Судья Лазарович С.Н. дело N 12-989/2015
РЕШЕНИЕ
02 апреля 2015 г. г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Лободенко К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Кривошей И.О. на решение судьи Кореновского районного суда от 30 января 2015 г.,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 21 ноября 2014 г. N 13-93-213-ГП-4-2 должностное лицо – инженер по охране труда и технике безопасности ООО «Хлебокомбинат» Слюсаренко Т.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Кореновского районного суда от 30 января 2015 г. постановление инспектора отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Слюсаренко Т.И. прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
В жалобе представитель административного органа просит решение судьи отменить, указывает на несоответствие выводов судьи обстоятельствам дела, одновременно просит восстановить срок обжалования решения.
Разрешая ходатайство о восстановлении срока, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 2 статьи 30.3 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что копия обжалуемого решения получена Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея 03 марта 2015 г., жалоба сдана в отделение почтовой связи 12 марта 2015 г., то есть в срок, установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ. При таких обстоятельствах ходатайство рассмотрению не подлежит.
Переходя к рассмотрению жалобы по существу, заслушав защитника Слюсаренко Т.И. на основании доверенности Сергиянц Н.В., полагавшую решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судья вышестоящей инстанции полагает правильным решение судьи отменить.
Как предусмотрено статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вышеуказанные требования действующего административного законодательства оставлены судьей первой инстанции при рассмотрении дела без внимания.
Прекращая производство по делу, судья указал, что инженер по охране труда и технике безопасности ООО «Хлебокомбинат» Слюсаренко Т.И. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской КоАП РФ.
Судья вышестоящей инстанции полагает вывод суда ошибочным.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО «Хлебокомбинат» имеет лицензию по добыче пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения <...> от 20 ноября 2001 г. Участок недр имеет статус горного отвода. Владельцу лицензии разрешена добыча подземных вод из скважин <...>. Согласно справке, представленной ООО «Хлебокомбинат», предприятием за июль 2014 г. добыто <...>
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»).
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В ходе проведения административным органом проверки установлено, что ООО «Хлебокомбинат» осуществляет пользование недрами с целевым назначением и видами работ добыча подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения с нарушением условий соглашений лицензии <...> от 20 ноября 2001 г.
Согласно пункту 3 приложения 1 к лицензии <...> от 20 ноября 2001 г., владелец лицензии при эксплуатации водозаборных скважин обязан применять современную технологию работ, обеспечивающую рациональное использование и охрану подземных вод от загрязнения, истощения, необходимую водоподготовку, применять меры к сокращению расхода воды на производственные нужды и потери, контролировать водопользователей в части использования подземных вод по назначению, соблюдать требования безопасного ведения работ.
В соответствии со статьей 23.2 Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах», разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, утвержден Постановлением Правительства РФ N 118 от 03 марта 2010 г. «Об утверждении положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами».
На момент проведения проверки заявителем технический проект разработки месторождения пресных подземных вод, согласованный и утвержденный в установленном порядке не представлен.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2009 г. N 205 «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» определен порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества и определена последовательность действий собственников водных объектов и водопользователей при ведении ими учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также представления сведений такого учета.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям.
Схема систем водопотребления и водоотведения подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства по недропользованию в 15-дневный срок.
При этом ООО «Хлебокомбинат» разработанная и согласованная в установленном законом порядке схема систем водопотребления и водоотведения не предоставлена.
В ООО «Хлебокомбинат» учет расхода воды согласно представленному журналу ведется на основе показаний счетчика.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2009 г. N 205 «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» определено измерение объемов забора воды на каждом водозаборе установкой на водозаборных сооружениях средств измерения расходов (уровней) воды. Средствами измерения оснащаются также узлы передачи воды в системы оборотного водоснабжения, повторного использования сточных вод, передачи (приема) воды потребителям. Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (формы 1.1 - 1.4 приложения к Порядку) должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Средства измерения подлежат поверке в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
На момент проведения проверки ООО «Хлебокомбинат» паспорта приборов учета добычи ППВ не представлены.
Согласно пункту 4 приложения 1 к лицензии <...> от 20 ноября 2001 г. владелец лицензии обязан в течение года составить программу мониторинга подземных вод, согласовать с органом геологического контроля и осуществлять ее реализацию.
ООО «Хлебокомбинат» разработана программа производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды от 2011 г., согласованная Главным государственным врачом ТОУ «Роспотребнадзора» по Кореновскому, Динскому районам.
На момент проведения проверки программу мониторинга подземных вод, согласованную с органом геологического контроля, документы, подтверждающие проведение мониторинга подземных вод, а также документы, подтверждающие ведение производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды согласно разработанной программе ООО «Хлебокомбинат», не представило.
Согласно пункту 5 приложения 1 к лицензии <...> от 20 ноября 2001 г., владельцу лицензии необходимо в течение года составить проект зон санитарной охраны скважин, согласовать и утвердить его в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 1.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10 «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
В силу пункта 4 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
ООО «Хлебокомбинат» представлен проект организации зон санитарной охраны артезианских скважин Кореновского хлебокомбината от 1997 г., экспертное заключение N 593 от 14 октября 2011 г. Динского филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» на проект организации зон санитарной охраны артезианских скважин Кореновского хлебокомбината от 1997 г., санитарно-эпидемиологическое заключение N 23.КК.23.000.Т.001546.10.11 от 19 октября 2011 г. Программа производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды ООО «Хлебокомбинат» от 2011 г. согласована Главным государственным врачом ТОУ «Роспотребнадзора» по Кореновскому, Динскому районам.
На момент проведения проверки документы, подтверждающие согласование проекта организации зон санитарной охраны артезианских скважин Кореновского хлебокомбината от 1997 г. с Министерством природных ресурсов Краснодарского края отсутствуют.
Согласно пункту 8 приложения 1 к лицензии <...> от 20 ноября 2001 г. владелец лицензии обязан вести учет добытых подземных вод, их использования по назначению, осуществлять установленный режим эксплуатации скважин с ведением мониторинга и соответствующей документации, предоставлять сведения для государственного учета вод, а также иную геологическую информацию в территориальный орган по управлению фондом недр. Владелец лицензии обязан также предоставлять необходимые данные в органы государственной статистики, органы управления, использования и охраны водного фонда и другие заинтересованные органы.
Кроме того, согласно приложению 6 к лицензии <...> от 20 ноября 2001 г. владелец лицензии обязуется предоставлять в федеральный и территориальный геологические фонды ежегодные отчёты о своей финансовой деятельности в части недропользования, сведения о технико-экономических показателях добычи пресных подземных вод и о распределении добытых вод по целевому назначению, данные по ведению Государственного учета вод, программу мониторинга и сведения по мониторингу подземных вод, проект зон санитарной охраны и др.
На момент проведения проверки ООО «Хлебокомбинат» не представлены документы, подтверждающие проведение мониторинга подземных вод и сдачу информационных отчетов о результатах мониторинга состояния недр в территориальный фонд геологической информации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2009 г. N 205 «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» определен порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества и определена последовательность действий собственников водных объектов и водопользователей при ведении ими учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также представления сведений такого учета.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам, указанным в приложении к настоящему Порядку.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод (формы 1.1 - 1.4 приложения к Порядку) должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений.
ООО «Хлебокомбинат» не представлен журнал, соответствующий форме 1.1 «Журнал учета водопотребления средствами измерений», утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2009 г. N 205.
Также ООО «Хлебокомбинат» не ведется учет забора (изъятия) водных ресурсов и их качества по формам 3.1 - 3.3, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2009 г. N 205. Не представлены документы, подтверждающие сдачу ежеквартального отчета в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов.
В соответствии с пунктом 16 Приказа Минприроды России от 08 июля 2009 г. N 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» водопользователи и собственники водных объектов несут ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений, полученных в результате учета объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, их качества, а равно за представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 32 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах», государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с настоящим Законом, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Приказу Росстата от 07 июля 2011 г. N 308 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минприроды России федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод», сведения по форме федерального статистического наблюдения N 4-ЛС предоставляют юридические лица - пользователи недр всех форм собственности, имеющие лицензии на геологическое изучение, разведку и разработку месторождений (или участков недр, не имеющих запасов, прошедших государственную экспертизу в установленном порядке) питьевых и технических подземных вод, ежегодно в течение всего срока действия лицензии по каждому участку недр. Юридические лица - пользователи недр всех форм собственности, имеющие лицензии на геологическое изучение, разведку и разработку месторождений питьевых и технических подземных вод отдельно по каждому участку недр сдают отчетность территориальному органу Роснедра в субъекте Российской Федерации в срок до 20 января после отчетного периода.
На момент проведения проверки документы, подтверждающие сдачу Отчета по форме федерального статистического наблюдения N 4-ЛС за 2013 г. ООО «Хлебокомбинат» не представлены.
Таким образом, ООО «Хлебокомбинат» осуществляет пользование недрами с целевым назначением и видами работ добыча подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения с нарушением пунктов 3,4,5,8, приложения 1 и условий приложения 6 соглашений лицензии <...> от 20 ноября 2001 г.
Согласно Положению о природоохранной службе ООО «Хлебокомбинат», от 2014 г., инженер по охране труда обязан планировать мероприятия по охране окружающей среды, организовывать экологический контроль.
Приказом № 60-к от 01 июля 2014 г. на должность инженера по охране труда и технике безопасности назначена Слюсаренко Т.И.
Таким образом, совершению данных правонарушений способствовало отсутствие надлежащего контроля со стороны должностного лица - инженера по охране труда и технике безопасности ООО «Хлебокомбинат» Слюсаренко Т.И.
Слюсаренко Т.И. является надлежащим субъектом административного правонарушения, выводы суда об обратном состоятельными признать нельзя.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Указанные обстоятельства оставлены судьей без внимания, оценка в судебном решении им не дана.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей не соблюдены требования пункта 7 статьи 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, постановление судьи подлежит отмене, а дело – направлению судье на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье необходимо учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и принять законное и обоснованное судебное постановление.
Руководствуясь статьей 30.8 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
решил:
жалобу старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Кривошей И.О. удовлетворить.
Решение судьи Кореновского районного суда от 30 января 2015 г. отменить.
Дело возвратить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Судья краевого суда: