Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-122/2018 (3а-895/2017;) ~ М-756/2017 от 18.09.2017

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

<данные изъяты>,

Московская область 26 марта 2018 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Терещенко А.А.,

при секретаре Нестеровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-122/18 по административному исковому заявлению Матвеева Евгения Николаевича, Пряничникова Павла Борисовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Матвеев Е.Н. и Прячников П.Б. обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего им на праве общей долевой собственности в размере ? доли у каждого из них земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040302:46 общей площадью 573 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов обслуживания, административно-деловых объектов, производственно-складских объектов и объектов транспортной инфраструктуры, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Химкинский район.

Административные истцы просили суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в представленном ими отчете об оценке.

В обоснование требований административные истцы ссылаются на то, что результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, как собственников указанного земельного участка, поскольку установлено существенное различие между кадастровой стоимостью земельного участка и рыночной стоимостью данного земельного участка, что влечет увеличение налогового бремени и нарушает их права, как налогоплательщиков земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости земельного участка.

С заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка Матвеев Е.Н. обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области. Решением Комиссии от 09 декабря 2016 года заявление, поступившее в комиссию 09 ноября 2016 года, отклонено (л.д.28-30).

В процессе рассмотрения дела в суде в связи с оспариванием представителем административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области достоверности величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенной в отчете об оценке, судом была назначена экспертиза для проверки данного отчета на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определения, в случае такого несоответствия, действительной рыночной стоимости данного объекта недвижимости. Проведение экспертизы поручено эксперту ООО «Институт управления имуществом» Лебедеву И.Н.

Представитель административных истцов просил установить кадастровую стоимость принадлежащего административным истцам земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату оценки в экспертном заключении.

Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области в представленных суду письменных пояснениях не возражает против установления кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении.

Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей, письменных возражений против удовлетворения требований административного истца суду не представили.

Суд считает возможным – на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав пояснения, исследовав материалы дела, суд полагает административное исковое заявление Матвеева Е.Н., Прячникова П.Б. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подлежащим частичному удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).

Согласно положениям ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу положений п. 1, 5 ст. 65 ЗК РФ, п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.

Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности юридического лица - собственника данного земельного участка.

В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

В соответствии с положениями названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО № 4).

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).

Согласно п. 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Судом установлено, что Матвееву Е.Н. и Пряничникову П.Б. на праве общей долевой собственности в размере ? у каждого из них принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:10:0040302:46 общей площадью 573 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов обслуживания, административно-деловых объектов, производственно-складских объектов и объектов транспортной инфраструктуры, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Химкинский район.

Указанное обстоятельство подтверждается представленными суду свидетельствами о государственной регистрации права от 31 июля 2012 года (л.д.184-187).

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года №566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков указанной категории, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости данных земель по муниципальным районам, городским округам Московской области – по состоянию на 01 января 2013 года.

Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года №1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.

Утвержденная Распоряжением №566-РМ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040302:46 – как следует из представленной суду Выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д.188) - составила 105 387 375,54 рублей.

В соответствии с представленным суду экспертным заключением № 01-01/2018ЭЗ от 20 января 2018 года рыночная стоимость того же земельного участка на дату оценки – 01 января 2013 года составляла 63 391 788 рублей (л. д. 321).

В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Суд, проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает, что оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется и полагает, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена равной его рыночной стоимости в размере, определенном по состоянию на 01 января 2013 года в заключении эксперта.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

Представленное заключение эксперта составлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2011 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», противоречий которому судом не установлено.

Каких-либо объективных данных, опровергающих выводы эксперта и свидетельствующих о том, что избранная им методология оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости земельного участка, суду не представлено.

Суд принимает выводы судебной экспертизы в качестве достоверного доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорного земельного участка.

Поскольку законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое обоснование, суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений административного истца относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

При таких обстоятельствах административное исковое заявление Матвеева Е.Н., Пряничникова П.Б. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, подлежит удовлетворению в части установления рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01января 2013 года в размере 63 391 788 рублей. Надлежащих доказательств о рыночной стоимости данного земельного участка площадью 16 573 кв.м. в размере 59 535 000 рублей, суду не представлено, поэтому в удовлетворении исковых требований в этой части, необходимо отказать.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175-178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Матвеева Евгения Николаевича, Пряничникова Павла Борисовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, поданное в Московский областной суд 18 сентября 2017 года, удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040302:46 общей площадью 573 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Химкинский район. равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года в размере 63 391 788 рублей. В остальной части требования, заявленные Матвеевым Е.Н. и Пряничниковым П.Б., оставить без удовлетворения.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данного земельного участка, включая дату поступления административного искового заявления в Московский областной суд «18 сентября 2017 года».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Терещенко

3а-122/2018 (3а-895/2017;) ~ М-756/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Матвеев Е.Н.
Пряничников П.Б.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Министерство имущественных отношений Московской области
Суд
Московский областной суд
Судья
Терещенко А.А.
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
18.09.2017Регистрация административного искового заявления
20.09.2017Передача материалов судье
22.09.2017Решение вопроса о принятии к производству
20.10.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.11.2017Предварительное судебное заседание
28.11.2017Предварительное судебное заседание
21.02.2018Производство по делу возобновлено
21.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2018Судебное заседание
26.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее