РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2019 года гор.Москва
Перовский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Лапина В.М., при секретаре Мозжерине А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-132/19 по административному исковому заявлению фио к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и об обязательстве осуществить государственную регистрацию права
установил:
Истец обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и об обязательстве осуществить государственную регистрацию права. Указала, что на основании свидетельства о праве на наследство она обладает правом собственности на нежилое здание по адресу: адрес. данное здание было приобретено фио 25.07.2001 г. у ЗАО «Специализированная водохозяйственная компания», имело площадь 16, 2 кв.м. 08.04.2009 г. фио умер. Впоследствии к зданию была пристроена дополнительная площадь, его общая площадь стала 35, 7 кв.м. и оно было зарегистрировано в кадастровом учете. Истец подала заявление о государственной регистрации права собственности на указанный объект. 18.12.2018 г. ответчик отказал в регистрации, поскольку согласно сведениям из ЕГРН общая площадь объекта составляет 16, 2 кв.м., при этом согласно документу – основанию общая площадь составляет 35, 7 кв.м., также не выдавалось разрешения на использование земельного участка для пристройки. Данный отказ в регистрации права незаконен, поскольку самовольной постройкой ничьи права не нарушены, разрешения на реконструкцию здания не требовалось. Истец просила признать решение об отказе незаконным и обязать ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на объект.
Представитель истца фио в суд явился, иск поддержал.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Москве фио в суд явилась, возражала против иска.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Исходя из норм ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований для приостановления либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Исходя из ст. 1 Закона о недвижимости ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о недвижимости недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о недвижимости сведений.
В силу ст. 21 Закона о недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом о недвижимости, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Тексты документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.
Необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются:
1) не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме;
2) не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, если такая сделка совершена в нотариальной форме или право на основании такой сделки возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Иные необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, и заявлений) представляются не менее чем в двух экземплярах, один
из которых (подлинник) после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должен быть возвращен заявителю. Копии актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются для осуществления государственного кадастрового учета
и (или) государственной регистрации прав в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав возвращается заявителю.
Согласно ч.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Судом установлено, что 13.09.2018 фио обратилась в Управление с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности на нежилое здание с кадастровым номером ...1911, расположенное по адресу: адрес, строен. 4, общей площадью 35,7 кв. м (вх. № 77...-864).
Решением от 18.09.2018 № 77...-864 Управление уведомило Заявителя о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в соответствии с п. 5, 49 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового и (или) государственной регистрации прав; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения ЕГРН о таком объекте недвижимости).
В качестве основания для государственной регистрации права собственности представлена копия Свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданное 05.11.2009 нотариусом города Москвы фио, реестровый номер 6668 (далее - Свидетельство).
Наследство, на которое выдано указанное свидетельство состоит из нежилого здания площадью 35,7 кв. м по вышеуказанному адресу.
Согласно сведениям ЕГРН в отношении нежилого здания общей площадью 16,2 кв.м,расположенного по адресу: адрес, строен. 4, с кадастровым номером ...1911, зарегистрировано право собственности.
Данное противоречие является препятствием для проведения заявленных регистрационных действий.
Из полученного ответчиком письма Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы к зданию по вышеуказанному адресу возведена пристройка площадью 19,8 кв. м.
Однако земельный участок для целей строительства не предоставлялся, разрешительная документация на проведение соответствующих работ не выдавалась.
Указанные несоответствия не позволяют считать представленные документы надлежащими основаниями для возникновения права собственности в отношении нежилого здания с кадастровым номером ...1911, расположенного по адресу: адрес, строен. 4.
Кроме того, истцом в реестровое дело не представлен подлинный экземпляр правоустанавливающего документа.
Таким образом, необходимые для осуществления государственной регистрации документы в Управление Росреестра представлены не были.
Поскольку при проведении правовой экспертизы выявлены причины, препятствующие проведению учетно-регистрационных действий на основании п. 5, п. 49 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости, а также в связи с не устранением Заявителем, в установленный Законом о недвижимости срок, обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, в соответствии со ст. 27 Закона о недвижимости Управлением в государственной регистрации права собственности на нежилое здание с кадастровым номером ...1911, расположенного по адресу: адрес, строен. 4, ответчиком правомерно было отказано (решения Управления об отказе № 77...-864 от 18.12.2018).
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку имеются разночтения в документах представленных истцом и сведениях об объекте имеющихся в кадастре недвижимости. При этом не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в кадастре недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании решения ответчика незаконным и обязании осуществить государственную регистрацию права, поскольку ответчик не допустил никаких нарушений требований федерального законодательства.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░