РЕШЕНИЕ Дело № 2-2900/2012
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 18 декабря 2012 года
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шкарина Д.В.,
при секретаре Лютиковой Е.С.,
с участием помощника прокурора Коптевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 16», Управлению образования администрации г. Минусинска, Министерству образования и науки Красноярского края о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Минусинский городской суд с иском к МОБУ «СОШ № 16», Управление образования администрации г. Минусинска, Министерству образования и науки Красноярского края о понуждении обеспечить всех учащихся третьих классов МОБУ «СОШ № 16» комплектами учебников в соответствии с образовательными программами. Мотивирует требование тем, что при проведении 05.09.2012г. Минусинской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства об образовании были выявлены нарушения – не предоставлены 114 учащимся 3-их классов МОБУ «СОШ № 16» комплектов учебников, а именно: учебники русского языка (автор Зеленина), математики (автор Моро), литературного чтения (автор Климанова), окружающий мир (автор Плешков). В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего образования. Приказом Министерства и образования и науки Красноярского края от 02.11.2010г. №141-03/2 утвержден список пилотных школ по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в Красноярском крае на 2010-2011 учебный год, куда включено МОБУ «СОШ № 16». Субвенция для г. Минусинска на финансовое обеспечение муниципальных образований по обеспечению государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного начального образования в соответствии с Законом Красноярского края от 01.12.2011 г. № 13-6649 «О Краевом бюджете на 2012 г. и плановый период 2013-23014 г» составила 225015,4 тыс. руб. Данная сумма оказалась недостаточной для образовательных учреждений, в связи, с чем учащиеся третьих классов МОБУ «СОШ № 16» не обеспечены учебниками в полном объеме, чем нарушается принцип бесплатности начального образования.
19 ноября 2012 года Минусинский межрайонный прокурор уточнил исковые требования, просил обязать Министерство образования и науки Красноярского края обеспечить Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» комплектами учебников в соответствии с заявками образовательного учреждения и образовательными программами: учебники русского языка (автор Зеленина Л.М. и др.) – 107 экземпляров, учебники математики (автор Моро М.И. и др.) 107 экземпляров, учебники литературного чтения (автор Климанова Л.Ф., Голованова М.В.) – 104 экземпляра, учебники окружающий мир (автор Плешков А.А.) – 107 экземпляров. Обязать МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №16» распределить предоставленные учебники между учениками третьих классов, образовательного учреждения, реализующих национальную образовательную инициативу «Наша новая школа»(л.д. 76-77).
В судебном заседании помощник Минусинского межрайонного прокурора Коптева Е.И. на требованиях настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель управления образования администрации г. Минусинска по доверенности Фомина Н.М. (л.д. 29) исковые требования Минусинского межрайонного прокурора не признала, суду пояснил, что учебниками обеспечивает Министерство образования и науки Красноярского края, заявка на учебники была подана своевременно, но ни учебников, ни денег выделено не было. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения учебниками в 2012-2013 учебном году» главам муниципальных образований рекомендовано организовать обеспечение школьников необходимыми учебниками за счет имеющихся в фондах школьных библиотек и учебниками, приобретенными на родительские средства.
Директор МОБУ «Основная общеобразовательная школа №16» Филипенко А.Н. исковые требования Минусинского межрайонного прокурора не признал, суду пояснил, что МОБУ ООШ №16 является пилотной школой. Министерство образования и науки Красноярского края не выделило учебники. В феврале 2012 года библиотекарем школы был оформлен заказ на учебную литературу и передан методисту МИМЦ. Учебники для третьих классов заказывались на 100% учащихся по ФГОС, так как классы участвуют в эксперименте и являются пилотными. Этот факт не раз обговаривался с методистом. Библиотекарь неоднократно с января по август напоминала методисту о том, что все учебники для третьих классов со знаком ФГОС предназначаются только для школы №16. В предыдущие годы заказ для пилотных классов выполнялся, хотя и с задержкой. Поскольку классы, участвующие в эксперименте должны были учиться только по учебникам, соответствующим ФГОС, вопрос о поиске старых учебников в городском и краевом обменных фондах до 1 сентября не ставился. В сентябре, когда стал вопрос об обучении 111 учащихся третьих классов по программе «Наша новая школа» по старым учебникам выяснилось, что найти их в г. Минусинске невозможно, так как число обучающихся детей превышает количество имеющихся в городе учебников. Согласно спискам социальной защиты из 114 учащихся 3-х классов 28 относятся к льготной категории учащихся. Именно для этих детей школа закупила 28 комплектов учебников. 07.09.12 года в школе было проведено родительское собрание. Родители были поставлены в известность, что имеется возможность обеспечить всех учащихся бесплатными учебниками только старыми не по ФГОС из обменного фонда края. Большинство родителей на классных родительских собраниях приняли решение приобрести за свой счет новые учебники по ФГОС, что и было сделано к 12 сентября. На сегодняшний момент учащиеся всех классов учебниками обеспечены.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом (л.д. 83,85), причины неявки суду не сообщил.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и осуществлении иных процессуальных прав.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. (вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Так, согласно п. 2 ст. 43 Конституции РФ на территории Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (п. 5 ст. 43 Конституции РФ).
Согласно ч. ч. 2, 3, ст. 5 Закона «Об образовании» государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
В соответствии с п. 1, 2 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования.
Согласно п. 7 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Стандарт должен быть положен в основу деятельности:
- работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса;
- руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования;
- руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование образовательных учреждений общего образования.
В соответствии с п. 26 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.
Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации» (пп. 13 п. 2 ст. 26.3) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с Российской Федерацией осуществление самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов РФ.
Согласно п. 5, ст. 19, п. 3, ст. 20 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 32 Закона «Об образовании» к компетенции образовательных учреждений относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса.
Таким образом, финансовое обеспечение образовательного процесса возложено на субъекты Российской Федерации, которые обязаны предоставлять местным бюджетам соответствующие субвенции. В свою очередь органы местного самоуправления и образовательные учреждения обязаны непосредственно обеспечить право учеников на получение бесплатных учебников и учебных пособий.
Судом установлено, что приказом Министерства и образования и науки Красноярского края от 02.11.2010г. №141-03/2 утвержден список пилотных школ по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в Красноярском крае на 2010-2011 учебный год. МОБУ «СОШ № 16» включена в данный список и в ней реализуется национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
На момент проведения Минусинской межрайонной прокуратурой проверки МБОУ СОШ №16 в четырех классах-комплектах третьих классов учебники русского языка автора Зелениной Л.М. имеются только у одного ученика, учебник математики автора Моро М.И. имеется только у двух учеников, учебников литературного чтения автора Климановой Л.Ф. не имелось ни у одного ученика, учебник, окружающий мир автора Плешкова А.А. имеется у двух учеников.
Согласно заказа на учебники для образовательных нужд муниципальной системы образования на 2012-2013 учебный год МБОУ СОШ №16 необходимы учебники третьего класса: русского языка (автор Зеленина Л.М. и др.) – 107 экземпляров, математики (автор Моро М.И. и др.) - 107 экземпляров, литературного чтения (автор Климанова Л.Ф., Голованова М.В.) – 104 экземпляра, окружающий мир (автор Плешков А.А.) – 107 экземпляров (л.д. 15-22).
Данные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика в судебном заседании.
Суд не принимает доводы ответчика, что в настоящий момент все ученики обеспечены учебниками за счет своих родителей, так как библиотечный фонд МБОУ СОШ №16 учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников не укомплектован.
Приказом Министерства образования и науки РФ № 986 от 04.10.2010 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" установлены требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса, среди которых обязательным является наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания.
Организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, а также выделение необходимых для этого субвенций в соответствии со ст. 29 Закона РФ "Об образовании" и Положения о Министерстве образования и науки Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 14.08.2008 N 42-п (ред. от 18.05.2012) относится к полномочиям Министерства образования и науки Красноярского края.
При таких обстоятельствах неисполнение ответчиком своих обязанностей по организации учебного процесса – не обеспеченность названными учебниками - нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование, несовместимо с задачами общеобразовательных программ и снижает качество подготовки обучающихся, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
обязать Министерство образования и науки Красноярского края обеспечить Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» комплектами учебников для третьего класса: русского языка (автор Зеленина Л.М. и др.) – 107 экземпляров, математики (автор Моро М.И. и др.) - 107 экземпляров, литературного чтения (автор Климанова Л.Ф., Голованова М.В.) – 104 экземпляра, окружающий мир (автор Плешков А.А.) – 107 экземпляров.
Обязать МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №16» распределить предоставленные учебники между учениками третьих классов, образовательного учреждения, реализующих национальную образовательную инициативу «Наша новая школа».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированный текст изготовлен 26 декабря 2012 года