Именем Российской Федерации
27 августа 2015 г. г. Махачкала
Советский районный суд г.Махачкалы, в составе:
председательствующего судьи - <данные изъяты>
при секретаре – Серафонтовой Р.М.,
с участием истца - Ханмурзаева М-Ш.Д.,
представителя администрации г.Махачкалы – Азиева К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда <адрес> гражданское дело по иску Ханмурзаева М.Ш. к Администрации <адрес> о признании бездействия Администрации <адрес> в не рассмотрении заявления Ханмурзаева М-Ш.Д. от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче акта ввода объекта в эксплуатацию на самовольную постройку, не законным и признании права собственности на самовольное строение,
установил:
Ханмурзаев М-Ш.Д. обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о признании бездействия Администрации <адрес> в не рассмотрении заявления Ханмурзаева М-Ш.Д. от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче акта ввода объекта в эксплуатацию на самовольную постройку, не законным и признании права собственности на самовольное строение, указывая, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Ханмурзаеву М-Ш.Д. на праве собственности принадлежит земельный участок (земли населенных пунктов - под индивидуальное жилье) общей площадью 838,4 кв. м. за кадастровым № расположенный по адресу: <адрес> проспект А. Султана 64, о чем в едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним 15.06.2010г. сделана запись регистрации № № Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № Ханмурзаеву М-Ш. Д. разрешено строительство 3-х этажного жилого дома на собственной территории вышеназванного земельного участка. В связи с чем, отделом надзора и контроля за архитектурно-строительными работами по <адрес> Ханмурзаеву М-Ш. Д. выдано разрешение от 01ДД.ММ.ГГГГ на строительство 3-х этажного индивидуального жилого дома. Им на собственные средства на вышеназванном земельном участке фактически возведено нежилое строение, состоящее из четырех этажей и мансарды. ДД.ММ.ГГГГ. им, на данный объект недвижимости получен технический паспорт, составленный Государственным унитарным предприятием «Дагтехинвентаризация». При строительстве данного объекта в орган местного самоуправления за получением разрешения на строительство не обращался. Таким образом, в силу ч.1 ст. 222 ГК РФ данное строение является самовольной постройкой. В целях легализации данного строения, он ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением обратился в Администрацию <адрес> о выдаче акта ввода в эксплуатацию на нежилое строение, расположенное по адресу: <адрес>, в силу ст. 55 Градостроительного кодекса. Однако, по настоящее время Администрацией <адрес> не дан ни положительный, ни отрицательный ответ на данное заявление. В связи с чем, действия органа местного самоуправления считаем, не законным. Соседи Салманов А. К. и Айбадулова П. М., которые являются собственниками соседних строений и земельных участков, в нотариальном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. дали ему согласие на узаконение данного строения. Возведенное строение соответствует всем нормам СНИп. Просит суд признать право собственности на указанное строение.
В судебном заседании истец Ханмурзаев М-Ш.Д. исковые требования поддержал по изложенным выше основаниям и просил суд признать бездействие администрации <адрес> в не рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче акта ввода объекта в эксплуатацию на самовольную постройку, расположенную по адресу:<адрес> ул.А.султана <адрес>, незаконным и признать за Ханмурзаевым М-Ш. Д. право собственности на самовольную постройку, расположенную по адресу: <адрес>, состоящую из 4-х этажей и мансарды, общей площадью - <данные изъяты>. м.
В ходе судебного заседания представитель администрации <адрес> по доверенности Азиев К.М., просил принять законное и обоснованное решение.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Ханмурзаеву М-Ш.Д. на праве собственности принадлежит земельный участок (земли населенных пунктов – под индивидуальное жилье) общей площадью <данные изъяты> кв. м. за кадастровым №№, расположенный по адресу: <адрес> проспект <адрес> о чем в едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ. сделана запись регистрации № №
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № Ханмурзаеву М-Ш. Д. разрешено строительство 3-х этажного жилого дома на собственной территории вышеназванного земельного участка. В связи с чем, отделом надзора и контроля за архитектурно-строительными работами по <адрес>, Ханмурзаеву М-Ш. Д. выдано разрешение от ДД.ММ.ГГГГ. на строительство 3-х этажного индивидуального жилого дома.
Ханмурзаевым М-Ш. Д. на собственные средства на вышеназванном земельном участке фактически возведено нежилое строение, состоящее из 4-х этажей и мансарды.
30.05.2014г. на данный объект недвижимости получен технический паспорт, составленный Государственным унитарным предприятием «Дагтехинвентаризация».
При строительстве данного объекта Ханмурзаев М-Ш. Д. в орган местного самоуправления за получением разрешения на строительство не обращался. Следовательно, в силу ч.1 ст.222 ГК РФ, данное строение является самовольной постройкой.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики от ДД.ММ.ГГГГг., а также в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
В соответствии с положениями подпунктов 1, 5 пункта 1 статьи 10, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", предусмотрена обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, а также давать письменный ответ, по существу поставленных в обращении вопросов.
ДД.ММ.ГГГГ г., в целях легализации данного строения, Ханмурзаев М-Ш. Д. с заявлением обратился в Администрацию <адрес> о выдаче акта ввода в эксплуатацию на нежилое строение, расположенное по адресу: <адрес> в силу ст.55 Градостроительного кодекса. Однако, по настоящее время Администрацией <адрес>, ответ истцу не дан.
При таких обстоятельствах, суд считает, что бездействием Администрации <адрес>, выразившимся в не рассмотрении заявления Ханмурзаева М-Ш.Д. от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на ввод нежилого помещения, нарушены его права, предусмотренные статьями 33, 45 Конституции Российской Федерации.
В материалах дела имеются нотариально заверенное заявление соседей истца - Салманова А. К. и Айбадуловой П. М. от ДД.ММ.ГГГГ года, являющихся собственниками соседних строений и земельных участков, которые дали согласие Ханмурзаеву М-Ш. Д. на узаконение данного строения.
Согласно заключению специалиста Экспертного учреждения ООО «Республиканский центр судебной экспертизы» (<адрес>) от 24.10.2014г. №553/14, построенное Ханмурзаевым М-Ш. Д. четырехэтажное строение под литером «А», расположенное по адресу: <адрес>, соответствует строительным нормам и правилам, санитарным и противопожарным требованиям и является безопасным конструктивным элементом.
В соответствии с ч. 1. ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом ВС РФ ДД.ММ.ГГГГг. (Бюллетень ВС РФ, 2014г. №6) одним из юридически значимых обстоятельств по делу о признании права собственности на самовольную постройку является установление того обстоятельства, что сохранение объекта самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании, и т.д.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
То, обстоятельство, что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, подтверждается вышеназванным заключением эксперта.
Таким образом, отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
С учетом приведенных выше разъяснений, а также требований п.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано, если:
- постройка возведена без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил;
- сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан;
- земельный участок, где осуществлена постройка, находится в собственности, пожизненном наследуемом владении либо в постоянном (бессрочном) пользовании лица, осуществившим строительство.
Указанные основания для признания за истцами права собственности на самовольную постройку имеются.
В свою очередь, ответчик своим бездействием нарушил право истцов на легализацию самовольной постройки во внесудебном порядке, что дает им право на обращение в суд в порядке ст.222 ГК РФ.
Как указал Верховный суд в вышеназванном Обзоре судебной практики от 19.03.2014г. признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты нарушенного права.
Нарушение права Ханмурзаева М-Ш. Д. усматривается в бездействии Администрации <адрес> и иного пути защиты своего нарушенного права, то есть признания права на возведенное им нежилое строение, кроме как судебного не имеется.
Наличие права собственности на земельный участок, на котором возведена постройка, соответствие объекта требованиям градостроительных, строительных, экологических, противопожарных и иных норм и правил, отсутствие нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц, отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан, дают суду основание, признать за Ханмурзаевым М.Д. право собственности на возведенное строение, и приводят суд к выводу, что исковое требование подлежит удовлетворению.
В соответствие со ст.28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившее в законную силу решение суда по данному делу является основанием для государственной регистрации права собственности на жилое строение по адресу: <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Ханмурзаева М.Ш., удовлетворить.
Признать бездействие Администрации <адрес> в не рассмотрении заявления М.Ш.Ш.Д. от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче акта ввода объекта в эксплуатацию на самовольную постройку, расположенную по адресу: <адрес>, незаконным.
Признать за Ханмурзаевым М.Ш. право собственности на самовольно возведенное строение, состоящую из 4-х этажей и мансарды, общей площадью – <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через <адрес> в Верховный суд РД в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.Т. Гюльмагомедов
Отпечатано в совещательной комнате.