КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2016 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Зевайкиной Н.А.,
при секретаре судебного заседания Кононенко Л.Г.,
с участием: прокурора Пригородного района г.Нижний Тагил Свердловской области Кахановой В.В.
представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Н.Тагил и Пригородному району –Чарской М.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-956/2016 по иску прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах Зырянова Е.А. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Министерству Социальной политики Свердловской области, Министерству социальной политики по Свердловский области Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Нижний Тагил и Пригородному району о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ
ДД.ММ.ГГГГ Прокурор Пригородного района Свердловской области в интересах Зырянова Е.А. обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ «Фонд жилищного строительства Свердловской области», Министерству социальной политики по Свердловский области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Нижний Тагил и Пригородному району в котором просит, обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области однократно предоставить Зырянову Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, не менее нормы предоставления жилого помещения, установленного органом местного самоуправления Горноуральского городского округа Свердловской области, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» заключить с Зыряновым Е.А. договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет, в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении Зырянову Е.А. жилого помещения, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществить подготовку договора найма специализированного жилого помещения и направить в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Н.Тагил и Пригородному району для подписания его Зыряновым Е.А.; обязать Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Н.Тагил и Пригородному району обеспечить подписание Зыряновым Е.А. экземпляров договора найма специализированного жилого помещения и возвратить договор в Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в течение 5 рабочих дней от даты подписания его Зыряновым Е.А.
В обоснование заявленных требований указано, что Зырянов Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, его родители ЗАА и ЗНВ лишены родительских прав решением Пригородного районного суда Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы администрации Пригородного района от ДД.ММ.ГГГГ № Зырянов Е.А. был устроен в детский дом, без закрепления жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ умер отец, <...>., ДД.ММ.ГГГГ умерла мать – <...> Приказом Горноуральского городского округа Балакинской территориальной администрацией от ДД.ММ.ГГГГ № Зырянов был признан нуждающимся в жилом помещении, поставлен на учет и включен в список на внеочередное получения жилья граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма под №. Собственного жилья Зырянов Е.А. не имеет. На основании приказа начальника УСП по Пригородному району № с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете для целей обеспечений жилым помещением. До настоящего времени Зырянову Е.А. жилое помещение Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области не приобретено и не предоставлено.
В судебном заседании прокурора Пригородного района Свердловской области заявленные требования поддержал в полном объеме.
Истец Зырянов Е.А. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежавшим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. В предварительном судебном заседании Зырянов Е.А. требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной политики Министерство социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району Чарская М.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснил, что Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 01.01.2013, были внесены изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации, касающихся обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции указанных изменений) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме указанных лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с указанными изменениями Законом Свердловской области от 19.12.2012 № 107-03 «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» в Закон Свердловской области от 22.03.2006 № 17-03 «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» внесены изменения, согласно которым принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, проверка наличия оснований, дающих право на предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, с учета осуществляются органами опеки и попечительства.
Согласно п. 2 статьи 2 Закона Свердловской области от 19.12.2012 № 107-03 «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» документы учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых до 1 января 2013 года на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, передаются до 1 марта 2013 года органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, органам опеки и попечительства, осуществляющим деятельность на территории соответствующего муниципального образования.
Зырянов Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, его родители <...> лишены родительских прав решением Пригородного районного суда Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы администрации Пригородного района от ДД.ММ.ГГГГ № Зырянов Е.А. был устроен в детский дом, без закрепления жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ умер отец, <...>., ДД.ММ.ГГГГ умерла мать –<...> Приказом Горноуральского городского округа Балакинской территориальной администрацией от ДД.ММ.ГГГГ № Зырянов был признан нуждающимся в жилом помещении, поставлен на учет и включен в список на внеочередное получения жилья граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма под №.
В связи с изменением законодательства с ДД.ММ.ГГГГ и передаче полномочий по постановке на учет граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, органам опеки и попечительства, осуществляющим деятельность на территории соответствующего муниципального образования, приказом территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородного района (Управление социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородного района) от ДД.ММ.ГГГГ № Зырянов Е.А. поставлен на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 вышеуказанного постановления уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот, по принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства», по содержанию жилых помещений для детей-сирот определено Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП утверждены Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее -Порядок предоставления жилых помещений). Порядок приобретения жилых помещений определяет процедуру приобретения детям-сиротам жилых домов и квартир, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области с последующей передачей в оперативное управление государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее - Фонд). Пунктом 3 Порядка приобретения жилых помещений определено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с областной целевой программой «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам, является Фонд (пункт 4 Порядка приобретения жилых помещений). Согласно пункту 6 Порядка приобретения жилых помещений Фонд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные инвестиционные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, заключаемые на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд Свердловской области. Порядок предоставления жилых помещений определяет процедуру предоставления жилых домов и квартир государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, зачисленных в оперативное управление Фонда, детям-сиротам. Согласно пункту 4 Порядка предоставления жилых помещений учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области -управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (далее - управление социальной политики). В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления жилых помещений распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. В приказах Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области указывается фамилия, имя, отчество гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адрес и общая площадь предоставляемого жилого помещения.
Приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений (пункт 8 Порядка предоставления жилых помещений).Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд (пункт 9 Порядка предоставления жилых помещений). В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления жилых помещений и подпунктом 3 пункта 1 постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 г. № 491-ПП на управления социальной политики возложен учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Согласно пункта 9 Порядка Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд, который в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений, и направляет в управления социальной политики для подписаниях их детьми-сиротами.
В соответствии с положениями ч. 1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ, в суд может обратиться заинтересованное лицо, чьи права, свободы или законные интересы были нарушены.
Управление социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородному району выполняет лишь функции по доведению лица, которому распределено жилое помещение, сведений о заключаемом договоре найма специализированного жилого помещения и получению от него подписи в договоре. Договор найма специализированного жилого помещения с Зыряновым Е.А. на исполнение в Управление социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородному району еще не направлялся. Следовательно, каких-либо нарушений прав истца со стороны Управления нет, таким образом, считает, требования прокурора Пригородного района Свердловской области в части возложения на территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району обязанности обеспечить подписание Зыряновым Е.А. договора найма специализированного жилого помещения и в течение пяти рабочих дней от даты подписании возвратить в ГКУ «Фонд жилищного строительства» не обоснованы. Просила, отказать прокурору Пригородного района Свердловской области в заявленных требованиях о возложении обязанности на Управление социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородному району обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с Зыряновым Е.А., и в течении 5 рабочих дней от даты подписания Зыряновым Е.А. договора найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора возвратить в ГКУ «Фонд жилищного строительства».
Представитель ответчика - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Представитель ответчика - Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, направили в суд письменный отзыв.
В своем отзыве ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» указал, что согласно изменениям, внесенным в действующее законодательство Российской Федерации Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исключен подпункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении жилых помещений указанной категории граждан вне очереди на основании договоре социального найма жилого помещения и не установлен срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лип из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лип из числа детей - сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами власти Свердловской области - Управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области. На основании приказа Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Пригородному району от ДД.ММ.ГГГГ № Зырянов Е.А. принят на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес>. В списках детей - сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Свердловской области на территории Горноуральского городского округа, направленному в Фонд Министерством социальной политики Свердловской области (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) Зырянов Е.А. числится под №. Считают, что нарушений прав Истца нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заявленных Истцом требований, в первоочередном порядке вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше, чем у Истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели
Представитель третьего лица – Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены своевременно и надлежащим образом.
Министерство социальной политики Свердловской области в своем отзыве указало следующее. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с пп. 1 п. 1 постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот, по принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее - Фонд), по содержанию жилых помещений для детей-сирот определено Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее Министерство строительства). Кроме того, постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП утверждены Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок предоставления жилых помещений). Согласно пункту 6 Порядка приобретения жилых помещений Фонд заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные инвестиционные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, заключаемые на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд Свердловской области. Согласно пункту 4 Порядка предоставления жилых помещений учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области. В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления жилых помещений распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Приказы Министерства строительства о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, и приказы Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области являются основанием для заключения с детьми- сиротами договоров найма специализированных жилых помещений (пункт 8 Порядка предоставления жилых помещений). Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд (пункт 9 Порядка предоставления жилых помещений). Фонд в течение 10 рабочих дней от даты принятия приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в двух экземплярах, подписанных со стороны Фонда, в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Зырянов Е.А. состоит на учете детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Следовательно, Управление социальной политики свои обязательства перед Зыряновым Е.А. исполнило в полном объеме. Обязанность обеспечить подписание договоров найма возникнет в том случае, когда Фондом будет приобретено (построено, реконструировано) жилье, направлены списки в управление для предложений по распределению, приказами Министерства строительства произведено распределение, Фондом подготовлены договоры и направлены в управление социальной политики. В настоящее время информация о совершении какого-либо из этих действий отсутствует, в связи с чем, у Управления нет оснований для обеспечения подписания договоров найма в виду отсутствия такого договора. Таким образом, Министерство социальной политики Свердловской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, и просит исключить Министерство из числа ответчиков. Также, на основании изложенного, Министерство социальной политики Свердловской области считает требование прокурора, в части обязания Управления социальной политики обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения, не подлежащим удовлетворению.
По основаниям, предусмотренным статьей 167 (части 4 и 5) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав пояснения стороны истца, возражения представителя ответчика ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по городу Нижний Тагил и Пригородному району, огласив письменные возражения ответчиков и третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положениями Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ), вступившего в силу 01.01.2013, пунктом 2 статьи 4 которого установлено, что предусмотренное им правовое регулирование распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются им по достижении возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Судом установлено, что Зырянов Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, его родители ЗАА и ЗНВ лишены родительских прав решением Пригородного районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Главы администрации Пригородного района от ДД.ММ.ГГГГ № Зырянов Е.А. был устроен в детский дом, без закрепления жилого помещения.
Согласно копии свидетельств о смерти, ЗАА умер, ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Горноуральского городского округа Балакинской территориальной администрацией от ДД.ММ.ГГГГ № Зырянов был признан нуждающимся в жилом помещении, поставлен на учет и включен в список на внеочередное получения жилья граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма под №. Основание постановки на учет, квартира, закрепленная за Зыряновым Е.А. по адресу: <адрес>, находится в ветхом состоянии.
Согласно справки ФКУ ИК-51 ГУФСИН России по Свердловской области Зырянов Е.А., находился в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям СОГУП «Областной центр недвижимости» - «Горнозаводское БТИ и РН» от ДД.ММ.ГГГГ № прав на недвижимое имущество на территории МО город Нижний Тагил на имя Зыряновым Е.А. не зарегистрировано.
По сведениям Нижнетагильского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № прав на недвижимое имущество на территории МО город Нижний Тагил на имя Зыряновым Е.А. не зарегистрировано.
По сведениям отдела учета и распределения жилья Администрации МО город Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ № Зырянова Е.А. не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения.
На основании приказа начальника ТОИОГВ СО УСП МСЗН СО по Пригородному району № от 01ДД.ММ.ГГГГ Зырянов Е.А. принят на учет и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области под номером №.
Таким образом, судом установлено, что Зырянов Е.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет и включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, достиг возраста совершеннолетия, и вправе требовать предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предусмотрено, что полномочия по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц в порядке, установленном законодательством этого субъекта.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП во исполнение Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ был утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (далее - Порядок предоставления жилых помещений).
Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (пункт 3).
Согласно пунктам 4, 5 указанного Порядка получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства». Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
В силу пункта 9 указанного Порядка жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда.
Согласно Порядку предоставления жилых помещений, жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений однократно (пункт 3). Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (пункт 7). При этом уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения (пункт 9).
Суд находит несостоятельным довод представителя ответчика ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» о том, что предоставление жилого помещения истцу на основании судебного постановления влечет нарушение жилищных прав иных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет ранее, поскольку в первую очередь жилые помещения распределяются между лицами, предоставление жилых помещений которым осуществляется на основании судебного решения.
Из содержания вышеприведенных положений нормативных актов следует, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
При этом положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Как установлено судом истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на предоставление жилого помещения - включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «город Нижний Тагил. Однако полагающееся по закону жилое помещение истцу так и не было предоставлено.
Решение суда об удовлетворении исковых требований прокурора не приведет к нарушению прав иных граждан, включенных в сводный список ранее истца, поскольку ни статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
С учетом изложенного на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области следует возложить обязанность за счет средств областного бюджета предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования «город Нижний Тагил», отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам по договору найма специализированного жилого помещения.
Несостоятельны и доводы представителя ответчика ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по городу Нижний Тагил и Пригородному району об отсутствии оснований для привлечения в качестве ответчика. На основании пункта 9 Порядка предоставления жилых помещений уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в Управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами.
Из содержания данной нормы во взаимосвязи с положениями Постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» функции органов государственной власти Свердловской области, обеспечивающих реализацию права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения специализированного фонда, неразделимо связаны как между собой, так и с функциями других участвующих в предоставлении жилых помещений органов, являются составной частью единой процедуры предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Принимая во внимание указанное, и учитывая, что данная обязанность органа опеки и попечительства является составной частью процедуры предоставления жилья детям-сиротам, то совершение ответчиком действий, предусмотренных нормативным актом, является необходимой и обязательной стадией порядка предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на то, что органом, непосредственно уполномоченным на приобретение и принятие решений о предоставлении жилья, ответчик не является, он участвует в разработанной процедуре обеспечения жильем сирот, обеспечивая подписание договоров и своевременный их возврат в Фонд.
Таким образом, на Управление социальной политики подлежит возложению только та обязанность, которая предусмотрена для данного органа государственной власти действующим нормативно-правовым регулированием.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах Зырянова Е.А. удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области однократно предоставить Зырянову Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, не менее нормы предоставления жилого помещения, установленного органом местного самоуправления Горноуральского городского округа Свердловской области, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированного жилого помещения;
Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» заключить с Зыряновым Е.А. договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет, в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении Зырянову Е.А. жилого помещения, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществить подготовку договора найма специализированного жилого помещения и направить в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Н.Тагил и Пригородному району для подписания его Зыряновым Е.А.;
обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Н.Тагил и Пригородному району обеспечить подписание Зыряновым Е.А. экземпляров договора найма специализированного жилого помещения и возвратить договор в Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в течение 5 рабочих дней от даты подписания его Зыряновым Е.А..
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения с подачей апелляционной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
В окончательной форме решение изготовлено 18 апреля 2016.
Председательствующий /подпись/
Копия верна.
Председательствующий – Н.А.Зевайкина