Дело № 2-2143/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2016 года г. Михайловка
Михайловский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Денисовой Л.П.,
при секретаре Шишкиной Л.В.,
с участием представителя истца Салтыковой О.П., действующей по доверенности № 04-01/27 от 09.06.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по городскому округу город Михайловка» к Иванову ... о взыскании с наследников излишне перечисленных социальных выплат,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения по городскому округу город Михайловка» обратилось в суд с иском к Иванову ... о взыскании с наследников излишне перечисленных социальных выплат, указав в обоснование требований, что ФИО6 состояла на учете получателей мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по категории инвалид 2 группы, и ей соответственно предоставлялись вышеуказанные меры, в соответствии с законом. Предоставлялась мера социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги. Порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг утвержден Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26.11.2008 № 1621 «О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг». Согласно пункту 2.3 Порядка ежемесячная денежная выплата на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги назначается индивидуально в виде авансовых сумм в размере 50 процентов от произведения величин общей площади жилого помещения и областного стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по муниципальным районам и городским округам Волгоградской области с учетом количества проживающих в семье граждан. В случае если гражданам предоставляются не все виды жилищно-коммунальных услуг учтенные при расчете стандарта предельно стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц, то для расчета единой денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг используется стандарт стоимости, рассчитанный на предоставляемые виды жилищно-коммунальных услуг. Средства, предоставляемые на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам, должны носить строго целевой характер, и не могут быть использованы на другие цели. Перерасчет единой денежной выплаты производится один раз в год. Принятие постановления Главы Администрации Волгоградской области от 26.11.2008 № 1621 «О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» за счет средств федерального бюджета установлено двоякое толкование норм законодательства Волгоградской области, установлена процедура перерасчета органами социальной защиты. Согласно внесенным изменениям, в случае если расчетная сумма ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг больше объема мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством, производится перерасчет по представленными гражданами платежными документами о ежемесячной плате за жилищно-коммунальные услуги или по сведениям о ежемесячно начисленных суммах, полученных от организации, в согласованном сторонами формате, в соответствии с заключенными соглашениями. При этом суммы, проавансированные сверх объема мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством, учитываются гражданам в зачет осуществления последующей ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг. Органы социальной защиты осуществляют полномочия по выплате ежемесячной денежной выплате по оплате жилищно-коммунальных услуг строго в соответствии с федеральным законодательством. Согласно Закону Волгоградской области от 10 июля 2008 года № 1735-ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» с 01.01.2009 г. ФИО6 предоставлялась ежемесячная денежная выплата на оплату части расходов за жилищно-коммунальные услуги. С 01 января 2012 года фактически сложившиеся выплаты 2011 года единой денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг увеличиваются с учетом роста в 2012 году областного стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по муниципальным районам и городским округам Волгоградской области и единой денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01 мая 2009 года для ФИО6 составила: сумма к назначению с 01.05.2009 г. – .... Согласно ежемесячно начисленных суммах, полученных от организации ФИО6 был произведен перерасчет единой денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом выплаченных сумм за прошедший период с 01 января 2009 года по 30 декабря 2013 года, вследствие чего образовался авансовый платеж в размере .... Так как проавансированные сверх объема мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством, учитываются гражданам в зачет осуществления последующей ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, то в случае ФИО6 проавансированная сумма учитывалась в зачет осуществления последующей единой денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг. Согласно списку умерших, представленных отделом ЗАГС Администрации городского округа Адрес, ФИО6 умерла Дата. ФИО6 за период с 01 января 2009 года по 30 декабря 2013 года были получены федеральные средства на оплату коммунальных услуг на сумму ... рублей. Проавансированная ФИО6 сумма в размере ... должна была быть учтена в зачет осуществления последующей ЕДВ на оплату жилищно-коммунальных услуг, но учесть образовавшуюся переплату не представляется возможным в виду смерти (дата смерти Дата).
Таким образом, расчетная авансовая сумма ежемесячной денежной выплаты (ЕДН) на оплату жилищно-коммунальных услуг, выплаченная ФИО6, превысила объем мер социальной продержки, установленный действующим законодательством.
И определенная перерасчетом общая сумма, проавансированная сверх объема мер социальной поддержки составляет ....
Руководствуясь ст. 4 Закона Волгоградской области от 10 июля 2008 года № 1735-ОД О форме предоставления мер социальной поддержки пол оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» меры социальной поддержки в форме денежных выплат предоставляются по желанию получателей мер социальной поддержки через кредитные организации на территории Волгоградской область путем зачисления на открытые имя счета по вкладам или через отделения Управления федеральной почтовой связи Волгоградской область - филиала федерального унитарного предприятия «Почта России». За период с 01 января 2009 года по 30 декабря 2013 года на почтовое отделение 403343 перечислена ежемесячная денежная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере ..., что подтверждается разделом «История выплаты». В связи со смертью ФИО6 основание для выплаты мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, которая носит упреждающий, авансовых характер, утрачено, и так как выплата произведена в период, предшествующемутекущему финансовому году, то переполученные средства возмещаются в доход областного бюджета путем зачисления через кредитные организации.
ГКУ «Центр социальной защиты населения по городскому округу город Михайловка» 07 июля 2016 года исх. № 6809 было направлено уведомление родственникам ФИО6 с предложением, в добровольном порядке произвести возврат излишне полученной суммы ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Однако, до настоящего времени возврат денежных средств в добровольном порядке не произведен.
Согласно ст. 38 ГПК РФ сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик. Пунктом 2,18 Порядка, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26.11.2008 № 1621 «О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» предусмотрено, что полученные авансовые суммы ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг в связи со смертью получателя подлежат перерасчету. Определенные перерасчетом суммы, проавансированные сверх объема мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством, возмещаются наследниками умерших получателей в соответствии с нормами части 3 статьи 1175 ГК РФ. В соответствии со ст. 1175 ГК РФ кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроках исковой давности, соответствующих требований. До принятия наследства кредиторов могут быть предъявлены к исполнителю завещания или к наследственному имуществу. При этом не конкретизируется, по каким именно долгам наследодателя отвечают наследники. Следовательно, ответственность наследников возникает по любым долгам наследодателя, в чем бы они ни выражались. Согласно п. 2.18 ранее вышеуказанного Порядка определенные перерасчетом суммы, проавансированные сверх объема мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством, возмещаются наследниками умерших получателей в соответствии с нормами части 3 ст. 1175 ГК РФ. Просит суд взыскать с ответчика в пользу истца сумму излишне перечисленных социальных выплат в размере 8507 рублей 00 копеек.
Представитель истца Салтыкова О.П. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, просит суд исковые требования удовлетворить.
Ответчик Иванов В.В. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом и своевременно, каких-либо возражений суду не представил, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Суд, выслушав истца, проверив материалы дела, приходит к выводу о полном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В судебном заседании установлено, что ФИО6 Дата года рождения, являлась инвалидом 2 группы, что объективно подтверждено справкой серии МСЭ-2004 № 4710800 от 07.06.2005 г. и ей предоставлялись меры социальной поддержки.
Законом Волгоградской области от 10 июля 2008 года № 1735-ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Волгоградской области, предоставляются в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно Порядку предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённого постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26.11.2008 № 1621 «О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг»,ежемесячная денежная выплата на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги (далее ЕДВ на оплату ЖКУ) назначается индивидуально в виде авансовых сумм в размере 50% от произведения величин общей площади жилого помещения и областного стандарта предельной стоимости, предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по муниципальным районам и городским округам Волгоградской области с учётом количества проживающих в семье граждан.
ЕДВ на оплату ЖКУ подлежит перерасчету один раз за календарный год.
Согласно ежемесячно начисленных сумм, полученных от организации, ФИО6 был произведен ЕДВ на оплату ЖКУ с учетом выплаченных сумм за прошедшей период с 01.01.2009 по 30.12.2013 года.
ФИО6 произведен перерасчет ЕДН на оплату ЖКУ с учетом выплаченных за период с 01.01.2009 года по 30.12.2013 года, вследствие чего, образовался авансовый платеж в размере ... 00 руб.
Таким образом, проавансированные сверх объема мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством, учитываются гражданам в зачет осуществления последующей выплаты ЕДН на оплату ЖКУ.
Проавансированые ФИО6 суммы в размере ... в соответствии с п. 2.3 Порядка предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённого постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26.11.2008 № 1621 «О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», должны были быть учтены в зачет осуществления последующей выплаты ЕДВ на оплату ЖКУ, но в связи со смертью 30.12.2013 года, последней выплата прекращена, вследствие чего образовалась задолженность получателя перед государственным учреждением.
В соответствии с ч. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное.
Согласно ч. 1 ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
07 июля 2016 года в адрес ответчика направлена претензия с требованием о возврате суммы излишне перечисленных социальных выплат. До настоящего времени указанное требование ответчиком не выполнено.
Согласно п. 2.17 «Порядка предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 26.11.2008 № 1621 «О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» если выплата, основание для которой утрачено, произведена в течение текущего года, средства возмещаются на лицевой счет получателя бюджетных средств, открытый центру социальной защиты населения в отделении Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, с правом расходования на те же цели в текущем финансовом году, а если выплата, основание для которой утрачено, произведена в период, предшествующий текущему финансовому году, - в доход областного бюджета.
В связи со смертью ФИО6 с 30.12.2013 года основание для выплаты мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, которая носит упреждающий, авансовый характер, утрачено, так как выплата произведена в период, предшествующему текущему финансовому году, то переполученные средства возмещаются в доход областного бюджета путем зачисления через кредитные организации. В связи, с чем определенная сумма проавансированная сверх объема мер социальной поддержки в размере ... подлежит возмещению в доход областного бюджета.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по городскому округу город Михайловка» к Иванову В.В. о взыскании с наследников суммы излишне перечисленных социальных выплат, и об удовлетворении их в полном объёме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Государственное казённое учреждение «Центр социальной защиты населения по городскому округу город Михайловка» при подаче искового заявления освобождено от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Согласно требованиям п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до ... рублей подлежит оплате государственная пошлина в размере 4 процента цены иска, но не менее ....
При таких условиях с Иванова В.В. подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере ... рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Государственного казённого учреждения «Центр социальной защиты населения по городскому округу город Михайловка» к Иванову ... о взыскании с наследников суммы, излишне перечисленных социальных выплат, удовлетворить.
Взыскать с Иванова ... в пользу Государственного казённого учреждения «Центр социальной защиты населения по городскому округу город Михайловка» сумму излишне перечисленных социальных выплат в размере ....
Взыскать с Иванова ... государственную пошлину в доход государства в размере ....
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 12 декабря 2016 года.
Судья Денисова Л.П.