Дело №12-108/2016
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление должностного лица
по делу об административном правонарушении
09 ноября 2016 года
Судья Качканарского городского суда Свердловской области Козлова А.В. (Свердловская область г. Качканар ул. Свердлова дом 8),
при ведении протокола судебного заседания секретарем Захаровой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу
Петровой Ольги Александровны, <данные изъяты>»,
на постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области №62 от 29.03.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
Установил:
Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее - РЭК СО) в период с 25.01.2016 по 16.02.2016 была проведена плановая документарная проверка соблюдения порядка ценообразования, порядка формирования и применения регулируемых цен (тарифов) и факторов, на них влияющих, хозяйственной деятельности в сфере регулирования ценообразования в отношении ООО «Качканарская Теплоснабжающая Компания» (далее - ООО «КТК»), расположенного по адресу: <адрес>
Проверкой установлены факты нарушения ООО «КТК» порядка ценообразования - в период с 01.03.2015 по 01.01.2016 гражданам производились начисления за горячую воду по расчетным ставкам платы в размерах 84,54 руб./куб.м. и 94,35 руб./куб.м. вместо применения утвержденных тарифов в виде двух компонентов (компонента на тепловую энергию и компонента на теплоноситель), в результате чего, были нарушены: п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», п. 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1075, п. 29 постановления РЭК СО от 15.12.2014 №210-ПК «Об утверждении тарифов на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям в свердловской области с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), на 2015 год».
По результатам проверки был составлен акт №11 от 16.02.2016 и протокол об административном правонарушении от 16.02.2016 в отношении начальника службы энергосбыта ООО «КТК» Петровой О.А., в обязанности которой, согласно должностной инструкции, входит контроль за правильностью применения тарифов на коммунальные услуги, о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
На основании материалов проверки и протокола об административном правонарушении, заместителем председателя РЭК СО было вынесено постановление по делу об административном правонарушении №62 от 29.03.2016, в соответствии с которым, Петрова О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ - иное нарушение установленного порядка ценообразования, за что ей назначено наказание в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Петрова О.А. обратилась с жалобой в суд, указав, что допущенное ею нарушение порядка заполнения счетов на оплату горячего водоснабжения не является нарушением порядка ценообразования, т.к. суммарная цена за горячую воду, указанная в квитанциях на оплату, выставленных потребителям, рассчитана исходя из утвержденных тарифов. Просит постановление должностного лица отменить и производство по делу прекратить за отсутствием в ее действиях состава правонарушения.
В судебном заседании податель жалобы Петрова О.А. и ее защитник Шемарыкин О.А., действующий на основании письменной доверенности, жалобу поддержали в полном объеме по доводам, указанным в ней. Дополнительно пояснили, что по решению Арбитражного суда апелляционной инстанции от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в отношении юридического лица ООО «КТК» по данному нарушению прекращено. В действиях Общества не установлено нарушение порядка ценообразования.
Представитель РЭК СО в судебное заседание не явился, направив дополнения к отзыву на жалобу Петровой О.А., из которого следует, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, поскольку ООО «КТК» вместо применения утвержденных тарифов в виде двух компонентов начисления за горячую воду гражданам производились по расчетным ставкам платы, что не предусмотрено действующим законодательством. Просит суд оспариваемое постановление оставить без изменения, жалобу Петровой О.А. - без удовлетворения. Рассмотреть дело в отсутствие представителя региональной энергетической комиссии.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Петрову О.А. и ее защитника Шемарыкина О.А., исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 ст. 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования в виде наложения административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Порядок ценообразования на тепловую энергию, услуги горячего и холодного водоснабжения, водоотведения установлен Федеральными законами от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406.
В соответствии с указанными нормативными актами, тарифы на тепловую энергию, услуги горячего и холодного водоснабжения, водоотведения подлежат регулированию.
Из материалов дела усматривается, что тарифы на горячую воду на 2015 год для ООО «ТГК» были утверждены Региональной энергетической комиссией Свердловской области в виде двух компанентов: на тепловую энергию на ГВС и на теплоноситель для ГВС. Однако, в период с 01 марта 2015 года по 01 января 2016 года начисления гражданами производились по расчетным ставкам платы в размере 84,54 руб./куб.м и 94,35 руб./куб.м вместо применения утвержденных двухкомпонентных тарифов.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что поставщиком коммунальных услуг для домов частного сектора в гор. Качканаре, в части горячего водоснабжения с использованием открытой системы теплоснабжения, является ООО «КТК».
Из содержания оспариваемого постановления следует, что основанием для привлечения Петровой О.А. к административной ответственности послужили выводы административного органа о нарушении требований вышеуказанного законодательства, поскольку, в период с марта по декабрь 2015 года начисления гражданам за горячую воду производилось по неутвержденным тарифам (ставкам платы) в размерах 84,54 руб./куб.м и 94,35 руб/куб.м.:
- гр. ФИО6 (<адрес>, <адрес>) начислено за март 2015 года за горячую воду в количестве 12,030 куб.м по тарифу (ставке платы) в размере 84,54 руб./куб.м на сумму 1017,02 руб. вместо применения двухкомпонентного тарифа на горячую воду, сумма нарушения по данному потребителю составила 1017,02 руб.,
- гр. ФИО7 (<адрес>) начислено за декабрь 2015 года за горячую воду в количестве 4,01 куб.м по тарифу (ставке платы) в размере 94,35 руб./куб.м на сумму 378,34 руб. вместо применения двухкомпонентного тарифа на горячую воду, сумма нарушения по данному потребителю составила 378,34 руб.
В то же время, постановлением РЭК СО от 15.12.2014 №210-ПК утверждены тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения для ООО «КТК» на 2015 год в следующих размерах:
- на период с 01.01.2015 по 30.06.2015: компонент на теплоноситель - 10,34 руб./куб.м, компонент на тепловую энергию - 1315,58 руб./Гкал;
- на период с 01.06.2015 по 31.12.2015: компонент на теплоноситель - 10,69 руб./куб.м, компонент на тепловую энергию - 1483,35 руб./Гкал.
Не применение данных тарифов ООО «КТК», по мнению административного органа, является иным нарушением ценообразования, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, административным органом не проведена проверка о соответствии начисленных в квитанциях потребителям тарифов действующим формулам, что в свою очередь влияет существенным образом на причинение вреда охраняемым законам интересам, либо угрозе его применения.
Должностное лицо, привлеченное к административной ответственности и ее защитник утверждают, что какого-либо вреда, либо угрозы причинения вреда не допустили.
Суд, проверив расчеты, приходит к выводу, что размер платы за горячее водоснабжение, рассчитанный как по ставкам платы, применяемый ООО «КТК», так и по двухкомпонентному тарифу, одинаковый:
1) по гр. ФИО6
- по ставкам платы, применяемым ООО «КТК»: 12,030 куб.м (объем потребленной воды) х 84,54 руб./куб.м = 1017,02 руб.;
- по двухкомпонентному тарифу: (12,030 куб.м х 10,34 руб./куб.м) + (12,030 куб.м х 0,0564 Гкал/куб.м х 1315,58 руб./Гкал) = 1017,02 руб.
Таким образом, суммарная цена за горячую воду, указанная в квитанциях на оплату, выставляемых потребителям за данные периоды, рассчитана ООО «КТК» верно, исходя из утвержденных тарифов.
Указанное свидетельствует об отсутствии причинения вреда охраняемым законам интересам и угрозе причинения такового вреда и подлежит учету при назначении наказания.
В настоящее время квитанции потребителям выставляются в соответствии с требованиями РЭК Свердловской области.
Расчет цены на жилищно-коммунальные услуги является процессом ценообразования, поскольку при исчислении стоимости услуги его исполнителем производится применение установленных методов, формул, их составляющих, производится расчет суммы стоимости оказанных услуг. Расчет приводится в платежном документе - квитанции (счете-извещении), предъявленном потребителю коммунальных услуг. Закон не допускает применение в платежных документах, предъявляемых гражданам, расчетных ставок платы за коммунальные услуги.
Применением при расчетах с гражданами расчетных ставок, не утвержденных в установленном порядке, вместо применения утвержденных в установленном порядке тарифов на горячую воду, является нарушением порядка ценообразования.
В соответствии со ст. 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Данная норма введена в действие с 04.07.2016г. в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016г. № 316-ФЗ и подлежит применению в соответствии с ч.2 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо - Петрова О.А. является работником субъекта малого и среднего предпринимательства. Требования ч.2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу соблюдены. К правонарушением, по которым в силу ч.2 ст. 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невозможно заменить штраф на предупреждение, допущенное правонарушение не относится.
На основании изложенного, принятое в отношении должностного лица Петровой О.А. постановление подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области №62 от 29.03.2016 в отношении Петровой Ольги Александровны в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить в части назначенного должностному лицу наказания.
Заменить назначенный Петровой Ольге Александровне административный штраф в размере 25 000 руб. на предупреждение.
В остальной части постановление № 62 от 29.03.2016г. оставить без изменения, жалобу Петровой О.А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы в Качканарский городской суд Свердловской области.
Судья Качканарского городского суда А.В.Козлова