Судья Гуркина С.Н. дело №33-11122/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Гулиной Е.М., Новикова А.В.,
при секретаре Конюховой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 апреля 2017 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Ивантеевского городского суда Московской области от 30 января 2017 года по делу по иску Ивантеевского городского прокурора в интересах Л.О.В. к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение мер социальной защиты населения,
заслушав доклад судьи Немовой Т.А.,
объяснения К.А.В.- представителя Министерства социального развития Московской области по доверенности,
заключение помощника прокурора Ганцевой С.В.,
УСТАНОВИЛА:
Ивантеевский городской прокурор в интересах Л.О.В. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области об обязании возобновить выплату компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В обоснование требований указал, что в ходе проведения проверки прокуратурой г. Ивантеевка Московской области выявлены нарушения прав ветеранов боевых действий на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Указанная мера социальной поддержки Л.О.В. назначена, но с 01.05.2015 г. выплаты незаконно прекращены со ссылкой на отсутствие у неё регистрации по месту жительства в г.Ивантеевка.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Решением Ивантеевского городского суда Московской области от 31.01.2017г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство социального развития Московской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Представитель ответчика в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержал.
Л.О.В. в судебное заседание не явилась; о дате, времени и месте рассмотрения дела извещёна.
Судебная коллегия, с учетом требований ч.3 ст.167 ГПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие истицы, учитывая её надлежащее уведомление и отсутствие сведений об уважительной причине неявки в заседание.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно доводов жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, помощника прокурора, полагавшей решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Судом установлено, что Л.О.В. является ветераном боевых действий (удостоверение ВВ № 113466 от 25.09.2009г.) и проходит военную службу в войсковой части, расположенной по адресу: <данные изъяты>, где зарегистрирована по месту жительства.
В соответствии с договором № 459 найма служебного жилого помещения от 11.07.2013г. Л.О.В., как военнослужащей, и членам её семьи предоставлено для временного проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>.
29 апреля 2015 года решением Ивантеевского управления социальной защиты населения с 01.05.2015г. истице прекращена выплата компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Основанием для прекращения предоставления данной меры социальной поддержки послужило отсутствие у истицы и членов её семьи регистрации в Московской области.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил и того, что истица имеет право на предоставление ей мер социальной поддержки, предусмотренных пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда и исходит из следующего.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в денежной форме определяются Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2008 года № 1235/52 (пункт 1).
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) (пункт 2).
Компенсация предоставляется в объеме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, территориальными структурными подразделениями Министерства социальной защиты населения Московской области по месту жительства получателя на основании имеющихся учетных данных и заявления получателя с указанием способа получения данной компенсации.
Из материалов дела усматривается, что Л.О.В. проживает по адресу: <данные изъяты> и оплачивает коммунальные услуги, что подтверждается представленным в материалы дела договором социального найма служебного жилого помещения от 11.07.2013г. № 459 (л.д. 13 – 17), договором управления многоквартирным домом от 01.12.2016г. № 57-272 (л.д. 29 – 32).
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у истицы права на получение в Московской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения.
То обстоятельство, что истица, её супруг и дети не имеют регистрации по месту жительства на территории Московской области, не может служить основанием для ограничения её права на получение указанной меры социальной поддержки.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Регистрация истицы по адресу: <данные изъяты> обусловлена прохождением военной службы по контракту и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих, п. 106 Административного регламента, и в силу ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Л.О.В.. вправе реализовать право на получение компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг по месту своей регистрации по месту жительства в г.Москва, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку по адресу, где истица с семьей зарегистрирована по месту жительства, они фактически не проживают.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Статьей 2 названного Закона установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно удовлетворил исковые требования о признании за истицей права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», при этом учитывал, что подобными мерами социальной поддержки в г. Москве истица не пользуется (л.д. 41).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции ответчика, изложенной им в отзыве на исковое заявление. Данная позиция основана на неверном толковании норм материального права, основанием к отмене решения суда не является.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ивантеевского городского суда Московской области от 30 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи