№ 2–137/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
в составе судьи Щенниковой Е. В.,
при секретаре Габовой Е. А.,
с участием истца Баевой С. В.,
представителя истца Мороз С. С.,
представителя ответчика администрации МО МР «Сыктывдинский» Кашкар Ю. Н.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации СП «Выльгорт» Гордиенко А. Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт
20 марта 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Баевой С.В. к администрации МО МР «Сыктывдинский» о предоставлении жилого помещения,
установил:
Баева С. В. обратилась в суд с иском к администрации МО МР «Сыктывдинский» о предоставлении жилого помещения на состав семьи из 2 человек. В обоснование заявленных требований указала, что 19.04.2016 заключением межведомственной комиссии № 181 жилое помещение, расположенное по адресу: Сыктывдинский район, <адрес> в котором проживает истец с сыном, признано аварийным и подлежащим сносу в виду непригодности данного жилого дома для постоянного проживания и нецелесообразности капитального ремонта. В связи с изложенным 28.11.2016 истец обратилась в администрацию МО МР «Сыктывдинский» и администрацию СП «Выльгорт» с заявлениями, в которых просила предоставить её семье во внеочередном порядке пригодное для проживания жилое помещение взамен занимаемого. 12.12.2016 Баевой С. В. ответчиком направлено письмо с указанием о том, что администрация района не является ответственной за предоставление, распределение жилых помещений, и рекомендацией встать на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации СП «Выльгорт». Письмом от 15.12.2016 администрацией СП «Выльгорт» Баевой С. В. отказано в предоставлении жилья, поскольку она не состоит в очереди в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Кроме того, Баева С. В. указала, что одна воспитывает несовершеннолетнего сына, размер заработной платы не позволяет ей реализовать право на жилье путем постройки или приобретения, в том числе с применением механизма ипотечного кредитования, иных жилых помещений в собственности или на ином праве истец не имеет. Полагая, что её семья соответствует установленным законом критериям объективной нуждаемости во внеочередном безвозмездном предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, Баева С. В. обратилась в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании истец Баева С. В. исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что фундамент дома просел, имеет существенные повреждения, входные двери открываются наполовину. Дом в любой момент может обрушиться. Она опасается за жизнь и безопасность своей семьи.
Представитель истца Баевой С. В. Мороз С. С. в судебном заседании исковые требования поддержал, дополнительно пояснив, что истец проживает в доме, который признан аварийным и не пригодным для проведения капитального ремонта. В заключении межведомственной комиссии указанно, что дом не соответствует требованиям п. 10,16 Постановления правительства РФ № 47 от 28.01.2006. Помещение, в котором проживают граждане должно соответствовать требованиям безопасности жизни и здоровья проживающих в нем граждан. С точки зрения истца проживание в указанном доме является не безопасным, что является исключительным основанием для предоставления жилого помещения Баевой С. В. и члену её семьи вне очереди.
Представитель ответчика администрации МО МР «Сыктывдинский» Кашкар Ю. Н. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что жилой дом действительно был признан аварийным, вместе с тем не признан опасным для проживания в нем граждан. Срок расселения граждан из аварийного жилого помещения до 01.06.2019 установлен решением администрации района и мотивирован принципом разумности. Проведение капитального ремонта дома не целесообразно. Спорный дом в настоящее время не включен в целевую программу по переселению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации СП «Выльгорт» Гордиенко А. Е. возражала удовлетворению исковых требований, пояснив, что в настоящее время истец в установленном порядке не признана малоимущей.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании постановления администрации МО МР «Сыктывдинский» № 10/3229 от 27.10.2009 Политовой (Баевой) С. В. с составом семьи два человека предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: Сыктывдинский район, <адрес>
Во исполнение указанного постановления с Баевой С. В. заключен договор социального найма жилого помещения № 1065 от 10.10.2009, 30.10.2009 комната передана по акту приема передачи, согласно которому помещение пригодно для проживания конструкции и оборудование находятся в хорошем состоянии.
Постановлением № 4/922 от 14.04.2010 Баевой С. В. предоставлено дополнительное жилое помещение № 14, расположенное также в коммунальной квартире <адрес>, заключен договор социального найма жилого помещения № 1147 от 19.04.2010 и комната передана по акту приема-передачи от 19.04.2010. В соответствии с данным актом помещение пригодно для проживания, конструкции и оборудование находятся в хорошем состоянии.
Из справки от 15.12.2016 следует, что в коммунальной квартире <адрес>, зарегистрированы Баева С. В. и её сын <данные изъяты>
В соответствии с заключением межведомственной комиссии администрации МО МР «Сыктывдинский» № 181 от 19.04.2016 двухэтажный многоквартирный дом, расположенный по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Помещения в жилом доме не соответствуют требованиям п. 10, 16 постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006.
На основании указанного заключения постановлением администрации МО МР «Сыктывдинский» № 5/604 от 05.05.2016 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Сыктывдинский район, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, срок отселения жителей определен до 01.06.2019.
Согласно ответу администрации СП «Выльгорт» № 1407-Б от 15.12.2016 Баевой С. В. отказано в предоставлении отдельного благоустроенного жилого помещения на территории СП «Выльгорт», в связи с тем, что жилые помещения по договору социального найма муниципального жилого фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, при этом Баева С. В. на момент ответа на обращение на указанном учете не состояла.
По информации администрации СП «Выльгорт» № 69 от 12.01.2017 Баева С. В. на учете для предоставления жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в администрации СП «Выльгорт» не состоит, малоимущей не признавалась.
В соответствии с ответом № 103-Б от 27.01.2017 Баевой С. В. отказано в признании её семьи малоимущей для предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, поскольку размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, превышает размер дохода, установленного Советом сельского поселения «Выльгорт».
Разрешая по существу заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на жилище.
Положения статей 11 ГК РФ и ст.11 ЖК РФ предусматривают защиту гражданских и жилищных прав в случае их нарушения.
Согласно ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 57 ЖК РФ полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу п. п. 38, 47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
В соответствии с п. 1 ч. 2, ч. ч. 5, 7 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Конституционным судом в определении от 05.03.2009 № 376-О-П обращено внимание на то, что федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма, в частности из муниципального жилищного фонда, необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении (ч. 1 ст. 49 ЖК РФ).
В силу положений ст. 49 ЖК РФ, ст. 6 Закона Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ определение стоимости имущества с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления.
По общему правилу, установленному ст. 49 ЖК РФ, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина из числа малоимущих нуждающимся в жилом помещении.
В силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Реализация предусмотренного указанными нормами права на предоставление жилого помещения не зависит от того, находится ли жилое помещение, занимаемое гражданами, у них в собственности, либо предоставлено им по договору найма, что неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации в различных постановлениях (например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2009 N 44-В09-41; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05 марта 2009 года N 376-О-П, от 19 октября 2010 года N 1328-О-О, от 26 мая 2011 года N 643-О-О).
При этом Конституционный Суд отмечает, что предоставление жилых помещений во внеочередном порядке осуществляется при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище.
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, государство одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.
Из данных конституционных предписаний, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Таким образом, жилое помещение истцу может быть предоставлено лишь при условии соблюдения общих правил обеспечения жилыми помещениями по договору социального жилищного найма, а именно признание малоимущей, а также признание нуждающейся в жилом помещении.
Судом в ходе разрешения спора указанные условия обеспечения жильем по договору социального жилищного найма не установлены.
В рассматриваемом случае Баева С. В. и член её семьи в установленном порядке органами местного самоуправления малоимущими не признаны. Суд не обладает полномочиями по признанию граждан малоимущими.
Кроме того, не нашел своего подтверждения довод стороны истца о том, что многоквартирный дом, в котором проживает Баева С. В. с сыном, представляет опасность для жизни и здоровья людей по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Как пояснил в судебном заседании свидетель Попов О. В., председатель межведомственной комиссии, жилой дом, расположенный по адресу: Сыктывдинский район, <адрес>, действительно признан межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу с целью его последующего включения в целевую программу по отселению, которая будет формироваться в ближайшее время. Дом признан аварийным, в том числе с учетом года его постройки и общего состояния. Вместе с тем, дом является пригодным для проживания, проживание в нем опасности для жизни и здоровья жильцов не представляет.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Баевой С. В.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Иск Баевой С.В. к администрации МО МР «Сыктывдинский» о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения через Сыктывдинский районный суд Республики Коми.
Судья Щенникова Е. В.
Мотивированное решение составлено 25.03.2017.