Дело № 2-4218/2014
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 апреля 2014 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Славкина М.М.,
с участием помощника прокурора Советского района г. Красноярска Игнатьевой И.В.,
при секретаре Копыловой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского района г. Красноярска о признании незаконными бездействия органов местного самоуправления по ликвидации незаконной свалки из бытового и строительного мусора, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Советского района г. Красноярска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского района г. Красноярска, требуя признать незаконным бездействие ответчика по ликвидации несанкционированной свалки из бытового и строительного мусора, отходов от обрезки деревьев, грунта, расположенной между <адрес> и <адрес>, а также возложить на ответчика обязанность ликвидировать вышеуказанную свалку в течение 6 месяцев после вступления в силу решения суда. Свои требования прокурор мотивировал тем, что непринятие мер по выявлению и устранению данной несанкционированной свалки и несоблюдение норм природоохранного законодательства Администрацией Советского района г. Красноярска, как органом, уполномоченным в силу постановления Администрации г. Красноярска от 04.04.2003 года №124 «О муниципальном контроле за использованием земель на территории г. Красноярска» нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель истца – Игнатьева И.В. вышеназванные требования поддержала в полном объеме.
Ответчик администрация Советского района г. Красноярска в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, месте и времени рассмотрения дела истец извещен своевременно и надлежащим образом. Представитель ответчика ФИО5, действующий на основании доверенности от 09.01.2014 года, просил отложить судебное заседание в связи с занятостью в другом процессе.
Учитывая тот факт, что представителем не представлено доказательств занятости в других процесса, а также руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика надлежаще извещенного о дне, времени и месте рассмотрения дела, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, с согласия представителя истца, в порядке заочного производства.
Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 42 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлены основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, в частности охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии со ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно ст.35 вышеуказанного Закона, при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ, определены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, согласно которой, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается, в том числе: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п.1.13, 1.8 «Положения о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых, промышленных и прочих отходов в городе Красноярске» (утв. постановлением Администрации г. Красноярска № 444 от 25.05.2006 года), несанкционированное размещение всех видов отходов в городе, в том числе на землях общего пользования, санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, водоохранных зонах водных объектов, территориях садоводческих обществ и прилегающих к ним землях, запрещено. Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством. Условия и способы проведения указанных работ должны соответствовать санитарным, экологическим и иным требованиям, быть безопасными для здоровья населения, среды обитания и окружающей среды.
В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
При этом, исходя из требований ст. 8 вышеуказанного ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с постановлением Администрации г. Красноярска от 04.04.2003 года №124 «О муниципальном контроле за использованием земель на территории города Красноярска», определены специально уполномоченные органы, осуществляющие муниципальный контроль. К одному из таких органов относится администрации районов в городе. Указанным Постановлением в п. 4.4 на администрации районов в городе возложены, в пределах их компетенции, обязанности по осуществлению муниципального контроля за соблюдением на территории соответствующего района порядка, исключающего захламление земельных участков. При этом должностные лица и специалисты, осуществляющие муниципальный контроль, обязаны: принимать меры, обеспечивающие эффективное целевое использование земельных участков землевладельцами, землепользователями, арендаторами и собственниками земли; направлять в компетентные органы достоверную информацию о результатах своей деятельности по осуществлению муниципального контроля за использованием земель. Органы, осуществляющие муниципальный контроль, обязаны ежеквартально представлять в департамент недвижимости администрации города отчет о своей деятельности по осуществлению муниципального контроля за использованием земель.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 г. №46-р утверждено положение об администрации района г. Красноярска, согласно которому, администрация района в городе Красноярске (далее - районная администрация) является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города.
Пунктом 2.2.3 «Положения об администрации района г. Красноярска» установлены основные задачи районной администрации в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством, к которым относятся: содействие наиболее эффективному и рациональному функционированию объектов городского хозяйства на территории района; осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства, содержания территорий и строений физическими и юридическими лицами; организация и контроль работы по своевременному вывозу мусора от индивидуальных жилых домов.
Судом установлено, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой Советского района г. Красноярска, было установлено наличие несанкционированной свалки бытового и строительного мусора, отходов от обрезки и вырубки деревьев, грунта, расположенной на земельном участке между <адрес> и <адрес> общей площадью 1629 кв.м.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении данного иска, указывая на то, что Администрация Советского района г. Красноярска не предпринимает попыток к ликвидации свалки.
Оценивая вышеизложенные обстоятельства дела, учитывая то, что в судебном заседании установлены нарушения ответчиком в области соблюдения законодательства об охране окружающей среды, которые в настоящий период не устранены и нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц- граждан; принимая во внимание, что удовлетворение требований прокурора не противоречит общественным интересам, направлено на его защиту; в настоящее время несанкционированная свалка зафиксирована при проверке прокуратуры, что следует из схемы расположение границ земельного участка, занимаемого свалкой, представленной ФИО8, фотографиями, на момент рассмотрения данного дела не ликвидирована, в рамках ст. 56 ГПК РФ, доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора следует удовлетворить, признав бездействие органа местного самоуправления в лице администрации Советского района г. Красноярска по ликвидации несанкционированной свалки бытового и строительного мусора, отходов от обрезки деревьев, грунта, расположенной между <адрес> и <адрес> незаконным и обязать орган местного самоуправления в лице Администрации Советского района г. Красноярска ликвидировать несанкционированную свалку.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Советского района г. Красноярска удовлетворить.
Признать бездействие органа местного самоуправления в лице администрации Советского района г. Красноярска по ликвидации несанкционированной свалки бытового и строительного мусора, отходов от обрезки деревьев, расположенной между <адрес> и <адрес> незаконным.
Обязать орган местного самоуправления в лице администрации Советского района г. Красноярска ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную между <адрес> и <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в течение 7 дней со дня вручения ему копии заочного решения с указанием на обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имели возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий М.М. Славкин
Мотивированное решение составлено 16.04.2014г.