Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-102/2013 ~ М-96/2013 от 29.04.2013

Дело 2-102/13

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5    июня 2013 года    --

Мазановский районный суд -- в составе:

председательствующего судьи: Тарасова А. Н. при секретаре: --2, с участием:

помощника прокурора -- --5, представителя ответчика: руководителя юридического сектора администрации -- по доверенности --3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску:

прокурора -- в

интересах неопределенного круга лиц к

администрации --

об обязании произвести определенные действия УСТАНОВИЛ:

-- обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, и просит суд признать бездействие администрации -- в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией, незаконным, и обязать администрацию -- в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию рабочих мест.

В обоснование заявленных исковых требований прокурор сослался на то, что -- прокуратурой -- в рамках осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства проведена проверка в администрации -- на предмет соблюдения требований федерального законодательства

06    охране труда.

Проверкой установлено, что согласно штатному расписанию, утвержденному распоряжением главы администрации -- от -- ---рк в администрации имеется 47 рабочих мест.

В силу ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагается на работодателя, при этом работодатель обязан провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ, Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утверждён Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от -- N 342н (далее - Порядок), введен в действие с -- До указанного времени этот порядок регулировался Приказом Министерства здравоохранения и социального

развития РФ от -- N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".

В силу п. 2 Порядка, аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Согласно п. 4, 6 указанного Порядка, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все рабочие места работодателя. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя.

Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию (п. 8 Порядка).

С момента образования вышеуказанных рабочих мест и до настоящего времени в администрации -- аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась.

При этом, в ходе проверки установлено, что постановлением администрации -- от -- -- утвержден План мероприятий по улучшению условий и охраны труда в -- на 2012 - 2014 годы (далее - План мероприятий). В соответствии с указанным Планом, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в администрации района было запланировано на 2012 год.

Из объяснений, отобранных у ведущего специалиста по охране труда администрации -- --4, следует, что аттестация рабочих мест в 2012 году в администрации района не была проведена по причине отсутствия финансовых средств на указанные цели в бюджете района.

На основании вышеизложенного следует, что при утверждении плана мероприятий на 2012 - 2014 гг. денежные средства на проведение аттестации рабочих мест предусмотрены не были, что свидетельствует о формальном отношении главы -- к обеспечению безопасных условий труда работников администрации района, как работодателя.

При этом, осуществление работ на не аттестованных рабочих местах без сертификации работ по охране труда нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на труд в условиях, отвечающих условиям безопасности и гигиены, может повлечь причинение вреда здоровью работникам администрации района.

В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РоссийскоГ Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Обязанность по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, законодательством РФ возложена на работодателя (ст. 22 ТК РФ).

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Нарушение требований трудового законодательства влечет невозможность определения фактического состояния условий и охраны труда и, как следствие, невозможность принятия работодателем обоснованных решений по обеспечению безопасности работающих. В результате это создает угрозу нарушения конституционных прав настоящих и будущих работников администрации района на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Таким образом, бездействие администрации --, выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда не служит целям защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

В процессе подготовки материалов гражданского дела к судебному разбирательству прокурор конкретизировал заявленные требования и просит суд;

признать бездействие администрации -- в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией, незаконным;

обязать администрацию -- в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией.

Сторона ответчика в письменном отзыве в отношении заявленных требований прокурора -- в интересах неопределенного круга лиц, возражала, полагая, что рабочие места администрации -- аттестации не подлежат, поскольку они связаны с наличием ПЭВМ и множительной техникой. Письменный отзыв стороны ответчика приобщен к материалам гражданского дела.

В судебном заседании - помощник прокурора -- --5, подтвердила заявленные требования, указанные в заявлении и просит суд удовлетворить в том виде, как они изложены с учетом их конкретизации.

Представитель ответчика руководитель юридического сектора администрации -- по доверенности --6, заявленные требования прокурора не признал, и подтвердил доводы, изложенные в письменном отзыве на заявленные требования прокурора. В судебном заседании представитель ответчика, не отрицал о том, что в администрации -- со времени её организации, как юридического лица, никогда не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей её сертификацией. В настоящее время имеется только утвержденный план о её проведения на период 2012 года, но в последствии проведение аттестации рабочих мест перенесено на период 2014 год.

Сторона ответчика, с учетом правил сноски -- пункта 4 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от -- -- н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (в редакции Приказа Минтруда России от -- --н), полагает, что проведение аттестации рабочих мест это не обязанность администрации, а её право, поскольку рабочие места в администрации фактически связаны с наличием ПЭВМ и множительной техникой.

Действительно администрацией не создавались аттестационные комиссии, не заключались соответствующие договора о проведении аттестации, и это связано с отсутствием в бюджете денежных средств.

Суд, проверив материалы дела, выслушав стороны, находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Исходя из требований ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующий суд Российской Федерации за защитой прав неопределенного круга лиц.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что согласно штатному расписанию, утвержденному распоряжением главы администрации -- от -- ---рк в администрации имеется 47 рабочих мест, и аттестация рабочих мест к моменту рассмотрения дела по существу в суде не проведена.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину Российской Федерации право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте. * Исходя из полученной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, работник может оценить, безопасны ли условия труда, предлагаемые ему работодателем.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации, в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации, возлагаются на работодателя; работодатель обязан обеспечить, в том числе, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.

Аналогичные положения содержатся в статье 14 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от -- N 181-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

Ст. -- «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований -- отдельными государственными полномочиями в сфере охраны труда» (в редакции от -- « 577Л03), обязывает орган местного самоуправления проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Процедура проведения порядка (далее Порядок) аттестации рабочих мест по условиям труда утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от -- N 342н (далее - Порядок), введен в действие с --

До указанного времени этот порядок регулировался Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от -- N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".

В соответствии с правилами п. 2 Порядка, аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Согласно п. 4, 6 указанного Порядка, рабочие места по условиям труда подлежат аттестации, при этом обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя.

Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию (п. 8 Порядка).

В соответствии со статьей 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Правовой смысл требований ст. 209 ТК РФ обязывает работодателя в создание им условия труда, при которых воздействие на работников вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия не превышают установленных нормативов.

Таким образом, правовой анализ приведенных положений нормативных правовых актов свидетельствует суду о том, что проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации - это не право, а установленная трудовым законодательством обязанность работодателя.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ответчиком работодателем - аттестация рабочих мест по условиям труда в администрации -- никогда не проводилась, и не была проведена по утвержденному постановлением администрации -- от -- -- плану мероприятий по улучшению условий и охраны труда в -- на 2012.

Пункт 5 плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда в -- на 2012 год, и его последующая корректировка от -- о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в администрации -- в 2014 году, по мнению суда, носит только формальный характер, поскольку судом установлено, что администрацией -- не создавались аттестационные комиссии, не заключались соответствующие договора о проведении аттестации рабочих мест. В связи с чем, по мнению суда, сторона ответчика не выполняет требований правовых актов, обязывающих его о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в учреждении.

Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в пункте 1 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от -- за --, «О практике рассмотрения судами дело об оспаривании решений, действий ((бездействий) органов государственной власти, органом местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» под бездействием признается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственной или муниципальным служащим обязанностей, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

Установленные в судебном заседании юридически значимые обстоятельства позволяют суду считать, что сторона ответчика не исполняет, возложенных на работодателя законом обязанностей, по аттестации рабочих мест по условиям труда, что свидетельствует о незаконном бездействии ответчика как работодателя, и это явно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, как состоящих в настоящее время в трудовых отношениях с ответчиком, так и потенциальных работников администрации --.

Довод ответчика о том, что проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в администрации -- является только правом работодателя, но не его обязанностью, суд признает безосновательным, поскольку - это противоречит трудовому законодательству.

Так, Верховный суд РФ в своем решении от -- N АКПИ12-1612 указал о том, часть двенадцатая статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с частью второй статьи 212 этого Кодекса, возлагают на работодателя обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, и не исключает права уполномоченного органа государственной власти осуществлять такое нормативно-правовое регулирование, в соответствии с которым аттестация проводится работодателем совместно с аттестующей организацией, которая должна быть независимым лицом по отношению к работодателю.

Довод ответчика, о том, что рабочие места в администрации -- связаны с наличием ПЭВМ и множительной техникой, и это дает работодателю возможность применить правила сноски -- пункта 4 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от -- -- н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (в редакции Приказа Минтруда России от -- --н) суд признает несостоятельным, поскольку эти суждения ответчика в полном объеме противоречат уже утвержденному постановлением администрации -- от -- -- плану мероприятий по улучшению условий и охраны труда в -- на 2012, с его последующей корректировкой от -- о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в администрации -- в 2014 году.

Довод ответчика о том, что на проведение работы по аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимо финансирование, по мнению суда, заслуживает внимания.

Однако следует правомерным отметить о том, что в силу ст. ст. 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации работники администрации -- не являются субъектами бюджетных правоотношений.

В связи с чем, права и законные интересы неопределенного круга лиц как состоящих в настоящее время в трудовых отношениях с ответчиком, так и потенциальных работников администрации --, не могут быть поставлены в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по аттестации рабочих мест по условиям труда в администрацией --.

По мнению суда, доводы изложенные стороной ответчика не могут быть основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований прокурора, поскольку на дату вынесения судебного решения доказательств о том, что работы по проведению аттестации по условиям труда рабочих мест ответчиком выполнялись, суду представлено не было.

Оценив в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, представленные суду спорящими сторонами доказательства, и принимая во внимание, что стороной ответчика в соответствии с правилами ст. 249 ГПК РФ не были представлены достоверные, допустимые доказательств, подтверждающие выполнение им работы по проведению аттестации по условиям труда рабочих мест, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворении в их полном объеме.

При определении срока в течение которого постановленное решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия (исполнить решение суда), с учетом того что действие по проведению аттестации по условиям труда рабочих мест ответчиком, требует значительных материальных затрат, объема работы и достаточного для осуществления данных мероприятий времени, суд в соответствии с правилами ст. 260 ГПК РФ устанавливает ответчику срок для их устранения до --.

На основании выше вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198, 206, 25Я—v

ГПК РФ, суд,

Решил:

Исковые требования прокурора -- к администрации -- удовлетворить.

Признать бездействие администрации -- в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией, незаконным, и обязать администрацию -- в срок до -- со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию рабочих с последующей их сертификацией.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурском областном суде через Мазановский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения.

С мотивированным решением стороны вправе ознакомится -- в канцелярии Мазановского районного суда --.

КОПИЯ ВЕРНА

Судья

2-102/2013 ~ М-96/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Мазановского района в интересах неопределённого круга лиц
неопределенный круг лиц
Ответчики
Администрация Мазановского района Амурской области
Суд
Мазановский районный суд Амурской области
Судья
Тарасов Анатолий Николаевич
Дело на странице суда
mazanovskiy--amr.sudrf.ru
29.04.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.04.2013Передача материалов судье
13.05.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2013Судебное заседание
10.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее