РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего Грицай И.Л.,
при секретаре Лукмановой Н.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Петровой М.А. к Военному комиссариату Самарской области о перерасчете пенсии и взыскании недополученной пенсии,
у с т а н о в и л:
Петрова М.А. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Самарской области о перерасчете пенсии и взыскании недополученной пенсии, в обоснование заявленных требований указав, что она является пенсионером МО РФ и получает пенсию в Военном комиссариате Самарской области по случаю потери кормильца, участвовавшего в боевых действиях. Истица полагала, что ответчиком нарушены ее пенсионные права и Военным комиссариатом Самарской области неправомерно не производится повышение ее пенсии в связи с повышением размера пенсий по старости, в связи с чем, истица просила суд обязать ответчика произвести ей единовременную выплату недополученной суммы повышения пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № рублей и обязать ответчика производить ей с ДД.ММ.ГГГГ выплату пенсии по случаю потери кормильца с повышением, установленным п. «г» ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Истица Петрова М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила суд удовлетворить их. При этом, суду пояснила, что согласна с расчетом размера недополученной пенсии и основанием повышения пенсии, указанным представителем ответчика. Действительно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. получала пенсию не от Министерства Обороны РФ, с заявлением в Военный комиссариат <адрес> о перерасчете пенсии не обращалась.
Представитель ответчика Сачкова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, полагая их не основанными на законе. Суду пояснила, что истица являлась получателем пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, затем правоотношения с Петровой М.А. как пенсионеркой Минобороны России были прекращены, так как она стала получать трудовую пенсию, и получала ее до ДД.ММ.ГГГГ С указанного времени и на данный момент истица является получателем пенсии за умершего мужа. Считает, что срок исковой давности был пропущен, так как с ДД.ММ.ГГГГ. и по ДД.ММ.ГГГГ г. истица в Военный комиссариат Самарской области по вопросу перерасчета пенсии не обращалась. Согласно материалам пенсионного дела ФИО6 был рядовым автоматчиком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был <данные изъяты>, в боевых действиях не участвовал. Считает, что истица имеет право получать пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, но по п. «д» ст. 45 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» и может требовать выплату задолженности по указанному основанию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № рублей.
Выслушав пояснения явившихся сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта «г» статьи 45 Закона (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышались участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 -4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах») из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 Закона.
Согласно материалам пенсионного дела ФИО6 в боевых действиях не участвовал, был рядовым автоматчиком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. был <данные изъяты>
Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», введенный в действие с ДД.ММ.ГГГГ, предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсию по инвалидности и за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - пенсию по случаю потери кормильца, которую в соответствии со статьей 28 данного Закона получают семьи погибших (умерших) военнослужащих. Размер же всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со статьей 43 Закона, т.е. от дохода, который получал сам кормилец.
Статья 45 помещена в разделе «Исчисление пенсий», где учитывается общее для всех видов пенсий. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.
Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются живые военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.
Из этого и следует вывод, что данная надбавка и начисляется к пенсии, получаемой членами семьи и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии указан в статье 45 Закона, дающей право на повышение.
Этот же вывод вытекает и из содержания части 4 статьи 46 того же Закона, предусматривающей повышение пенсии, по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего).
На основании пункта «д» статьи 45 Закона (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышались лицам, которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находились на военной службе не менее шести месяцев (за исключением лиц, находившихся в составе действующей армии), а также лицам, которые в период Великой Отечественной войны (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) проработали не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждены орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную военную службу в годы Великой Отечественной войны, - на 16 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. При этом лицам, родившимся по ДД.ММ.ГГГГ включительно, пенсии в соответствии с настоящим пунктом повышаются без истребования документов, подтверждающих прохождение военной службы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ или стаж работы в период Великой Отечественной войны, указанного в части первой статьи 46 Закона.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 319-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и в соответствии с пунктом «д» статьи 45 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, с ДД.ММ.ГГГГ повышаются лицам, которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находились на военной службе не менее шести месяцев (за исключением лиц, находившихся в составе действующей армии), а также лицам, которые в период Великой Отечественной войны (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) проработали не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждены орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную военную службу в годы Великой Отечественной войны, - на 16 процентов расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») и пересматриваются одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 6 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») исходя из этого увеличения.
При наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных пунктами «г», «д» и «з» части первой статьи 45 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру.
Судом установлено, что в период получения истицей пенсии по случаю потери кормильца по Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон) в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время её исчисление производилось без учета повышения, предусмотренного пунктом «д» статьи 45 Закона.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что назначенная истице пенсия по случаю потери кормильца подлежит повышению на 16 процента базовой части трудовой пенсии по старости.
Аналогичная правовая позиция нашла свое подтверждение в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 213пв-99пр.
На основании статьи 58 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Кроме этого, судом установлено, что в результате инфляции (факт наличия которой общеизвестен и в силу статьи 61 ГПК РФ доказыванию не подлежит) покупательская способность несвоевременно выплаченных истице денежных сумм за указанный период снизилась и истице причинен ущерб, который должен быть в полном объеме компенсирован. На данное обстоятельство указано Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), где в пункте 13 определено, что при определении убытков от инфляции размер подлежащих выплате денежных сумм может определяться с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком были нарушены пенсионные права истицы и ее пенсия начислялась ей в меньшем объеме, чем предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии с правилами ст. 36 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», размер пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в процентном соотношении к соответствующим суммам денежного довольствия кормильца, в связи с чем, любое повышение денежного довольствия (его составных частей) должно за собой повлечь и увеличение пенсии по случаю потери кормильца.
Вместе с тем, судом установлено, что Петрова М.А. являлась получателем пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, затем правоотношения с Петровой М.А. как пенсионерки Минобороны России были прекращены, так как она стала получать трудовую пенсию, и получала ее до ДД.ММ.ГГГГ С указанного времени и на данный момент истица является получателем пенсии за умершего мужа.
Таким образом, пенсионные правоотношения между Петровой М.А., как получателем пенсии по случаю потери кормильца и Военным комиссариатом были прекращены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Получателем пенсии по случаю потери кормильца истица не являлась около 3 лет, с заявлением о перерасчете и доплате пенсии истица в Военный комиссариат не обращалась более 3 лет.
В силу статьи 51 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" заявления о назначении пенсии представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
В силу положений ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии со статьей 55, 58 Закона при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии, перерасчет производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии, при несвоевременном его обращении, может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом. Сумма пенсии, начисленная пенсионеру из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением.
Из системного толкования указанных норм законодательства перерасчет пенсии неразрывно связан с фактом обращения самого пенсионера за реализацией его права на увеличение пенсии и носит исключительно заявительный характер.
Таким образом, положения части 2 статьи 58 Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в данном случае применены быть не могут, поскольку спор возник не по вопросу начисленной, а неполученной пенсии.
Суд полагает, что в рассматриваемом споре отсутствует вина ответчика в неполучении пенсии истцом, поскольку соответствующая выплата пенсии была ей прекращена в ДД.ММ.ГГГГ., а иные правовые основания для выплаты заявленной ко взысканию суммы во внесудебном порядке у ответчика до момента обращения истца в суд отсутствовали.
Таким образом, суд полагает, что истцом пропущен установленный законом срок исковой давности для обращения в суд за защитой нарушенного своего права, в связи с чем, исковые требования в отношении Петровой М.А. в части взыскания недополученной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Петровой М.А. к Военному комиссариату Самарской области о перерасчете пенсии и взыскании недополученной пенсии удовлетворить частично.
Обязать Военный комиссариат Самарской области произвести Петровой М.А. единовременную выплату недополученной суммы повышения пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № рублей.
Обязать Военный комиссариат Самарской области производить Петровой М.А. с ДД.ММ.ГГГГ выплату пенсии по случаю потери кормильца с повышением, установленным п. «д» ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента его изготовления в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ