К делу № 2-3594/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 октября 2020 года г.Шахты, Ростовской области
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Сухова О.А., при секретаре Ефимовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаренко В.В.; Бондаренко Е.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5; Рудяк Н.И. к Администрации г.Шахты, третье лицо - Министерство энергетики РФ об обязании заключить договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за средств, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности»,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований истцы сослались на следующее: Бондаренко В.В., Бондаренко Е.В. и Рудяк Н.И. проживают в жилом доме по адресу: <адрес> принадлежащем им в равных долях.
Названный жилой дом значится в согласованном с Министерством энергетики РФ списке домов, подлежащих переселению и сносу, ставших в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Южная» ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности с 2016г.
Бондаренко В.В. обратился в Администрацию г.Шахты с заявлением о переселении его и членов его семьи из ветхого жилья за счет межбюджетных трансфертов федерального бюджета, Администрация г.Шахты включила их в списки на переселение. Однако, до настоящего времени, договор о предоставлении социальной выплаты с ними не заключен, они вынуждены проживать в непригодном для проживания жилом доме.
На основании изложенного, истцы просят суд обязать Администрацию г.Шахты заключить с Бондаренко В.В., Бондаренко Е.В. и Рудяк Н.И. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья семье, состоящей из шести человек: Бондаренко В.В., Бондаренко Е.В., ФИО3, ФИО4, ФИО5, Рудяк Н.И. за счет средств, предусмотренных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности» из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи.
Истцы Бондаренко В.В., Рудяк Н.И. в судебное заседание явились, на исковых требованиях настаивали.
Истец Бондаренко Е.В. в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал.
Представитель Администрации г.Шахты - Красноглазова И.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать по основаниям, указанным в представленных письменных возражениях на иск.
Представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, в представленном письменном отзыве на иск, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав явившихся в судебное заседание участников процесса, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд полагает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом от 20.06.1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", которым под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера (статья 1).
В силу статьи 5 названного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации; финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотренымероприятия по реализации программ местного развития, в частности снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, которым предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (пп. "б" пункта 8).
Постановлением Правительства РФ N 428 от 13 июля 2005 года утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - Правила), устанавливающие порядок и условия предоставления за счет средств федерального бюджета субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков на условиях использования субвенций органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансирование мероприятий (п. 5).
Согласно п. 5, 8 Правил субвенции направляются, в том числе на финансирование сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, а также на оказание содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков.
В соответствии с п. 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, носит целевой характер и направлена на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Как следует из материалов дела, жилой дом, расположенный по адресу: № принадлежит на праве общей долевой собственности Бондаренко В.В., Бондаренко Е.В., Рудяк Н.И. по 1/3 доле за каждым.
Жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на основании СКФ ОАО «ВНИМИ» от 15.07.2016г. №2239.
Протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (ш.Южная») от 27.09.2016г. №АЯ-671пр, в список на переселение из ветхого жилья по пер. Мирный 4, Министерством энергетики РФ были включены Бондаренко В.В., Рудяк Н.И., Бондаренко Е.В., ФИО3, ФИО4, ФИО5 из расчета общей площади жилья на семью 108 кв.м.
На обращение в Администрацию г. Шахты по вопросу переселения из ветхого жилья истец Бондаренко В.В. получил ответ о том, что исходя из предельных объемов финансирования, предусмотренных на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности федеральным законом от 02.12.2019г. №380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» вопрос переселения его семьи планируется после 2022г.
Таким образом, установлено, что с 2016г. истцы включены в список граждан, подлежащих переселению из ветхого пострадавшего от ведения горных работ жилья, однако до настоящего времени договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья с ними не заключен.
Согласно статье 5 Федерального закона N 81-ФЗ, статьям 6, 179 БК РФ, статье 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.
Учитывая, что пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 81-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.
Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" предусмотрено, что орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по заключению договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков возложена на орган местного самоуправления, и отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат и заключение указанного договора.
На основании изложенного, суд полагает обязать Администрацию г.Шахты заключить сБондаренко В.В., Бондаренко Е.В., Рудяк Н.И. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на семью, состоящую из шести человек: Бондаренко В.В., Бондаренко Е.В., ФИО3, ФИО4, ФИО5, Рудяк Н.И. за счет средств, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности» из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию г.Шахты заключить с Бондаренко В.В., Бондаренко Е.В., Рудяк Н.И. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на семью, состоящую из шести человек: Бондаренко В.В., Бондаренко Е.В., ФИО3, ФИО4, ФИО5, Рудяк Н.И. за счет средств, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности» из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца, начиная с 15.10.2020 года.
Судья: