Дело У
копия
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2019 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Ерохиной А.Л.,
при секретаре Ильиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Службы по государственной охране объектов культурного наследования Красноярского края к А1 о возложении обязанности исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре,
установил:
Служба по государственной охране объектов культурного наследования Красноярского края обратилась в суд с иском к Гвоздевой Светлане Юрьевне о возложении обязанности исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Дом нотариуса А.М. Трескова на исторической усадьбе XIX в. Неоклассицизм», 1912-19-13г.г. архитектор В.А. Соколовский, расположенного по адресу: Х, в части осуществления следующих мероприятий (работ): разработать проект первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий, направленных на сохранение объекта культурного наследия регионального значения «Дом нотариуса А.М. Трескова на исторической усадьбе XIX в. Неоклассицизм», 1912-19-13г.г. архитектор В.А. Соколовский, расположенного по адресу: Х; выполнить в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ГОСТ 55528-2013, противоаварийные и консервационные мероприятия, направленные на сохранение объекта культурного наследия регионального значения «Дом нотариуса А.М. Трескова на исторической усадьбе XIX в. Неоклассицизм», 1912-19-13г.г. архитектор В.А. Соколовский, расположенного по адресу: Х, на основании письменного разрешения Службы по государственной охране объектов культурного наследования Х на проведение работ по первоочередным противоаварийным мероприятиям. Требования мотивирует тем, что Службой по государственной охране объектов культурного наследования Красноярского края в период с 28 июня 2018 года по 17 июля 2018 года была проведена внеплановая выездная и документарная проверка с целью проверки соблюдения выполнения требований Предписания от 06 октября 2017 года № 60/17 об устранении выявленных нарушений в отношении ответчика Гвоздевой С.Ю., являющейся собственником объекта культурного наследия регионального значения «Дом нотариуса А.М. Трескова на исторической усадьбе XIX в. Неоклассицизм», 1912-19-13г.г. архитектор В.А. Соколовский, расположенного по адресу: Х. Гвоздева С.Ю. является собственником объекта культурного наследия (общей площадью 823,7 кв.м.) на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 17 января 2008 года № 24-24-02/008/2088-057, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20 февраля 2019 года № КУВИ-001/2019-3796320. Объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации постановление Законодательного собрания Красноярского края от 16 февраля 2017 года № З-446П «О согласовании включения выявленных объектов культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». В соответствии с Предписаниями от 06 октября 2017 года № 60/17, от 11 июля 2018 года № 32/18 об устранении выявленных нарушений, на основании которых ответчику в срок до 11 мая 2018 года, а затем до 03 декабря 2018 года, в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ГОСТом 55528 надлежало выполнить противоаварийные и консервационные мероприятия, направленные на сохранение объекта культурного наследия на основании письменного разрешения на поведение работ по первоочередных противоаварийным мероприятиям, для чего обратиться в Службу по государственной охране объектов культурного наследования Красноярского края с целью получения задания на разработку проектной документации, получившей положительное заключение историко-культурной экспертизы, а также получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Требования истца ответчиком до настоящего времени не исполнены, в связи с чем истец просит возложить на ответчика обязанность в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Представитель истца Службы по государственной охране объектов культурного наследования Красноярского края Мерзлякова А.В., действующая на основании доверенности от 11 февраля 2019 года, в судебном заседании исковые требования поддержала.
Ответчик Гвоздева С.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовала, представителя не направила.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Согласно ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя ответчика, в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16.1 названного Закона объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с названным Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.
Снос выявленного объекта культурного наследия запрещен (пункт 10 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ).
В силу статьи 6 Закона N 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях данного Закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии со статьями 47.2 и 47.3 Закона N 73-ФЗ лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 (физическое или юридическое лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора), при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязаны обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Законом N 73-ФЗ, а при содержании и использовании объекта культурного наследия - также осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.
Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.
В судебном заседании установлено, что Службой по государственной охране объектов культурного наследования Красноярского края в период с 28 июня 2018 года по 17 июля 2018 года была проведена внеплановая выездная и документарная проверка с целью проверки соблюдения выполнения требований Предписания от 06 октября 2017 года № 60/17 об устранении выявленных нарушений в отношении ответчика Гвоздевой С.Ю., являющейся собственником объекта культурного наследия регионального значения «Дом нотариуса А.М. Трескова на исторической усадьбе XIX в. Неоклассицизм», 1912-19-13г.г. архитектор В.А. Соколовский, расположенного по адресу: Х.
Гвоздева С.Ю. является собственником объекта культурного наследия (общей площадью 823,7 кв.м.) на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 17 января 2008 года № 24-24-02/008/2088-057, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20 февраля 2019 года № КУВИ-001/2019-3796320 (л.д. 9,10).
Объект культурного наследия регионального значения «Дом нотариуса А.М. Трескова на исторической усадьбе XIX в. Неоклассицизм», 1912-19-13г.г. архитектор В.А. Соколовский, расположенный по адресу: Х включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации постановление Законодательного собрания Красноярского края от 16 февраля 2017 года № З-446П «О согласовании включения выявленных объектов культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии с Предписаниями от 06 октября 2017 года № 60/17, от 11 июля 2018 года № 32/18 об устранении выявленных нарушений, на основании которых ответчику в срок до 11 мая 2018 года, а затем до 03 декабря 2018 года, в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ГОСТом 55528 надлежало выполнить противоаварийные и консервационные мероприятия, направленные на сохранение объекта культурного наследия на основании письменного разрешения на поведение работ по первоочередных противоаварийным мероприятиям, для чего обратиться в Службу по государственной охране объектов культурного наследования Красноярского края с целью получения задания на разработку проектной документации, получившей положительное заключение историко-культурной экспертизы, а также получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (л.д. 18-23).
Порядок проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия регламентирован ст. 45 Закона N 73-ФЗ, согласно которому работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (пункт 1).
Документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия, являются объектом историко-культурной экспертизы (статья 30 Закона N 73-ФЗ).
В заключении экспертизы указывается однозначный понятный вывод о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия (пункты 19 - 20 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569).
В соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.06.2015 N 1749, для согласования проектной документации органу охраны объектов культурного наследия предоставляется исключительно положительное заключение акта государственной историко-культурной экспертизы проектной документации.
С учетом вышеназванных нормативных положений невозможность проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия может быть установлена только по результатам историко-культурной экспертизы проектной документации.
В соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ выявление и государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 названного Федерального закона, возлагается на региональные органы охраны объектов культурного наследия и муниципальные органы охраны объектов культурного наследия.
При таких обстоятельствах, факт ненадлежащего технического состояния объекта культурного наследия подтвержден материалами дела, ответной стороной не оспаривался, в связи с чем суд находит требования Службы по государственной охране объектов культурного наследования Красноярского края подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Службы по государственной охране объектов культурного наследования Красноярского края удовлетворить.
Возложить на А1 обязанность в течение трех месяцев с даты вступления решения в законную силу исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Дом нотариуса А.М. Трескова на исторической усадьбе XIX в. Неоклассицизм», 1912-19-13г.г. архитектор В.А. Соколовский, расположенного по адресу: Х, в части осуществления следующих мероприятий (работ):
- разработать проект первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий, направленных на сохранение объекта культурного наследия регионального значения «Дом нотариуса А.М. Трескова на исторической усадьбе XIX в. Неоклассицизм», 1912-19-13г.г. архитектор В.А. Соколовский, расположенного по адресу: Х;
- выполнить в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ГОСТ 55528-2013, противоаварийные и консервационные мероприятия, направленные на сохранение объекта культурного наследия регионального значения «Дом нотариуса А.М. Трескова на исторической усадьбе XIX в. Неоклассицизм», 1912-19-13г.г. архитектор В.А. Соколовский, расположенного по адресу: Х, на основании письменного разрешения Службы по государственной охране объектов культурного наследования Красноярского края на проведение работ по первоочередным противоаварийным мероприятиям.
Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд г. Красноярска заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Подписано председательствующим
Копия верна
Судья Ерохина А.Л.