Судья: Нетесова Е. В. Дело № 33а-27383/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Соколовой Н.М., Редченко Е.В.,
при секретаре Налапкине А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 сентября 2018 года административное дело по апелляционной жалобе территориальной избирательной комиссии Лотошинского района Московской области на решение Лотошинского районного суда Московской области от 13 августа 2018 г. по административному исковому заявлению Николаева <данные изъяты> о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Лотошинского района Московской области от 3 августа 2018 г. № 168 об отказе ему в регистрации кандидатом на должность главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района, о возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя территориальной избирательной комиссии Лотошинского района Московской области – Молчанова О.А., представителя Жихарева А.Ю. – Веселовой Е.А., заключение прокурора Ищенко Е.И.,
у с т а н о в и л а :
Совет депутатов сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области своим решением от 13 июня 2018 г. № 271/51 назначил на 9 сентября 2018 г. выборы главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области.
Решением территориальной избирательной комиссии Лотошинского района от 3 августа 2018 г. № 168/18 отказано Николаеву В.Е. в регистрации кандидатом на указанную выше должность на основании части 24 статьи 30 Закона Московской области от 4 июня 2013 г. № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области», поскольку он не представил в установленный законом срок протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде.
Николаев В.Е. оспорил в суде названное решение территориальной избирательной комиссии Лотошинского района от 3 августа 2018 г. № 168/18, просил возложить на административного ответчика обязанность зарегистрировать его кандидатом на должность главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района. Ссылался на то, что представил в избирательную комиссию в установленные законом сроки все необходимые документы и подписные листы для регистрации кандидатом в порядке самовыдвижения. До заседания рабочей группы представил протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде, который не является самостоятельным документом, необходимым для регистрации кандидата, представляет собой лишь электронную копию документа на бумажном носителе.
Решением Лотошинского районного суда Московской области от 13 августа 2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 27 августа 2018 г., административный иск удовлетворен.
Постановлением президиума Московского областного суда от 4 сентября 2018 г. № 376 апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 27 августа 2018 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В силу части 4 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего административное дело.
При новом апелляционном рассмотрении дела, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заслушав заключение прокурора Ищенко Е.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия признает решение суда подлежащим отмене исходя из следующего.
В соответствии со статьей 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы (часть 2); с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, в отношении которого вынесено такое решение (часть 10).
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу, что Николаев В.Е. в установленные законом порядке и сроки представил в территориальную избирательную комиссию Лотошинского района все необходимые для регистрации кандидатом документы, в том числе достаточное количество достоверных подписей избирателей. Территориальная избирательная комиссия, выявив отсутствие в представленных Николаевым В.Е. документах протокола об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде, не известила его об этом, лишив возможности в установленные законом сроки представить данный документ. Копия протокола об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде была представлена 3 августа 2018 г. до заседания рабочей группы по проверке комплектности документов и до заседания избирательной комиссии. Рабочей группой по проверке избирательных документов было принято решение рекомендовать территориальной избирательной комиссии Лотошинского района зарегистрировать Николаева В.Е. кандидатом на должность главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района.
Представленный Николаевым В.Е. протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе является машиночитаемым, так как законодателем не определена форма такого протокола, и при помощи оргтехники возможно изготовление его светокопии. Отсутствие протокола в машиночитаемом виде само по себе не означает неполучение избирательной комиссией информации об итогах сбора подписей избирателей. Непредставление в установленные сроки копии протокола сбора подписей в машиночитаемом виде не является безусловным основанием для отказа в регистрации кандидатом. Кроме того, территориальная избирательная комиссия в нарушение пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не уведомила Николаева В.Е. об отсутствии указанного протокола в машиночитаемом виде, тем самым, нарушила предусмотренные избирательным законодательством гарантии, направленные на обеспечение всем кандидатам равных возможностей по реализации своего пассивного избирательного права.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда по следующим основаниям.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24–26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 3 статьи 23 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Документы, которые представляются вместе с заявлением о согласии баллотироваться, определены в пунктах 2.2 и 3 статьи 33 названного Федерального закона и в статье 23 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».
Из имеющихся в материалах дела доказательств усматривается, 18 июля 2018 г. Николаев В.Е. подал в территориальную избирательную комиссию Лотошинского района заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района в порядке самовыдвижения, приложив к нему копии паспорта, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, СНИЛС, диплома и справки о состоянии вклада, а также сведения о размере и об источниках доходов и имуществе, принадлежащем кандидату, справку с места работы, справку о доходах физического лица, справку о наличии (отсутствии) судимости, справку о членстве во Всероссийской политической партии «Единая Россия», фото 3x4 в количестве 4 штук; 26 июля 2018 г. – подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в количестве 17 подписей на 4 листах в одной папке, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе, первый финансовый отчет с приложениями, уведомление об отсутствии счетов в иностранных банках.
3 августа 2018 г. Николаев В.Е. посредством смс-сообщения телефонной мобильной связи был уведомлен территориальной избирательной комиссией Лотошинского района о заседании рабочей группы по проверке подписей избирателей, оформления подписных листов, назначенном на 3 августа 2018 г. в 15 час. 00 мин. по московскому времени. В этот же день в 15 часов 30 минут административный истец представил в территориальную избирательную комиссию копию протокола об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде (л.д. <данные изъяты>).На заседании рабочей группы по проверке избирательный документов, представленных кандидатом, состоявшемся в 15 часов 15 минут, было решено рекомендовать территориальной избирательной комиссии Лотошинского района зарегистрировать Николаева В.Е. кандидатом на должность главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области.
Статьей 34 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 данного Федерального закона.
В силу статьи 37 с пунктом 1 названного Федерального закона в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом, и определено количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов (пункт 1); подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе, а в случае, предусмотренном законом, – и в машиночитаемом виде (пункт 16).
Абзацем вторым части 4 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» предусмотрено, что вместе с подписными листами в избирательную комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде.
Таким образом, законодатель закрепил, что протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде представляется в обязательном порядке кандидатом вместе с подписными листами и соответствующим протоколом на бумажном носителе. Однако, изложенные выше положения норм материального права судом при вынесении решения не были учтены.
В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» документы должны быть представлены кандидатом в соответствующую избирательную комиссию не ранее чем за 70 дней и не позднее, чем за 42 дня до дня голосования. Прием документов избирательной комиссией заканчивается в 18 часов последнего дня представления документов.
Судом установлено и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, что протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде Николаев В.Е. представил 3 августа 2018 г. (за 36 дней до дня голосования и в день заседания избирательной комиссии, на которой рассматривался вопрос о регистрации кандидата), то есть за пределами установленного законом срока.
Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрена возможность представления документов, необходимых для регистрации кандидата, после истечения установленного для этого предельного срока. Иное привело бы к нарушению принципа равенства кандидатов.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 этой статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 данного Федерального закона.
В силу императивного указания подпунктов «в» и «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктов 4 и 5 части 24 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата и наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу, что у территориальной избирательной комиссии Лотошинского района Московской области не имелось оснований для отказа в регистрации Николаева В.Е. кандидатом на должность главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района.
Ошибочен и вывод суда о том, что избирательная комиссия, выявив отсутствие в представленных Николаевым В.Е. документах протокола об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде, в нарушение пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не уведомила его об этом, лишив возможности в установленные законом сроки представить данный документ.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 данного Федерального закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Из содержания приведенной нормы следует, что в случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено лишь пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», кандидат вправе представить ее не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации.
Судом, при вынесении обжалуемого решения, не учтено, что в пункте 2.2 статьи 33 названного Федерального закона содержится перечень документов, которые кандидат представляет в избирательную комиссию вместе с заявлением о согласии баллотироваться. Представление протокола об итогах сбора подписей данной нормой права не предусмотрено, а урегулировано пунктом 16 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и частью 4 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».
Принимая во внимание, что Николаевым В.Е. не был представлен в установленный законом срок в территориальную избирательную комиссию Лотошинского района протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде, избирательная комиссия имела основания для отказа в регистрации кандидатом.
Исходя из изложенного, судебная коллегия признает, что решение суда подлежит отмене с постановлением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Лотошинского районного суда Московской области от 13 августа 2018 г. отменить, принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Николаева <данные изъяты> о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Лотошинского района Московской области от 3 августа 2018 г. № <данные изъяты> отказать.
Председательствующий
Судьи