66RS0008-01-2019-001209-72 Дело № 2 – 1048/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 сентября 2019 года город Нижний Тагил
Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Димитровой Т.В.,
с участием прокурора, выступающего в деле в качестве представителя истца – помощника прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области Недопекиной А.М.,
при секретаре Галямовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Дзержинского района г.Нижний Тагил в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Тагил-Сити» о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Тагил-Сити» (далее по тексту – ООО «УК «Тагил-Сити»), в котором просит взыскать с ответчика в интересах несовершеннолетнего ФИО1 в пользу ФИО8 компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что ходе проеденной прокуратурой проверки было установлено, что 29.03.2019 в подъезде <№> <Адрес> <данные изъяты> ФИО2 – ФИО1, 2015 года рождения, находясь на площадке между 2 и 3 этажами, провалился в проем между подъездным окном и площадкой, упав на бетонную площадку 2 этажа. В результате удара головой о бетонный пол получил <данные изъяты>, находился на стационарном лечении. Управление указанным домом осуществляется управляющей организацией ООО «УК «Тагил-Сити» на основании договора управления многоквартирным домом от 05.12.2016. В ходе проверки также установлено, что ФИО2 ранее уже обращалась в названную управляющую организацию с заявлением от лица собственников жилых помещений в многоквартирном доме по указанному адресу о проведении текущего ремонта в подъезде <№> названного дома, в том числе об установке заградительных решеток на окна между этажами в подъезде, поскольку их отсутствие создает угрозу безопасности передвижения в подъезде с детьми. Однако ООО «УК «Тагил-Сити» указанные работы, в том числе по установке заградительных решеток на окна в подъезде <№> дома по указанному выше адресу, произведены так и не были, что повлекло за собой получение травмы малолетним сыном заявительницы.
В настоящем судебном заседании представитель истца помощник прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области Недопекина А.М на исковых требованиях настаивала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Истец ФИО2, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО1, в судебном заседании на исковых требованиях, по основаниям, указанным в исковом заявлении, настаивала. Дополнила, что в феврале 2019 года она обращалась в управляющую компанию с просьбой произвести текущий ремонт в подъезде, потому что последний раз он велся 20 лет назад. В том числе, просила установить заградительные решетки, поскольку с ребенком было опасно ходить. Ей ответили, что ее пожелания учтут при дальнейшем формировании денежных средств. 29 марта 2019 года ее ребенок упал в проем в подъезде, потому что не было решетки. В этот момент она поднималась с собакой и ушла вперед, а с ребенком была бабушка - ее мама. Ребенок начал баловаться, не слушаться, оступился в проем и ударился головой о плиточный пол с большой высоты 2 метра. У ребенка было <данные изъяты>. Переломов не было. Был синяк на лбу, глаз опух и <данные изъяты>. <данные изъяты> осмотрел и сказал, что никаких видимых серьезных повреждений он не видел. Три дня они провели с сыном в стационаре, но, так как ничего не обнаружили, они отказались от дальнейшего лечения. В последующем около недели сын вел себя не так активно, было видно, что он напуган. Но в настоящее время никаких видимых последствий травмы у ребенка не наблюдается. Истец, полагая, что причиной произошедшего явилось неправомерное бездействие ответчика, не обеспечившего надлежащее содержание общего имущества дома, просила взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 300000 рублей.
Размер морального вреда обосновала тем, что на полученные деньги они намерены обустроить свой земельный участок в Нижегородской области, чтобы ребенок мог дышать свежим воздухом и поправлять свое здоровье.
Представитель ответчика ООО «УК «Тагил-Сити» - Файзрахманова Э.Р., действующая на основании доверенности, выданной 09.07.2019 года сроком на три года, подтвердила, что на основании протокола внеочередного собрания от 04 декабря 2016 года управляющая компания «Тагил–Сити» осуществляет управление данным домом. Исковые требования не признала, потому что в силу норм Конституции РФ, Семейного кодекса РФ именно на родителей возложена обязанность по обеспечению жизни, здоровья и благополучия своего ребенка. В данном случает, видя, что ребенок капризничает, его не взяли за руку или на руки; истец ушла вперед, оставив ребенка со своей матерью, которая несколько старше ее. Полагает, что вина ответчика не доказана; в произошедшем виновата сама истец, которая не доглядела за ребенком. Также не согласны с размером заявленной компенсации морального вреда, поскольку истец не указывала, что эти деньги пойдут именно на ребенка, обосновав его только желанием обустроить земельный участок, поставить там колодец, но при этом отсутствует медицинское заключение о необходимости ребенку жить на природе в другой области. Просила суд учесть, что в мае 2019 года оградительные решетки в подъездах указанного дома были установлены.
Представитель органа опеки и попечительства Управления социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородному району в судебное заседание не явился, были извещены о слушании дела надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, допросив свидетеля ФИО7, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ основанием для взыскания денежной компенсации морального вреда являются действия, нарушающие личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Согласно ст. 150 Гражданского кодекса РФ к их числу относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность.
По смыслу положений ст. 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 29.03.2019, в вечернее время, находясь на площадке между 2 и 3 этажами в подъезде <№> <Адрес>, г.Нижний Тагил, малолетний сын ФИО2 – ФИО1, попятившись назад, провалился в проем между подъездным окном и площадкой, упав на бетонную площадку 2 этажа.
Исходя из представленных стороной истца медицинских документов, в результате удара головой о бетонный пол ФИО1 получил <данные изъяты>, от чего испытал сильную физическую боль.
В связи с полученной травмой ребенок был госпитализирован в ГБУЗ СО «Детская городская больница г.Нижний Тагил» с диагнозом: «<данные изъяты>», где находился на стационарном лечении в период с 29.03.2019 по 01.04.2019.
Указанные обстоятельства участниками процесса не оспариваются.
Падение ребенка произошло по причине отсутствия в подъезде заградительных решеток в проемах между подъездным окном и площадкой.
Ответственным за безопасное содержание подъездов жилого дома, в котором проживает истец и ее сын, является управляющая организация ООО «УК «Тагил-Сити», в управлении которой находится многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Нижний Тагил, <Адрес>.
Согласно п.2.1. договора управления многоквартирным домом <Адрес> от 05 декабря 2016 года, целью настоящего договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества дома; организовывать работы по устранению причин аварийных ситуаций, приводящих к угрозе жизни, здоровью граждан, а также к порче их имущества (п.3.1.8.).
В соответствии с п.2.2. Управляющая организация обязуется выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме
На основании ч.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п. 1.1. указанной правовой нормы, а также п. 10 Главы II Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в числе прочих: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации, а также текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (п.2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 13 Правил, осмотры общего имущества в зависимости от способа управление многоквартирным домом проводятся, в числе прочих, ответственными лицами, являющимися должностными лицами управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Суд считает установленным, что ответчик, осуществляя управление многоквартирным жилым домом, не обеспечил надлежащее содержание подъезда (общего имущества дома), что стало причиной падения малолетнего сына истца, получения им травмы и несения нравственных и физических страданий, в связи с чем требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из физических и нравственных страданий несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Наличие физических страданий и душевных переживаний, полученных в результате причинения травмы, подтвердила допрошенная в судебном свидетель ФИО7
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в Постановлении от 20.12.1994 года N 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Из материалов дела следует и подтверждается представленными доказательствами, что несовершеннолетний сын истца в связи с полученной травмой испытывал нравственные страдания, в том числе, испытал физическую боли, в связи с чем ему была оказана медицинская помощь.
Судом установлено в ходе рассмотрения дела, что в добровольном порядке ответчиком не был компенсирован моральный вред ФИО2
Между тем, суд принимает во внимание, что в мае 2019 года ответчик в добровольном порядке устранил имеющиеся нарушения по содержанию указанного многоквартирного дома и установил оградительные решетки на лестничных площадках в подъездах.
С учетом характера причиненных истцу страданий, фактических обстоятельств, при которых причинен моральный вред, индивидуальных особенностей потерпевшего, учитывая его малолетний возраст, а также того обстоятельства, что каких-либо тяжких последствий для здоровья несовершеннолетнего после травмы не наступило, о чем поясняла сама истец, данное обстоятельство следует и из медицинских документов, и из показаний свидетеля ФИО7, показавшей, что ребенок после травмы вел себя нормально, также, как и до случившегося; исходя из требований разумности и справедливости, суд полагает соразмерной сумму денежной компенсации морального вреда в размере 70 000 рублей.
Поскольку истец при подаче искового заявления был в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Дзержинского района г.Нижний Тагил в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Тагил-Сити» о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Тагил-Сити» в пользу ФИО2 в качестве компенсации морального вреда 70 000 (семьдесят тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Тагил-Сити» в доход Муниципального образования «город Нижний Тагил» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: