производства, исполнительное производство №-ИП от 15.07.2021г. прекращено постановлением судебного пристава-исполнителя 01.09.2021г. еще до получения заявления Юдина Ю.В. о прекращении исполнительного производства.
В соответствии с частью 6 статьи 47 Закона об исполнительном производстве копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, должны направляться взыскателю и должнику.
Как усматривается из распечатки АИС ФССП России постановление о прекращении исполнительного производства направлено Юдину Ю.В. в личный документ ЛК ЕПГУ 15.09.2021г., т.е. с нарушением установленного законом срока.
Документов, подтверждающих обратное, в том числе почтовых реестров, заверенных надлежащим образом, подтверждающих своевременное направление постановления о прекращении исполнительного производства, в нарушение ч.11 ст. 226 КАС РФ административными ответчиками в материалы дела не представлено.
При этом, согласно ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Доводы административного истца о нарушениях судебным приставом-исполнителем требований законодательства в части несвоевременного направления постановления о прекращении исполнительного производстване были опровергнуты в судебном заседании и нашли свое подтверждение.
Относительно требований административного истца об обязании судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа прекратить исполнительное производство №-ИП от 15.07.2021г, а также выслать в адрес заявителя все процессуальные документы, приятые в рамках исполнительного производства №-ИП от 15.07.2021г., суд приходит к следующему.
В п. 6 ст. 71 ФЗ "Об исполнительном производстве"" установлено правило, согласно которому копии постановлений судебного пристава-исполнителя, предусмотренных настоящей статьей, направляются сторонам исполнительного производства.
Законодателем не установлена обязанность судебного пристава-исполнителя предоставлять сторонам исполнительного производства все (с запросами и ответами) материалы исполнительного производства, кроме того, на момент рассмотрения дела исполнительное производство №-ИП от 15.07.2021г прекращено, в связи с чем административный иск в данной части удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Грачевой А.С., выразившееся в несвоевременном направлении в адрес заявителя копии постановления о прекращении исполнительного производства №-ИП от 15.07.2021г. в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства незаконным.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Леденева
Решение суда в окончательной форме принято 03.11.2021 г.
Дело №2а-5317/2021
Строка 3.027
УИД 36RS0004-01-2021-006469-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26.10.2021 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Леденевой И.С.,
при секретаре Сенчаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Юдина Юрия Викторовича ксудебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Воронежа Грачевой А.С., Ленинскому РОСП г. Воронежа, и.о. начальника одела Ленинского РОСП г. Воронежа Кузьмину А.В., УФССП России по Воронежской области о признании действий судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Юдин Ю.В. обратился в суд с иском к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Воронежа Грачевой А.С., УФССП России по Воронежской области о признании действий судебного пристава-исполнителя.
В административном иске указано, что 01.09.2021г. Юдиным Ю.В. по почте на имя судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Грачевой А.С. было направлено заявление от 01.09.2021г. о прекращении исполнительного производства №-ИП от 15.07.2021г., возбужденного на основании исполнительного документа-судебного приказ № от 10.06.2021, выданного мировым судьей судебного участка №5 в Ленинском судебном районе Воронежской области в отношении Юдина Ю.В. Также в заявлении Юдин Ю.В. просил об отмене всех ранее наложенных ограничений, обременений, арестов и запретов, розыска и т.д., в отношении гражданина и его имущества в рамках вышеуказанного исполнительного производства в соответствии со ст.44 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Направление указанного заявления и его получение Ленинским РОСП г. Воронежа 25.08.2021г. подтверждается почтовой квитанцией, а также отчетом об отслеживании с почтовым идентификатором №.
Юдин Ю.В. считает, что судебный пристав-исполнитель обязан был в трехдневный срок после вынесения указанного постановления о прекращении исполнительного производства №-ИП от 15.07.2021г. и направить в его адрес копию данного постановления в течение трех дней со дня его вынесения, однако в адрес истца никакой корреспонденции от судебного пристава-исполнителя не поступало.
В настоящее время определением мирового судьи судебного участка №5 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 11.08.2021. по делу № отменен судебный приказ мирового судьи судебного участка №5 в Ленинском судебном районе Воронежской от 10.06.2021г. по делу №, вынесенный по заявлению ПАО Сбербанк России.
Ранее, 04.08.2021г. Юдиным Ю.В. было написано еще одно заявление в Ленинский РОСП г. Воронежа об отложении исполнительных действий по исполнительному производству №-ИП от 15.07.2021г. В поименованном заявлении Юдин Ю.В. указал информацию о том, что им поданы возражения относительно выдачи и исполнения судебного приказа. В связи суказанным Юдин Ю.В. считает, что административный ответчик должен был знать об отмене судебного приказа. Однако согласно распечаток из официального интернет-сайта ФССП России видно, что денежные средства были незаконно распределены в рамках сводного исполнительного производства №-СД в том числе в пользу ПАО «Сбербанк России», а не в пользу взыскателя ООО «Страховая фирма «Адонис».
Юдин А.В. полагает,что административными ответчиками допущено нарушение прав и законных интересов должника по исполнительному производству, выразившееся в незаконном распределении денежных средств в рамка сводного исполнительного производства №-СД, при наличии отмененного судебного приказа по делу №
В связи с вышеизложенным административный истец обратился в суд и просит: признать незаконным бездействиесудебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Грачевой А.С., выразившееся в не вынесении постановления прекращении исполнительного производства №-ИП от 15.07.2021г. Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Грачевой А.С., выразившееся в не направлении в адрес заявителя копии постановления о прекращении исполнительного производства №-ИП от 15.07.2021г. в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства. Устранить нарушения прав Юдина Ю.В., обязав судебного пристава-исполнителя Грачеву А.С. прекратить исполнительное производство №-ИП от 15.07.2021г, а также выслать в адрес заявителя все процессуальные документы, приятые в рамках исполнительного производства №-ИП от 15.07.2021г.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен врио начальника отделения - старшего судебного пристава Ленинского РОСП г. Воронежа Кузьмин А.В., Ленинский РОСП г. Воронежа
Административный истец, административные ответчики, представитель заинтересованного лица, в судебное заседание не явились, о слушании извещены.
В соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Излагаемые в административном иске факты соблюдения административным истцом срока обращения в суд с настоящими требованиями в ходе судебного разбирательства своего опровержения не нашли, стороной ответчика не оспорены. Учитывая, что оспариваемое бездействие носит длящийся характер, и доказательств прекращения бездействия ранее до подачи иска в суд не имеется,суд полагает, что срок на обращение в суд в данном случае истцом не пропущен.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В судебном заседании установлено, что в производстве Ленинского РОСП г. Воронежа находится исполнительное производство №-ИП от 15.07.2021г. в отношении должника Юдина Ю.В., предмет исполнения-задолженность по кредитным платежам в размере 276382,16 руб. Постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г. Воронежа Медведевой Ю.А. 15.07.2021г. Указанным постановлением должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
Как усматривается из распечатки из АИС ФССП России постановление о возбуждении исполнительного производства от 15.07.2021г. направлено в адрес Юдина Ю.В.
В рамках исполнительного производства №-ИП от 15.07.2021г. 22.07.2021г. судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Воронежа Меведевой Ю.А. вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств.
03.08.2021г. Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Медведевой Ю.А. объединены исполнительные производства №-ИП от 15.07.2021г. и №-ИП от 08.07.2019г. объединены в одно производство и ему присвоен номер №-ИП. В рамках сводного исполнительного производства №-ИП от 08.07.2019г. судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г. Воронежа Медведевой Ю.А. 03.08.2021г. вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Медведевой Ю.А. от 04.08.2021г. установлена задолженность по сводному исполнительному производству в размере 295728,91руб. и обращено взыскание на денежные средства должника.
01.09.2021г. Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Грачевой А.С. в связи с отменой судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ исполнительное производство №-ИП от 15.07.2021г. прекращено.
Как усматривается из распечатки АИС ФССП России постановление о прекращении исполнительного производства направлено Юдину Ю.В. в личный документ ЛК ЕПГУ 15.09.2021г.
В силу норм Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) взыскатель и суд - единственные субъекты, способные инициировать отзыв исполнительного документа, предъявленного к исполнению (ст. ст. 30, 43, 46, 47 Закона).
Между тем, в силу п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Так, судебный приказ подлежит отмене судьей, если от должника в установленный срок поступят возражения относительно его исполнения (ч. 1 ст. 123.7 КАС РФ, ст. 129 ГПК РФ, ч. 4 ст. 229.5 АПК РФ). Пропущенный по уважительной причине срок на подачу возражений может быть восстановлен судом при наличии соответствующего мотивированного ходатайства должника.
Об отмене судебного приказа выносится определение, которое обжалованию не подлежит.
Отмена судебного приказа влечет прекращение всех действий по принудительному взысканию
Согласно ч. 4 ст. 45 Закона об исполнительном производстве приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судебным приставом-исполнителем при возникновении оснований, предусмотренных указанным Федеральным законом. Стороны исполнительного производства вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении или прекращении исполнительного производства.
Содержание указанной нормы права свидетельствует о том, что судебный пристав-исполнитель рассматривает вопрос о прекращении исполнительного производства только на основании соответствующего заявления стороны исполнительного производства.
Должник, выступая в качестве стороны исполнительного производства в силу ч. 4 ст. 45 Закона, наделен правом обращения к судебному приставу-исполнителю с заявлением о прекращении исполнительного производства, в том числе по основаниям, указанным в п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве. К указанному заявлению следует приложить надлежащим образом заверенную копию суда об отмене ранее выданного судебного приказа, послужившего основанием для возбуждения исполнительного производства.
Таким образом, с целью прекращения возбужденного на основании судебного приказа исполнительного производства и (или) возвращения исполнительного документа в адрес суда судебный пристав-исполнитель должен располагать копией определения суда об отмене ранее выданного судебного приказа. Не имея в исполнительном производстве копии судебного акта, которым ранее выданный судебный приказ, послуживший основанием для возбуждения исполнительного производства, отменен, судебный пристав-исполнитель не вправе прекращать возбужденное исполнительное производство. Напротив, во исполнение судебного акта судебный пристав-исполнитель обязан принять исчерпывающие меры к исполнению требований исполнительного документа (ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах").
Суд, выдавший судебный приказ и, располагая сведениями о предъявлении исполнительного документа к исполнению и возбуждении исполнительного производства, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, вправе потребовать возвращения исполнительного документа.
Между тем, процессуальным законодательством (КАС РФ, ГПК РФ, АПК РФ) не установлена обязанность суда по направлению в адрес службы судебных приставов копии определения об отмене ранее выданного судебного приказа.
Своевременное обращение в службу судебных приставов, в которой в отношении должника возбуждено исполнительное производство, является проявлением той степени заботливости и осмотрительности заинтересованной стороны, которая требуется от нее исходя из характера обстоятельств
Определением мирового судьи судебного участка №5 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 11.08.2021г. по делу № отменен судебный приказ мирового судьи судебного участка№5 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 10.06.2021г., вынесенный по заявлению ПАО «Сбербанк России».
01.09.2021г. Юдиным Ю.В. по почте на имя судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Грачевой А.С. было направлено заявление от 01.09.2021г. о прекращении исполнительного производства №-ИП от 15.07.2021г., возбужденного на основании исполнительного документа-судебного приказ № от 10.06.2021, выданного мировым судьей судебного участка №5 в Ленинском судебном районе Воронежской области в отношении Юдина Ю.В. Также в заявлении Юдин Ю.В. просил об отмене всех ранее наложенных ограничений, обременений, арестов и запретов, розыска и т.д., в отношении гражданина и его имущества в рамках вышеуказанного исполнительного производства в соответствии со ст.44 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Направление указанного заявления и его получение Ленинским РОСП г. Воронежа подтверждается почтовой квитанцией, а также отчетом об отслеживании с почтовым идентификатором № Вместе с тем, письмо с почтовым идентификатором № получено Ленинским РОСП г. Воронежа 03.09.2021г.
Согласно части 4 статьи 45 Закона об исполнительном производстве приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судебным приставом-исполнителем при возникновении оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Стороны исполнительного производства вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении или прекращении исполнительного производства.
Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства передается судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение судебных приставов.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему указанного заявления либо документа, подтверждающего возникновение основания для приостановления или прекращения исполнительного производства, или совершения судебным приставом-исполнителем исполнительного действия, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом является основанием для приостановления исполнительного производства, выносит постановление о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в удовлетворении заявления. Постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
Таким образом, получив ходатайство должника судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок должен был рассмотреть данное ходатайство и имея возможность и обладая всей необходимой информацией (сведениями об отмене постановления) - производство прекратить. Однако как усматривается из материалов исполнительного производства, исполнительное производство №-ИП от 15.07.2021г. прекращено постановлением судебного пристава-исполнителя 01.09.2021г. еще до получения заявления Юдина Ю.В. о прекращении исполнительного производства.
В соответствии с частью 6 статьи 47 Закона об исполнительном производстве копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, должны направляться взыскателю и должнику.
Как усматривается из распечатки АИС ФССП России постановление о прекращении исполнительного производства направлено Юдину Ю.В. в личный документ ЛК ЕПГУ 15.09.2021г., т.е. с нарушением установленного законом срока.
Документов, подтверждающих обратное, в том числе почтовых реестров, заверенных надлежащим образом, подтверждающих своевременное направление постановления о прекращении исполнительного производства, в нарушение ч.11 ст. 226 КАС РФ административными ответчиками в материалы дела не представлено.
При этом, согласно ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Доводы административного истца о нарушениях судебным приставом-исполнителем требований законодательства в части несвоевременного направления постановления о прекращении исполнительного производстване были опровергнуты в судебном заседании и нашли свое подтверждение.
Относительно требований административного истца об обязании судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа прекратить исполнительное производство №-ИП от 15.07.2021г, а также выслать в адрес заявителя все процессуальные документы, приятые в рамках исполнительного производства №-ИП от 15.07.2021г., суд приходит к следующему.
В п. 6 ст. 71 ФЗ "Об исполнительном производстве"" установлено правило, согласно которому копии постановлений судебного пристава-исполнителя, предусмотренных настоящей статьей, направляются сторонам исполнительного производства.
Законодателем не установлена обязанность судебного пристава-исполнителя предоставлять сторонам исполнительного производства все (с запросами и ответами) материалы исполнительного производства, кроме того, на момент рассмотрения дела исполнительное производство №-ИП от 15.07.2021г прекращено, в связи с чем административный иск в данной части удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Грачевой А.С., выразившееся в несвоевременном направлении в адрес заявителя копии постановления о прекращении исполнительного производства №-ИП от 15.07.2021г. в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства незаконным.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Леденева
Решение суда в окончательной форме принято 03.11.2021 г.