Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Касянчук Е.С.,
при секретаре ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО5, несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,
установил:
Прокурор <адрес> в интересах ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО5 и несовершеннолетней ФИО2 обратился в судебном порядке с иском к Администрации <адрес> о предоставлении истцам жилого помещения по тем основаниям, что ответчиком ФИО4 в 1982 г. была предоставлена <адрес> в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 постоянно зарегистрирована в указанной квартире. Совместно с ФИО4 в данном жилом зарегистрированы по месту жительства и проживают её дети: ФИО6, ФИО7, ФИО5, а также малолетняя внучка ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно предоставленным Администрацией Петрозаводского городского округа сведениям ФИО4 состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. По сведениям ГУП РК РГЦ «Недвижимость» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не приватизировано. Жилой дом по адресу: <адрес> - 2-х этажное здание 1948 года постройки. Решением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания» многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Решением Петрозаводского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом включен в Перечень № муниципальной целевой программы «Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и из аварийного жилищного фонда», утвержденной решением Петросовета от ДД.ММ.ГГГГ № XXVI/XIV-177. Прокурор <адрес> просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить вне очереди ФИО4 и членам ее семьи, состоящей из 4 человек, на условиях социального найма жилое помещение в Петрозаводском городском округе, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе, но не менее площади ранее занимаемого жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> исковые требования увеличены, в связи с рождением у ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ второго ребенка – ФИО3 и её регистрацией по месту жительства совместно с матерью по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, заявлено о понуждении Администрации Петрозаводского городского округа к предоставлению вне очереди ФИО4 и членам ее семьи, состоящей из 5 человек, на условиях социального найма жилого помещения в Петрозаводском городском округе, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе, но не менее площади ранее занимаемого жилого помещения, с соблюдением требований ч. 1 ст. 58 Жилищного кодекса РФ.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО10 заявленные требования поддержала.
ФИО4, ФИО5, ФИО6 также просили суд об удовлетворении иска.
Представитель ответчика ФИО11, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, не оспаривая обстоятельства необходимости переселения ФИО4 и членов её семьи в иное жилое помещение в связи с тем, что Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, а также необходимости соблюдения при предоставлении жилого помещения требований ч. 1 ст. 58 Жилищного кодекса РФ, возражала относительно предоставления жилого помещения гражданам общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе, указав на отсутствие оснований для учета норм предоставления жилья в <адрес> при предоставлении жилого помещения ответчикам, поскольку предоставление для проживания иного жилого помещения направлено не на улучшение жилищных условий ответчиков, а обусловлено необходимостью соблюдения гарантированных жилищных прав в связи со сносом находящегося в аварийном состоянии дома. Кроме того, представителем ответчика указывалось на то, что определение срока отселения физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
ФИО7 в судебное заседание не явился, надлежаще извещен судом о времени и месте слушания дела.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В судебном заседании установлено, что ФИО4, её дети ФИО6, ФИО7, ФИО5, а также несовершеннолетние внуки ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированы по месту жительства и проживают в квартире по адресу: <адрес>, предоставленной по договору на условиях социального найма, квартира относится к муниципальному жилищному фонду.
Указанная квартира была предоставлена ФИО4 для проживания в 1982 году. Согласно сведениям, предоставленным Администрацией Петрозаводского городского округа, ФИО4 состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, учетный номер общей очереди – 3102.
Межведомственной комиссией при Администрации Петрозаводского городского округа, по заявлению граждан было проведено обследования жилого <адрес> комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания», многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Решением Петрозаводского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом включен в Перечень № муниципальной целевой программы «Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и из аварийного жилищного фонда», утвержденной решением Петросовета от ДД.ММ.ГГГГ № XXVI/XIV-177. Срок реализации указанной программы - 2008-2015 гг.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации к гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, проживающие в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Статья 85 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает необходимость выселения граждан из жилых помещений, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Порядок предоставления жилого помещения, степень его благоустройства и площадь предоставляемого жилого помещения в таком случае определяется по правилам ст.ст. 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предоставляется по договору социального найма и должно быть благоустроенным. В соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находится в черте того же населенного пункта и быть благоустроенным применительно к данному населенному пункту.
Поскольку квартира, в которой проживает ФИО4 и члены её семьи, в установленном законом порядке признана непригодной для проживания, имеются основания для понуждения ответчика к предоставлению ФИО4 и членам её семьи вне очереди жилого помещения на условиях социального найма в Петрозаводском городском округе, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе, но не менее площади ранее занимаемого жилого помещения, с соблюдением требований ч. 1 ст. 58 Жилищного кодекса РФ.
ФИО4 состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в Администрации Петрозаводского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Таким образом, с учетом положений ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ о том, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, истцу и членам её семьи предоставление жилья должно быть осуществлено по нормам предоставления, установленным в данной местности, исходя из 15 кв. м. общей площади на одного человека в соответствии с решением Петрозаводского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ
Также при предоставлении истцу и членам её семьи жилого помещения должны быть учтены положения ч. 1 ст. 58 Жилищного кодекса РФ, поскольку членом семьи ФИО4 является в том числе её совершеннолетний сын ФИО7 Следовательно, предоставление жилого помещения должно производиться с учетом положений ч. 1 ст. 58 ЖК РФ, согласно которой, при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Доказательства наличия такого согласия в настоящее время отсутствуют.
С доводами ответчика о том, что <адрес> в <адрес> в соответствии с муниципальной целевой программой «Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и из аварийного жилищного фонда» был включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению после ДД.ММ.ГГГГ, а срок реализации программы 2008 – 2015 г.г., в связи с чем заявленные требования не основаны на законе, суд не может согласиться по следующим основаниям.
Действительно в силу положений п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно Положению и признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Однако, ссылка ответчика на срок реализации программы, по мнению суда, является несостоятельной, поскольку жилое помещение, в котором проживает истец и члены ее семьи, в том числе несовершеннолетние внуки, не может быть отнесено к категории жилых, поскольку не отвечает санитарным и техническим правилам и нормам. При таких обстоятельствах реализация права на предоставление жилья вне очереди не может быть поставлена в зависимость от наличия плана и срока отселения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить вне очереди ФИО4 и членам её семьи ФИО6, ФИО7, ФИО5, ФИО2, ФИО3 на семью из шести человек на условиях социального найма жилое помещение в Петрозаводском городском округе, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе, но не менее площади ранее занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с соблюдением требований ч. 1 ст. 58 Жилищного кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С.Касянчук