23R80036-01-2021-004513-65 дело №2-2552/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2021 года г. Краснодар
Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего - судья Прибылов А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Дзюба К.О., с участием: истца Топчиева А.П., ответчика Нам А.М., представителя ответчика по доверенности Галаган М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Топчиева Александра Павловича к Нам Артуру Михайловичу о запрете деятельности на земле сельскохозяйственного назначения,
У С Т А Н О В И Л:
Топчиев А.П. обратился в суд с исковым заявлением о запрете Нам А.М. осуществлять деятельность на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: № № и № по добыче инертных материалов (песчано-гравийной смеси), в обоснование заявленных требований, указав, что данная деятельность является незаконной и подлежит прекращению, поскольку приведет к загрязнению, истощению, деградации, порчи, уничтожению земель, почв и к иному негативному их воздействию. Земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для иных целей лишь после перевода участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования ограничен его целевым назначением. В этой связи истец Топчиев А.П. просит запретить Нам А.М. осуществлять деятельность на землях сельскохозяйственного назначения по добыче инертных материалов (песчано-гравийной смеси).
В судебном заседании истец Топчиев А.П. настаивал на удовлетворении заявленных требований, однако доказательств о негативном воздействии деятельности ответчика на состояние земли и почв не представил.
Ответчик Нам А.М. и его представитель по доверенности Галаган М.В. в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать, полагая о необоснованности доводов истца и незаконной просьбы удовлетворить иск.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Межмуниципального отдела по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Россреестра по КК, Министерства природных ресурсов Краснодарского края, надлежаще и своевременно извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, мотивированных ходатайств об отложении слушания дела не поступило.
Неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
При таких обстоятельствах, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и иные материалы, считает заявленные требования Топчиева А.П. незаконными и необоснованными, поэтому не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Как установлено в судебном заседании, Нам А.М. является собственником земельных участков категории сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №, № и №, что подтверждается выписками из ЕГРН. Данные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования для ведения сельскохозяйственного производства.
Согласно объяснениям истца и его представителя, что согласуется с представленными материалами, в связи с тем, что данные земельные участки оказались малопродуктивными для выращивания сельскохозяйственных культур Нам А.М. принято решение заниматься рыборазведением, для чего заключен договор на выполнение Рыбоводно-биологического обоснования по выпуску молоди растительноядных рыб и сазана в водоеме на землях Гулькевичского городского поселения Краснодарского края, заказан проект строительства водоема для рыборазведения и проект рекультивации земель, в соответствии с которыми в настоящее время ведется строительство прудов-копани и их благоустройство с попутной реализацией ПГС.
С целью контроля за строительством водоема на земельных участках с кадастровыми номерами №, № и № ИП Нам А.М. в 2018 г. в штат принят директор по строительству водоема Никишин Н.Ф.
Попутную добычу и реализацию ПГС Нам А.М. осуществляет в соответствии с Лицензией на право пользования недрами КРД 02047 ТЭ, Техническим проектом разработки Восточного фланга Вишневского участка Гирейского месторождения песчано-гравийной смеси в Гулькевичском районе Краснодарского края от 2020 г., Проектом рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № для разработки восточного фланга Вишневского участка Гирейского месторождения песчано-гравийной смеси в Гулькевичском районе Краснодарского края от 2020 г., ежегодными планами развития горных работ.
Соглашением к лицензии № КРД 02047 ТЭ об условиях разработки открытым способом восточного фланга Вишневского участка Гирейского месторождения Администрацией Краснодарского края не установлена обязанность по проведению работ исключительно на земельных участках с категорией: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подвид земли промышленности). Проектно-строительная документация также не содержит требований, обязывающих ИП Нам А.М. осуществлять перевод земельного участка из категории земель для сельхозпроизводства в другую категорию.
При наличии лицензии законом не установлен запрет на реализацию уже выкопанного (добытого) инертного материала. Прямая обязанность по временному переводу земель из категории сельскохозяйственного назначения в другую категорию на период проведения строительных работ водоема для рыборазведения законодательством не предусмотрена. Напротив, нормативными положениями ст. ст. 77 и 78 ЗК РФ четко установлено требование размещения водного объекта на землях сельхозназначения.
Согласно представленных и исследованных в судебном заседании проектов после завершения работ по строительству водоемов для рыборазведения предусмотрен возврат в сельскохозяйственный оборот земельных участков с кадастровыми номерами 23:06:0501001:335, 23:06:0501001:339 и 23:06:0501001:353, общей площадью 309 667 кв.м., для целей аквакультуры (рыбоводства), что не является нарушением закона в части использования земельного участка не по целевому назначению.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 11.06.2021) "О недрах" в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
В силу ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 11.06.2021) "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
Согласно п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе, правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В связи с тем, что Нам А.М. является недропользователем, земельные участки вошли в горный отвод с последующей добычей песчано-гравийной смеси, Нам А.М. предоставлено право пользования участком недр. При разработке месторождений наземным способом нарушение целостности плодородного слоя земельных участков предполагается и последующее ее приведение в соответствие для чего разрабатывается план рекультивации.
Согласно проекту разработки и рекультивации, проекту строительства водоёма для рыборазведения, учитывая низкую сельскохозяйственную ценность вскрышных грунтов, восстановление нарушенных горными работами участка согласно техническим условиям на рекультивацию выбрано водохозяйственное направление рекультивации участка под водоём (пруд для разведения рыбы) (аквакультура), что соответствует категории и разрешенному использованию участка для сельскохозяйственного использования. В связи с этим, добыча ПГС на данных участках для создания водоёма носит попутный (нецелевой) характер, является этапом работ по формированию чаши (котлована) водоёма, и не противоречит категории и виду разрешенного использования участка - для сельскохозяйственного использования.
Реализация уже извлеченных полезных ископаемых при строительстве прудов на земельном участке сельскохозяйственного назначения лицом, обладающим лицензией, не противоречит закону и сама по себе не образует событие какого-либо правонарушения. Строительство рыбоводного пруда влечет объективную необходимость выемки и вывоза песчано-гравийного грунта, как сопутствующего этапа строительных работ.
Одновременно истцом не доказано и не представлено доказательств того, что работы по строительству водоема приведут к невозможности использования участка для сельскохозяйственного назначения, и что ответчиком допущено уничтожение плодородного слоя участка путем механического нарушения почвенного (растительного) покрова. На основе сформированных на участках котлованов создаются пруды, в отношении которых Нам А.М. будет осуществляться деятельность в области рыбоводства (аквакультура), что соответствует целевому назначению участка - для сельскохозяйственного использования.
Рекультивация участка для создания водоема, для устройства пруда, для разведения рыбы свидетельствует о том, что добыча ПГС на участке носит попутный, а не промышленный характер, осуществляется для создания пруда.
С учетом вышеизложенного для проведения указанных мероприятий по рекультивации участка не требуется изменение категории и вида разрешенного использования земельного участка, поскольку создание водоемов для разведения рыбы и осуществления рыбохозяйственной деятельности на землях промышленности не допускается.
Разведка, добыча песчано-гравийной смеси осуществляется неразрывно в составе комплекса работ по строительству водоема, носит попутный характер как один из этапов работ, поскольку сформировать чашу пруда без выемки грунта невозможно. В противном случае при складировании грунта размер конуса склада значительно бы превышал площадь котлована под водоем. В этом случае из сельскохозяйственного оборота выбывает площадь земельного участка, превышающая площадь построенного и строящегося водоема.
Размещение водоемов (прудов-копаней) для рыборазведения на вышеуказанных земельных участках сельскохозяйственного назначения не противоречит их целевому назначению, перевод земельных участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» в целях строительства водоемов (прудов-копаней) для рыборазведения не требуется.
Прямая обязанность по временному изменению вида разрешенного использования на период строительства водного объекта (пруда для рыборазведения) законодателем не предусмотрена. Лицензионные условия и требования закона не предусматривают указанную обязанность.
Нам А.М. как обладатель лицензии на пользование недрами в границах данных земельных участков и собственник последних обеспечил разработку и утверждение проекта рекультивации земель. Утвержденным проектом рекультивации земель не предусмотрено приведение земельных участков в первоначальное состояние. Проектом предусмотрен возврат в сельскохозяйственный оборот земельных участков для рыборазведения (рыболовства). Фактическое состояние земельных участков соответствует утвержденному проекту рекультивации земель, а сами участки используются по целевому назначению.
Как следует из части 2 статьи 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Категории земель в зависимости от их целевого назначения определены в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются земли, занятые водными объектами
В силу пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для целей аквакультуры (рыбоводства) хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в названной статье, в том числе, связанных с добычей полезных ископаемых, при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
В данном случае, проект рекультивации земельного участка должен содержать направление рекультивации для гражданского и промышленного строительства, исключающее дальнейшее использование земельного участка для сельскохозяйственного использования и последующий перевод этого участка из земель промышленности в земли сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, указанными нормами права и положениями Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующего оборот данных участков, разрешено использование земельных участков сельскохозяйственного назначения для создания водоёма для устройства пруда для разведения рыб.
Пунктом 4.3 приложения к приказу Минсельхоза РФ от 31.03.2011 №86 установлено, что земли, на которых расположены рыбоводные пруды, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, а инфраструктура рыболовных хозяйств является составной частью агроландшафтов, способствующей эффективному использованию земельных ресурсов сельскохозяйственных территорий. В отличие от других видов рыболовства, где используется только один природный ресурс - вода, в сельскохозяйственном рыболовстве используется земля и вода. Пруд - это земля сельскохозяйственного назначения под водой.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ земельный участок можно использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Земельный кодекс РФ в подп. 3 п. 1 ст. 40 позволяет на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями
Согласно ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» определены два вида прудов: пруд и пруд-копань. Пруд определяется как мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км, пруд-копань – это небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей. «Пруд» определяется как «мелководное водохранилище площадью не более 1 кв.км.». Пруд-копань - это искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли предназначен для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей. Соответственно, пруд является частью земельного участка и поэтому находится в собственности собственника земельного участка (ч. ч. 2 и 3 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что если пруд создается только путем земляных работ, как например пруды-копани, то разрешения на строительство не требуется.
В соответствии со ст. 11 ФЗ от 02.07.2013 № 418 «Об аквакультуре (рыбоводстве), аквакультура (рыбоводство), относится к сельскохозяйственному производству.
Согласно ст. 5.1 вышеуказанного закона для целей аквакультуры (рыбоводства) допускается использование земель сельскохозяйственного назначения, занятых водными объектами (обводненными карьерами и прудами, в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), расположенными в границах земельного участка, в целях осуществления прудовой аквакультуры, а также использование земельного участка для осуществления деятельности, предусмотренной договором пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства» продукция прудового, озерного, речного рыболовства отнесена к сельскохозяйственной продукции.
В любом случае проектами рекультивации предусматривается водохозяйственное направление рекультивации с созданием в выработанных карьерах водоемов и возможным использованием для разведения рыбы. Проектами рекультивации земель не предусматривается приведение земельных участков в первоначальное состояние, а предусматривается возврат в сельскохозяйственный оборот земельных участков для рыборазведения (рыболовства). Фактическое состояние земельных участков соответствует его целевому использованию.
В соответствии со ст. 5 Водного кодекса РФ пруды относятся к поверхностным водным объектам. Земли в пределах береговой линии водного объекта относятся к данному поверхностному водному объекту. (ст. 1 и 5 Водного кодекса РФ).
Очевидно, что использование земельных участков под прудовое рыболовство (ст. 12 ФЗ «Об авкакультуре (рыболовстве)» не предполагает под собой выращивание сельскохозяйственных растений на части земельного участка, занятого под пруды.
Таким образом, Нам А.М. организует деятельность для разведения рыб на рассматриваемых земельных участках прудах, осуществляет деятельность, связанную с сельскохозяйственным производством. Из этого следует, что правовой режим земель не нарушается.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ земельный участок можно использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Земельный кодекс РФ в подп. 3 п. 1 ст. 40 позволяет на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями
Виды разрешенного использования земельных участков также определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. № П/0412 (далее – Классификатор). Согласно Классификатору содержание вида разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование» включает в себя выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных.
На основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» в целях обеспечения рекультивации земель, снятия, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы, а также усиления контроля за своевременным восстановлением нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот рекультивации земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательных и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
В соответствии с требованиями ст. 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот, сохранению плодородия почв и их использованию при проведению работ, связанных с нарушением земель.
Согласно ГОСТ 17.4.3.02-85 «Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ» снятие и рациональное использование плодородного слоя почвы при производстве земляных работ следует проводить на землях всех категорий. В соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.3.02-85 снятый плодородный слой почвы должен быть использован для рекультивации нарушенных строительством земель и на прилегающих малопродуктивных угодьях.
Для строительства пруда-копани необходимо согласно требованиям Приказа Минприроды № 525 и Роскомзема № 67 от 22.12.1995 г. «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» подготовить проект рекультивации нарушенных земель, разрешения на строительство не требуется. Работы по строительству ведутся в соответствии с положениями проекта на строительство водоёма и рекультивации.
Таким образом, размещение на вышеупомянутых земельных участках водоемов для рыборазведения не противоречит их целевому назначению, перевод земельных участков из одной категории в другую для размещения прудов не требуется.
Строительство рыбоводного пруда на указанных участках, а также последующая его эксплуатация после завершения строительства не противоречит категории и ввиду разрешенного использования земельного участка.
При этом истцом не представлено доказательств того, что земельные участки ввиду образованных прудов, котлованов не могут использоваться по целевому назначению, что наносит вред, почвам, как объекту охраны окружающей среды.
Из фактических обстоятельств дела следует, что они используются и подлежат использованию под рыборазведение.
Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре" установлен порядок осуществления государственного земельного надзора. Согласно п. 2 положения государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением: требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
В этой связи собственник земельных участков Нам А.М. направил письмо в Межмуниципальный отдел по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю как в орган, осуществляющий надзор за соблюдением требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, с просьбой дать разъяснения о том, нарушает ли Нам А.М. при осуществлении хозяйственной деятельности по строительству водоемов для рыборазведения с извлечением и последующей реализацией ПГС действующее законодательство в части нецелевого использования, а также обязан ли собственник земельных участков в случае строительства водоемов (прудов-копаней) для рыборазведения, осуществлять перевод земельных участков из категории: земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подвид земли промышленности).
В соответствии с результатами, предоставленными заместителем начальника Межмуниципального отдела по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю Поповым С.Н., отраженным в письме № 28-02/446 от 06.04.2021 г., строительство водоемов для рыборазведения не противоречит целевому назначению земельных участков и перевод земельных участков из одной категории в другую для размещения прудов-копаней не требуется.
В судебном заседании от 25.05.2021 представитель третьего лица – Межмуниципального отдела по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю Попов С.Н. подтвердил, что размещение и строительство водоемов (прудов-копани) для рыборазведения на указанных земельных участках сельскохозяйственного назначения не противоречит их целевому назначению и перевод земельных участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности и земли иного специального назначения» в целях строительства водоемов (прудов-копаней) для рыборазведения в силу закона не требуется.
Учитывая, что если пруд создается только путем земельных работ, как например пруды-копани, то разрешение на строительство не требуется. В случае, если для образования пруда требуется строительство гидротехнического сооружения, то разрешение необходимо получать на строительство указанных сооружений, но не самого водного объекта.
При наличии лицензии законом не установлен запрет на реализацию уже выкопанного (добытого) инертного материала на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно постановления Правительства РФ от 22.07.2011 N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 следующих критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением установленных земельным законодательством Российской Федерации требований рационального использования земли: снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15 процентов или более; снижение кислотности в кислых почвах () на 10 процентов или более; повышение щелочности в щелочных почвах () на 10 процентов или более; снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы) на 25 процентов или более; снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы) на 25 процентов или более.
Однако, истцом не представлено доказательств деградации, существенного снижения плодородия указанных земельных участков.
Более того, на основании определения Октябрьского районного суда от 25.05.2021 по ходатайству истца назначена и проведена по делу комплексная судебная эколого-почвоведческая экспертиза, по результатам которой согласно экспертному заключению № от 24.06.2021, выполненному <данные изъяты>, не имеется порчи, уничтожения, нарушения, разрушения почвенного покрова, плодородного слоя земли на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: № №, №, и № а снижение кислотности в кислых почвах, повышение щелочности в щелочных почвах, снижение содержания подвижного фосфора, снижение содержания обменного калия, снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте – не выявлено. Перемешивания слоев плодородного слоя почвы и подстилающих пород при хранении в буртах не выявлено. Результаты исследования приведены в виде таблиц в отношении указанных выше земельных участков, а также содержатся в протоколах № УП от ДД.ММ.ГГГГ, 120 УП от ДД.ММ.ГГГГ, 121 УП от ДД.ММ.ГГГГ, 122/1 УП от ДД.ММ.ГГГГ, для сравнения проведены исследования контрольного образца почвы полученного на смежном земельном участке с кадастровым номером №, результат исследования содержится в протоколе № УП от ДД.ММ.ГГГГ являющемся неотъемлемой частью настоящего заключения.
Частью 4 статьи 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Согласно п. 1.6 Межгосударственного стандарта ГОСТ 17.4.3.02-85 «Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ» снятие плодородного и потенциально-плодородного слоев почвы следует производить селективно. Плодородный слой почвы должен быть использован для землевания малопродуктивных угодий и биологической рекультивации земель; потенциально-плодородный слой почвы должен быть использован в основном для биологической рекультивации земель.
Из приведенных норм следует, что снятый плодородный слой почвы при производстве строительных и иных работ связанных с нарушением почвенного покрова не предназначен для использования в целях выращивания сельскохозяйственной продукции, а используется в целях улучшения малопродуктивных земель и биологической рекультивации земель.
Согласно пункту 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Из пункта 2 указанной статьи следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в числе иных, мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона от 10 января 2002 года NN 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Вместе с тем, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истец не представил суду объективных, достоверных, относимых и основанных на законе доказательств, подтверждающих обоснованность заявленного иска и нарушенного права истца.
В силу ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежит только нарушенное или оспариваемое право. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Согласно ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу пункта 1 статьи 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 Кодекса) является обеспечение восстановления нарушенного права.
При таких установленных судом обстоятельствах, поскольку права Топчиева А.М. и иных лиц деятельностью Нам А.М. по строительству прудов с сопутствующей добычей и реализацией ПГС не нарушены, а содержание данной деятельности с учетом представленных об этом проектов и лицензии соответствует требованиям действующего законодательства, исковые требования подлежащими удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Топчиева Александра Павловича к Нам Артуру Михайловичу о запрете осуществления деятельности на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №, № и № по добыче инертных материалов (песчано-гравийной смеси) – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 29.07.2021.
Судья