Дело № ххха-773/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июня 2020 года <адрес>
Сафоновский районный суд <адрес> в составе: председательствующего федерального судьи Мельничук Е.В., при секретаре Пшеничниковой А.В., с участием представителя административного истца Словиковского Е.О. по доверенности Голощаповой Н.О., административного ответчика - начальника отдела судебных приставов по Сафоновскому и <адрес>м Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> Маренич О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Словиковского Евгения Олеговича к начальнику ОСП по Сафоновскому и <адрес>м Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> Маренич О.П., УФССП России по <адрес> о признании незаконным бездействия должностного лица,
У С Т А Н О В И Л:
Словиковский Е.О., в интересах которого по доверенности действует Голощапова Н.О., обратился в суд с требованием к начальнику ОСП по Сафоновскому и <адрес>м УФССП России по <адрес>, указывая, что в производстве ОСП по Сафоновскому и <адрес>м <адрес> находилось исполнительное производство № ххх-ИП от дд.мм.гггг о взыскании денежных средств с АО «Поликрафт Энергомаш» в пользу Словиковского Е.О. Согласно информации, размещенной на официальном сайте судебных приставов, указанное исполнительное производство в банке данных по исполнительным производствам не числится. За информацией о ходе исполнительного производства истец обратился к административному ответчику, направив заявление от дд.мм.гггг почтовой корреспонденцией; заявление ОСП получено дд.мм.гггг. Однако до настоящего времени ответ на обращение не получен. Бездействие административного ответчика по не рассмотрению обращения от дд.мм.гггг считает незаконным, нарушающим право получить письменный ответ по существу. В соответствии с Федеральным законом от дд.мм.гггг N59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», просит суд признать незаконным бездействие начальника ОСП по Сафоновскому и <адрес>м УФССП по <адрес> по не рассмотрению в установленные сроки заявления о предоставлении информации по исполнительному производству № ххх-ИП от дд.мм.гггг.
Определением суда дд.мм.гггг к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УФССП России по <адрес>; судебный пристав – исполнитель, осуществляющий действия по исполнительному производству.
В соответствии со статьей 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые наделены соответствующими процессуальными правами, предусмотренными статьей 45 данного Кодекса, в том числе теми, которые реализуются путем участия в судебном заседании.
Административный истец Словиковский Е.О. в судебное заседание не явился, дело ведет через представителя.
Представитель административного истца по доверенности Голощапова Н.О. в судебном заседании требования поддержала.
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Сафоновскому и <адрес>м УФССП России по <адрес>, представитель УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного процесса извещены надлежаще.
Начальник ОСП по Сафоновскому и <адрес>м УФССП России по <адрес> Маренич О.П. требования не признала, при этом сослалась на отсутствие возможности представить в судебный процесс сведения о направлении ответа на запрос Словиковского Е.О.
В соответствии с ч.2 ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В судебном заседании установлено, что в производстве ОСП по Сафоновскому и <адрес>м <адрес> находилось исполнительное производство № ххх-ИП от дд.мм.гггг о взыскании денежных средств с АО «Поликрафт Энергомаш» в пользу Словиковского Е.О. (л.д.23-25). дд.мм.гггг упомянутое исполнительное производство направлено для дальнейшего исполнения по территориальности в МОСП по ОИП УФССП России по <адрес> (л.д. 26,27-28). дд.мм.гггг Словиковским Е.О. в адрес начальника ОСП по Сафоновскому и <адрес>м УФССП России по <адрес> Маренич О.П. было направлено заявление о предоставлении информации относительно исполнительного производства № ххх-ИП (л.д.4,5); заявление получено дд.мм.гггг (л.д.6). Ответ на обращение в адрес заявителя не поступил.
На основании ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Относительно сроков обращения за судебной защитой суд учитывает, что при рассмотрении требований административного истца об оспаривании бездействия должностных лиц службы судебных приставов по не рассмотрению обращений, необходимо исследовать как данные обращения, так и ответы на них, после чего дать надлежащую правовую оценку оспариваемому бездействию. При этом, само по себе нерассмотрение должностными лицами службы судебных приставов таких обращений носит длящийся характер и не может являться препятствием для реализации права на обжалование административным истцом бездействия должностных лиц службы судебных приставов и основанием для применения судом к данным правоотношениям пропуска срока на обращение в суд. Как следствие, суд находит срок не пропущенным.
Исходя из положений ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из пояснений, данных должностным лицом в судебном процессе, следует, что на момент разрешения спора последняя не располагает информацией о направлении ответа на заявление Словиковского Е.О.
Запрос суда от дд.мм.гггг о представлении материалов исполнительного производства № ххх-ИП с целью проверки доводов, приведенных в обоснование административного иска, не исполнен; в судебный процесс истребованные документы либо их копии также не представлены. При этом документы, подтверждающие получение судебного запроса ОСП по Сафоновскому и <адрес>м УФССП России по <адрес>, присутствуют в документах дела (л.д.20,21,22).
Таким образом, в судебном процессе установлено, что судебным приставом-исполнителем в адрес взыскателя сведения о передаче исполнительного производства для исполнения по территориальности в МОСП по ОИП УФССП России по <адрес> не направлены; контроль за ведением исполнительного производства руководителем не осуществлен.
Статьёй 10 Федерального закона от дд.мм.гггг № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлено, что старший судебный пристав организует работу подразделения судебных приставов, обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В силу статьи 10 ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» старший судебный пристав-исполнитель является самостоятельным процессуальным лицом, в чьи обязанности входит организация работы подразделения судебных приставов и контроль за деятельностью должностных лиц этих подразделений. В рамках своих полномочий он вправе давать указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения, отменять или изменять несоответствующие закону решения должностных лиц подразделения.
Суд, исходя из материалов дела, усматривает бездействие старшего судебного пристава, выразившееся в отсутствии действий по формированию и направлению ответа стороне исполнительного производства, а также ненадлежащем контроле за совершением судебным приставом-исполнителем, работавшим в рамках исполнительного производства № ххх-ИП, должностных обязанностей, прямо возложенных на него ст. 12 Федерального закона от дд.мм.гггг № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие начальника отдела ОСП по Сафоновскому и <адрес>м УФССП России - старшего судебного пристава Маренич О.П., выразившееся в отсутствии действий по формированию и направлению ответа стороне исполнительного производства, а также в ненадлежащем контроле за совершением судебным приставом-исполнителем, работавшим в рамках исполнительного производства № ххх-ИП, должностных обязанностей, прямо возложенных на него ст. 12 Федерального закона от дд.мм.гггг № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» по соблюдению судебным приставом-исполнителем требований закона по исполнительному производству № ххх-ИП, незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В. Мельничук
Решение в окончательной форме
составлено дд.мм.гггг.