Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-968/2019 ~ М-488/2019 от 22.02.2019

Дело № 2-968/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июня 2019 года                                город Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Сандуляк С.В.,

с участием: истца Балабанова В.А., его представителя Горяиновой И.Н., действующей в порядке ст. 53 ГПК РФ,

представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловской районе Орловской области (межрайонное) – Ковалевой Н.Л., действующей на основании доверенности № 05 от 09.01.2019,

при секретаре судебного заседания Лютиковой И.А.,

рассмотрев в помещении Заводского районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению

Балабанова Валерия Анатольевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Балабанов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что с декабря 1987 года он работает на работах с тяжелыми условиями труда – монтером пути на железной дороге. С января 1997 года по настоящее время работает в путевой машинной станции № 104 (далее – ПМС № 104), которая является структурным подразделением Московской дирекции по ремонту пути, являющейся, в свою очередь, структурным подразделением филиала ОАО «РЖД» Центральной дирекции по ремонту пути. Предприятие, в котором он работает, непосредственно осуществляет деятельность по текущему содержанию и ремонту железнодорожных путей. Его общий трудовой стаж составляет 34 года.

В установленном законом порядке в июне 2016 года он обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости, в связи с работой в тяжелых условиях труда и проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на основании пункта 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ответчика ему отказано в назначении досрочной пенсии с 52 лет по причине недостаточности требуемого специального стажа, о чем ему сообщено письмом № 27-9392 от 14 июля 2016 года. ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) засчитано в специальный стаж 06 лет 01 месяц 22 дня, при этом не включены в стаж на соответствующих видах работ периоды работы в должности монтера пути на ст. Орел Орловской дистанционной станции и в ПМС № 104 из-за отсутствия информации об интенсивности движения поездов. Ответчиком признано право на назначение пенсии с уменьшением возраста, в связи с проживанием на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС на 3 года, то есть по достижении 57 лет.

С указанным решением в части недостаточности требуемого специального стажа он не согласен, отказ ответчика в назначении досрочной пенсии считает незаконным.

Полагает, что с учетом суммирования засчитанного ответчиком стажа – 6лет 01 месяц и 22 дня и спорных периодов работы его стаж на соответствующих видах работ составляет более 12 лет 6 месяцев, что дает ему право на назначение досрочной пенсии по достижении 52 лет, то есть с 26.01.2016 года.

На основании изложенного просил признать за ним право на назначение досрочной пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на 5 лет и с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 3 года; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии с даты возникновения права – с 26.01.2016; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Уточнив в ходе рассмотрения дела заявленные исковые требования, Балабанов В.А. просил включить периоды работы с 14.12.1987 по 31.12.1988 в должности монтера пути, с 01.01.1990 по 31.12.1990, с 01.01.1992 по 31.12.1992 в должности бригадира (освобожденного) (информация скрыта) дистанции пути, с 01.01.1996 по 31.12.1996 в качестве монтера пути (информация скрыта) дистанции пути, с 01.01.1998 по 03.04.2000 – в должности монтера пути ПМС № 104, с 04.04.2000 по 31.12.2000 – в должности бригадира в ПМС № 104 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; признать за ним право на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» на 5 лет и обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить ему выплату пенсии с 22апреля 2016 года.

Обосновывая заявленные исковые требования, истец пояснил, что в спорные периоды, которые не засчитаны ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в стаж, дающий право на досрочную пенсию, он работал в должности монтера пути, освобожденного бригадира (информация скрыта) дистанции пути, а также в должности монтера пути и неосвобожденного бригадира в ПМС № 104. В период работы в должности неосвобожденного бригадира он фактически выполнял функции монтера пути, совмещая при этом обязанности бригадира. В его функциональные обязанности как бригадира входила организация выполнения работ по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, руководство рабочими, выполняющими эти работы в пределах обслуживаемого участка. Работу осуществлял на участках с интенсивным движением поездов Стальной Конь - Орёл, Орел-Мценск, Орел-Малоархангельск, поэтому считает, что заявленные им периоды работы так же подлежат включению в специальный стаж.

Представитель истца, поддерживая исковые требования с учетом их уточнения, ссылалась на то, что ранее как работникам Орловской дистанции пути, так и ПМС № 104, выдавались справки об особом характере работы и условиях труда, необходимых для назначения пенсии и подтверждающих постоянную занятость за тот же период работы и по той же должности, что у Балабанова В.А., с учетом которых пенсионный орган признавал за работниками право на снижение пенсионного возраста. Кроме того, Заводским районным судом г. Орла было вынесено ни одно решение, которым было установлено, что работа в ПМС №104 в те же периоды, в которые работал Балабанов В.А. и по той же должности, осуществлялась на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. Поэтому считают, что поскольку работники организации, в которой Балабанов В.А. работает, воспользовались своим правом досрочного выхода на пенсию на основании пункта 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом суммирования периодов работы, подлежащих включению в специальный стаж, истец так же имеет право на назначение досрочной пенсии по данному основанию.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности КовалеваН.Л. заявленные Балабановым В.А. исковые требования не признала. В обоснование возражений пояснила, что у истца отсутствует требуемый законом специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку периоды работы с 14.12.1987 по 31.12.1988 в должности монтера пути, с 01.01.1990 по 31.12.1990, с 01.01.1992 по 31.12.1992 в должности бригадира (освобожденного) (информация скрыта) дистанции пути, с 01.01.1996 по 31.12.1996 в качестве монтера пути (информация скрыта) дистанции пути, с 01.01.1998 по 03.04.2000 – в должности монтера пути ПМС № 104 не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ, так как из представленных документов не усматривается постоянная занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. Период работы с 04.04.2000 по 21.07.2004 в должности неосвобожденного бригадира ПМС № 104 не подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ, так как указанная должность не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 272.

Кроме того, льготный характер работы Балабанова В.А. после регистрации в качестве застрахованного лица не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Имеющийся стаж на соответствующих видах работ не дает истцу права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». На основании изложенного, просила отказать в удовлетворении заявленного иска в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) представленные по делу доказательства, приходит к выводу об удовлетворении заявленных Балабановым В.А. исковых требований с учетом уточнения по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.) по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16июля2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272 (далее – Список).

Согласно указанному Списку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 272, право на льготное пенсионное обеспечение имеют монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятые на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, а также мастера (дорожные, мостовые, тоннельные), занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при подсчете специального стажа работы следует учитывать, работал ли истец по профессии (занимал ли должность), указанной (указанную) в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272, и была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтеров пути, бригадиров).

По смыслу изложенного включение периодов работы в специальных стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, допускается только при соблюдении указанных условий.

Согласно приказу Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» основанием для отнесения участков железных дорог к участкам с интенсивным движением поездов служат размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сутки) по графику на двухпутных участках более 50 пар и однопутных – более 24 пар в сутки.

Интенсивность движения поездов определяется по графикам движения поездов, утверждаемых ежегодно МПС России, которые являются основой организации движения поездов и объединяют деятельность всех подразделений, выражая заданный объем эксплуатационной работы железных дорог.

Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29).

Судом установлено, что 22.04.2016 года истец БалабановВ.А. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии в связи с работой в тяжелых условиях труда на основании пункта 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) Балабанову В.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Принятое решение ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) мотивировано тем, что права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Балабанов В.А. не имеет, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. По представленным для определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости документам в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) включены периоды работы:

- с 01.01.1989 г. по 01.08.1989 г. – 00 год 07 мес. 01 дн. в должности монтера пути Орловской дистанции пути;

- с 02.08.1989 г. по 31.12.1989 г. – 00 год 05 мес. 00 дн.; с 01.01.1991 г. по 31.12.1991 г. – 01 год 00 мес. 01 дн.; с 01.01.1993 г. по 22.11.1993 г. – 00 лет 10 мес. 22 дн. в должности бригадира пути Орловской дистанции пути;

- с 14.10.1994 г. по 31.12.1995 г. – 01 год 02 мес. 18 дн.; с 01.01.1997 г. по 17.01.1997 г. – 00 лет 00 мес. 17 дн. в должности монтера пути Орловской дистанции пути

- с 24.01.1997 г. по 31.12.1997 г. – 00 лет 11 мес. 08 дн. в должности монтера пути Путевой машинной станции № 104.

Так же ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, зачтен период работы БалабановаВ.А. с 01.06.1986 г. по 15.06.1987 г. – 01 год 00 мес. 15 дн. каменщиком, который в соответствии с пунктом 2 Правил № 516 подлежит суммированию с периодами работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.

С учетом включенных ответчиком периодов работы стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости Балабанова В.А. составляет 06 лет 01 месяц 22 дня.

В стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы Балабанова В.А. с 14.12.1987 по 31.12.1988 в должности монтера пути, с 01.01.1990 по 31.12.1990, с 01.01.1992 по 31.12.1992 в должности бригадира (освобожденного) ст. Орел Орловской дистанции пути, с 01.01.1996 по 31.12.1996 в качестве монтера пути ст. Орел Орловской дистанции пути, с 01.01.1998 по 03.04.2000 и с 22.04.2009 по 01.08.2010 – в должности монтера пути ПМС № 104, с 22.07.2004 по 21.04.2009 – в качестве дорожного мастера, в связи с отсутствием интенсивности движения поездов по направлениям, где протекала работа истца; с 04.04.2000 по 21.07.2004 – в должности неосвобожденного бригадира ПМС №104, так как Списком № 272 указанная должность не предусмотрена.

При этом, ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) за Балабановым В.А., в связи с проживанием на территории, относившейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, признано право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по достижении 57 лет (л.д. 8-9).

Несмотря на доводы ответчика, отказавшего Балабанову В.А. в назначении досрочной льготной пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ на основании пункта 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» суд, оценивая все представленные истцом в совокупности доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу, что ими в полной мере подтверждаются обстоятельства, на которых основаны заявленные последним исковые требования, в частности выполнение работы в спорный период в особых условиях труда, а также наличие требуемого специального стажа для назначения страховой пенсии досрочно на льготных основаниях.

Из трудовой книжки БалабановаВ.А. следует, что 14.12.1987 истец был принят в Орловскую дистанцию пути Московской железной дороги монтером пути 2 разряда; 15.08.1988 ему установлен 3 разряд монтера пути; 02.08.1989 переведен бригадиром пути; 22.11.1993 уволен по ст. 31 КЗоТ РФ; 14.10.1994 принят в Орловскую дистанцию пути Московской железной дороги мастером пути по 3 разряду; 17.01.1997 – уволен на основании ст. 29 п. 5 КЗоТ РФ переводом в ПМС-104; 24.01.1997 принят в ПМС-104 монтером пути по 3 разряду; 04.04.2000 переведен неосвобожденным бригадиром по 4 разряду; 01.10.2002 установлен 5 разряд бригадира; 22.07.2004 переведен и.о. дорожного мастера по 10 разряду, назначен дорожным мастером в путевую колонну; 01.07.2008 Путевая машинная станция № 104 Дирекции филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» реорганизована в Путевую машинную станцию № 104 структурное подразделение Московской дирекции по ремонту пути структурное подразделение Центральной дирекции по ремонту пути филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги»; 22.04.2009 переведен монтером пути 5-го разряда участка производства путевых работ; 02.08.2010 переведен мастером дорожным (участок I группы); 29.01.2016 переведен мастером дорожным (участка I группы) в путевую колонну; продолжает работать по настоящее время (л.д. 11-18).

Из представленной Орловско-Курским центром организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» информации от 01.04.2018 следует, что согласно расчету классности железнодорожных станций интенсивность движения поездов по железнодорожной станции Орёл составила: 1996 год – 55 пар поездов в сутки; 1997 год – 55; 1998 – 55; 199 – 55; 2000 – 55; 2004 – 105; 2005 – 65; 2006 – 65; 2007 -65; 2008 – 65; 2009 – 125; 2010 – 120,5; по железнодорожной станции Стальной Конь: 1996 год – 39,5 пар поездов в сутки; 1997 год – 24,25; 1998 – 22,7; 199 – 35,9; 2000 – 41,05; 2004 – 41; 2005 – 41,95; 2006 – 65; 2007 – 50,98; 2008 – 45,98; 2009 – 45,2; 2010 – 42,82.

Из представленных Московской дирекцией управления движением Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» сведений так же следует, что интенсивность движения поездов на участке Стальной Конь – Орёл, Орёл – Мценск, Орёл – Малоархангельск в соответствии с графиками движения поездов за период с 1987 года по 1998 год и с 1998 года по 2010 год суммарно поездов пассажирских, пригородных, грузовых (в парах поездов) составляла постоянно более 60 пар.

Согласно справке, уточняющей особый характер работы от 18.04.2016 №77, выданной истцу Орловской дистанцией пути Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД», Балабанов В.А. работал в Орловской дистанции пути с 14.12.1987 (приказ №486 от 09.12.1987 г.) по 01.08.1989 в качестве монтера пути 3 околотка 3 участка станции Орёл, занятого по текущему содержанию, ремонту пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов с полным рабочим днем без простоев.

С 02.08.1989 (приказ № 466 от 02.08.1989 года) по 22.11.1993 работал в Орловской дистанции пути в качестве бригадира (освобожденного) по текущему содержанию, ремонту пути и искусственных сооружений 7 околотка 3 участка станции Орёл.

С 14.10.1994 (приказ № 555 от 13.10.1994 года) по 17.01.1997 работал в Орловской дистанции пути в качестве монтера пути 8 околотка 3 участка станции Орёл, занятого по текущему содержанию, ремонту пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов с полным рабочим днем без простоев.

С 01.01.1992 года по 17 января 1997 года отпусков без сохранения заработной платы, учебных отпусков и простоев не было. (л.д. 19).

Согласно справке от 19 февраля 2019 года №29, выданной Путевой машинной станцией № 104 структурного подразделения Московской дирекции по ремонту пути структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути филиала ОАО «РЖД», Балабанов В.А. действительно работает в Путевой машинной станции структурного подразделения Московской дирекции по ремонту пути структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути филиала ОАО «РЖД» с 24.01.1997 г. (приказ № 11 от 23.01.1997 г.) по настоящее время. В период с 24.01.1997 г. по настоящее время Балабанов В.А. работал полный рабочий день и полную рабочую неделю. В отпуске по уходу за ребенком, в учебном отпуске за указанный период не находился.

С 24.01.1997 по 03.04.2000 работал монтером пути третьего разряда (приказ № 11 от 23.01.1997 г.).

С 04.04.2000 по 21.07.2004 работал неосвобожденным бригадиром (приказ № 81 от 04.04.2000 г.).

С 22.07.2004 по 21.04.2009 работал мастером дорожным на участке путевой колонны с интенсивным движением поездов.

С 22.04.2009 по 01.08.2010 был переведен на должность монтера пути пятого разряда участка производства путевых работ с интенсивным движением поездов (приказ №28/лс от 22.04.2009 г.).

С 02.08.2010 по настоящее время работает мастером дорожным (участка I группы) в путевой колонне (приказ № 110/лс от 02.08.2010 г.).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 272 от 24.04.1992 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» и в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 БалабановВ.А. имеет право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах в связи с особыми условиями труда за период трудовой деятельности с 24.01.1997 по настоящее время

В справке указано, что основанием для её выдачи являются приказы, штатное расписание, трудовая книжка. (л.д. 26-27).

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Ш.В.Д. указал, что он так же, как Балабанов В.А., работал в ПМС № 104 в должности монтера пути в период с 1985 года по 1997 год. Работа осуществлялась на выездах на участках железной дороги Стальной Конь - Орёл, Орёл - Мценск, Орел - Малоархангельск с интенсивным движением поездов. Интенсивность движения поездов на участках, на которых они осуществляли работу, всегда была большой. В связи с характером работы в 2014 г. ему была назначена льготная пенсия, при назначении которой никаких вопросов не возникало. Им была представлена в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) выданная Путевой машинной станцией № 104 справка, уточняющая особый характер работы, на основании которой и была назначена пенсия.

Свидетель П.А.А. суду так же показал, что он, как и истец, работал монтером пути в Путевой машинной станции № 104 в период с 1985 года по 2016 год. В 2016 году на основании выданной Путевой машинной станцией №104 справки, уточняющей особый характер работы, ему была досрочно назначена пенсия. При назначении пенсии никаких вопросов по интенсивности движения поездов не возникало. На базе ПМС № 104 работы монтеры пути не осуществляли. Работа монтеров ПМС № 104 осуществлялась на выездах на участках железной дороги Стальной Конь - Орёл, Орёл - Мценск, Орел - Малоархангельск с интенсивным движением поездов.

Свидетель Кондрашов Д.А. суду пояснил, что он с сентября 2004 года работал в ПМС № 104 в должности монтера пути. С июля 2015 года работает в должности главного инженера. Монтеры пути ПМС № 104 работают на различных участках железной дороги. В основном работали на участках дороги: Стальной Конь - Орел, Орел - Мценск, Орел - Малоархангельск. Монтеры пути ПМС №104 выполняют те же работы, что монтеры дистанции пути, но монтеры дистанции пути выполняют текущие работы, а монтеры ПМС № 104 – капитальные работы, которые требуют наличие специализированной техники. Работники, работающие в должности неосвобожденных бригадиров ПМС № 104, фактически являются монтерами пути. Они выполняют ту же работу, что и монтеры пути, те же трудовые обязанности, в которые входит текущее содержание, ремонт пути, замена шпал, рельс, то есть работа, обеспечивающая возможность бесперебойного движения поездов по участкам железной дороги, с выполнением дополнительных обязанностей, возложенных на них как на бригадиров, по организации выполнения работ по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, осуществлению руководства рабочими, выполняющими эти работы в пределах обслуживаемого участка.

Действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания, и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей.

Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда оснований не имеется, они были предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний, свидетели представили суду копии трудовых книжек, подтверждающих факт совместной работы с истцом в спорный период времени.

Оспаривая право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», представитель ответчика в судебном заседании ссылался на отсутствие у Балабанова В.А. требуемого стажа на соответствующих видах работ.

Разрешая спор, суд учитывает, что должности, которые истец занимал, работая в Орловской дистанции пути и Путевой машинной станции № 104 в качестве монтера пути, дорожного мастера и бригадира, занятого на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, предусмотрены Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».

Оценивая с учетом представленных доказательств характер работы Балабанова В.А. в должности неосвобожденного бригадира ПМС № 104 в спорный период, который ответчиком не зачтен в стаж на соответствующих видах работ, поскольку указанная должность не предусмотрена Списком № 272, суд приходит к выводу, что период работы в указанной должности – с 04.04.2000 по 31.12.2000, как заявлено истцом, так же подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как в указанный период истец фактически выполнял работу монтера пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов с одновременным выполнением функций бригадира.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, высказанной при принятии конкретных решений по делам в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции РФ и гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания, а различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Ограничение прав истца на социальное обеспечение по отношению к другим гражданам не может быть оправдано ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования Балабанова В.А. являются законными и обоснованными, а периоды его работы с 14.12.1987 по 31.12.1988 в должности монтера пути Орловской дистанции пути Московской железной дороги, с 01.01.1990 по 31.12.1990, с 01.01.1992 по 31.12.1992 в должности бригадира (освобожденного) ст. Орёл Орловской дистанции пути Московской железной дороги, с 01.01.1996 по 31.12.1996 в качестве монтера пути ст. Орёл Орловской дистанции пути Московской железной дороги, с 01.01.1998 по 03.04.2000 – в должности монтера пути Путевой машинной станции № 104 Орловского отделения Московской железной дороги, с 04.04.2000 по 31.12.2000 – в должности бригадира Путевой машинной станции № 104 Орловского отделения Московской железной дороги с учетом подтвержденной представленными документами полной занятости на работах с особыми условиями труда в течение полного рабочего дня в указанные периоды, а также занятости на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение на основании пункта 5 части 1 и часть 2 статьи 30 от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При включении в подсчет специального стажа истца вышеуказанных периодов с учетом включенных ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в подсчет специального стажа истца периодов, специальный стаж истца на дату обращения в пенсионный орган, составлял более 12 лет 6 месяцев, что дает Балабанову В.А. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (по состоянию на 31.12.2018) на 5 лет, то есть по достижении возраста 55 лет на основании пункта 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Суд также принимает во внимание, что ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) признало за Балабановым В.А. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года.

Согласно действующему законодательству гражданам, имеющим право на одновременное снижение общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и в соответствии со ст. 30-37 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставлено право на суммирование льгот по снижению пенсионного возраста.

Соответственно, с учетом суммирования льгот по снижению пенсионного возраста право на получение страховой пенсии у Балабанова В.А. возникло по достижении им возраста 52 лет, то есть 26 января 2016 года.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Как следует из представленных суду документов, Балабанов В.А. обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии 22 апреля 2016 года, в то время, как право на досрочную пенсию с учетом уменьшения пенсионного возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в общей сложности на 8 лет, возникло у последнего по достижению им возраста 52 лет, то есть 26 января 2016 года, соответственно пенсия должна быть назначена ему со дня обращения за указанной пенсией – с 22 апреля 2016г.

Согласно ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся другие признанные судом необходимыми расходы.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Балабанова Валерия Анатольевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии – удовлетворить.

Включить периоды работы Балабанова Валерия Анатольевича с 14.12.1987 по 31.12.1988 в должности монтера пути Орловской дистанции пути Московской железной дороги, с 01.01.1990 по 31.12.1990, с 01.01.1992 по 31.12.1992 в должности бригадира (освобожденного) ст. Орёл Орловской дистанции пути

Орловской дистанции пути Московской железной дороги, с 01.01.1996 по 31.12.1996 в качестве монтера пути ст. Орёл Орловской дистанции пути Московской железной дороги, с 01.01.1998 по 03.04.2000 – в должности монтера пути Путевой машинной станции № 104 Орловского отделения Московской железной дороги, с 04.04.2000 по 31.12.2000 – в должности бригадира Путевой машинной станции № 104 Орловского отделения Московской железной дороги в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Признать за Балабановым Валерием Анатольевичем право на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» на 5 лет.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить Балабанову Валерию Анатольевичу выплату пенсии с 22 апреля 2016 года.

Взыскать с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Балабанова Валерия Анатольевича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 03 июля 2019 года.

Судья                           С.В.Сандуляк


2-968/2019 ~ М-488/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Балабанов Валерий Анатольевич
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ( межрайонное)
Суд
Заводской районный суд г. Орла
Судья
Сандуляк Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
zavodskoy--orl.sudrf.ru
22.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2019Передача материалов судье
27.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.03.2019Предварительное судебное заседание
01.04.2019Судебное заседание
19.04.2019Судебное заседание
13.05.2019Судебное заседание
21.05.2019Судебное заседание
19.06.2019Судебное заседание
28.06.2019Судебное заседание
03.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее