РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Рязань
Московский районный суд г. Рязани в составе судьи Кузнецовой Э.А. с участием:
истца Францева О.А.,
представителя истца А.А.В.,
при секретаре Севелевой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Московского районного суда г.Рязани гражданское дело № 2-1726/2015 по иску Францева О.А. к Администрации г. Рязани о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Францев О.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Рязани о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Свои требования истец мотивирует тем, что был принят на работу в в/ч №. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал водителем, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - бетонщиком. ДД.ММ.ГГГГ Францев О.А. был уволен с работы по собственному желанию.
В конце 1995 года Францеву О.А. в/ч № была предоставлена в бессрочное пользование квартира по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован в указанной квартире, где и проживает по настоящее время.
На основании постановления главы администрации г. Рязани № от ДД.ММ.ГГГГ владельцем дома № корп. № по <адрес> на праве оперативного управления сейчас является Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации г.Рязани (ранее МУ ЖКХ «Дирекция единого заказчика» Администрации г. Рязани).
При сборе документов в целях приватизации указанной квартиры обнаружилось, что документ, подтверждающий право пользования этим жилым помещением, не сохранился. Истец обращался в ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации», из которого был получен ответ, о том, что «документы по учету жилой площади Рязанской КЭЧ на хранение в ЦА МО РФ не поступали местонахождение их архиву не известно. В исторической справке КЭЧ сведений об отсутствующих документах нет. В документах в/ч № запрашиваемых сведений нет».
Истцом ДД.ММ.ГГГГ в МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Рязани» были поданы документы для приватизации вышеуказанной квартиры. В мае 2015 года было получено Заключение об отказе в передаче в порядке приватизации данного жилого помещения в связи с тем, что не представлен документ, подтверждающий право пользования спорным жилым помещением.
С момента вселения и по настоящее время истец постоянно проживает в указанном жилом помещении, оплачивает коммунальные услуги и квартплату, никаких претензий со стороны владельца дома ему не поступало.
Право на бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения истец не использовал. Данный факт подтверждается справкой Рязанского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ г.
В связи с утратой документа, подтверждающего право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> реализовать свое право на приватизацию этого жилого помещения во внесудебном порядке Францеву О.А. не представляется возможным.
Истец просит суд признать за истцом право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Францев О.А. и его представитель А.А.В., действующий на основании доверенности, удостоверенной нотариусом нотариального округа города Рязани М.Г.С. ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной в реестре за №, выданной сроком на один год исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Администрации г.Рязани надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился и о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца и его представителя, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» № 189 – ФЗ от 29 декабря 2004 года, к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключение случаев, предусмотренных настоящим Федеральным кодексом.
Согласно ст.7 вышеуказанного закона к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В силу ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в предусмотренном законом порядке.
В судебном заседании бесспорно установлено, что в период нахождения в трудовых отношениях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в/ч № Францеву О.А. была предоставлена в конце 1995 года отдельная однокомнатная квартира № в доме гостиничного типа № <адрес>. В указанной квартире истец был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой жилищно-эксплуатационного участка ООО «Комбайнбыт» (л.д.27).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Францев О.А. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной администрацией Сменовского сельского поселения (л.д.11).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован по адресу <адрес>
Как следует из справки Рязанского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ истцом право бесплатной приватизации жилья на ДД.ММ.ГГГГ не использовано.
26 мая 1998 года постановлением администрации города Рязани за № 2308 «О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения 360 авиационного ремонтного завода в хозяйственной ведение и оперативное управление с постановкой на баланс муниципальным предприятиям и учреждениям» <адрес> (позиция № перечня объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения 360 авиационного ремонтного завода, передаваемых в муниципальную собственность) был принят в собственность муниципального образования – город Рязань от 360 авиационного ремонтного завода.
Постановление было издано во исполнение распоряжения Правительства РФ №1789-Р от 20 декабря 1997 г., решений Рязанского городского Совета №78 от 26 марта 1998 г. «О делегировании полномочий Рязанского городского Совета администрации города», №186 от 14 августа 1997 г. «О делегировании полномочий администрации г. Рязани», №134 от 26 июня 1997 г. «Об утверждении перечня объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения 360 авиационного ремонтного завода, передаваемых в муниципальную собственность».
В соответствии с пунктами 1 и 2 указанного постановления было поручено Управлению муниципальным имуществом принять в муниципальную собственность объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения 360 авиационного ремонтного завода, указанные в прилагаемом перечне и передать жилые дома, мастерскую домоуправления с оборудованием для обслуживания жилья (позиции 1-23, позиция 29 согласно прилагаемому перечню) на баланс МУ ЖКХ «Дирекция единого заказчика».
Таким образом, на основании постановления главы администрации города Рязани №2308 от 26 мая 1998 года многоквартирный дом по адресу <адрес> был передан в Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации города Рязани (ранее МУ ЖКХ «Дирекция единого заказчика). Бывшим владельцем здания было федеральное унитарное предприятие «360 авиационный ремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации», до ДД.ММ.ГГГГ – войсковая часть №, что подтверждается реестром от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23).
В настоящее время у Францева О.А. не сохранился ордер на предоставление ему спорного жилого помещения и подтверждающий его право пользования этим жилым помещением. Из ответа на запрос, поступившего от Федерального государственного казенного учреждения «Центральный архив министерства обороны Российской федерации» ДД.ММ.ГГГГ № следует, что документы по учёту жилой площади Рязанской КЭЧ на хранение в ЦА МО РФ не поступали и местонахождение их архиву неизвестно. В документах в/ч № запрашиваемых сведений нет (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию города Рязани, подав документы в МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Рязани», о приватизации вышеуказанной квартиры. В мае 2015 года им был получен ответ об отказе в передаче жилого помещения в собственности в порядке приватизации, в связи с тем, что отсутствует документ, подтверждающий право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма (л.д.6)
По договору социального найма жилое помещение предоставляется в государственном или муниципальном жилищном фонде (п. 1 ст. 672 ГК РФ, ст. 49 ЖК РФ)
Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В ч. 1 ст. 49 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Из содержания ст. 60, 61 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что право пользования и проживания жилым помещением, находящимся в государственном или муниципальном жилищном фонде, у гражданина (нанимателя) возникает на основании договора социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (ст. 15 ч. 2 ЖК РФ)
Виды жилых помещении закреплены в ст. 16 ЖК РФ. В соответствии с данной нормой закона к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Часть 1 ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации дает перечень жилых помещений, которые могут быть предметом договора социального найма: жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры. По общему правилу предметом договора социального найма должно быть изолированное жилое помещение. По договору социального найма жилое помещение передастся нанимателю для использования его по целевому назначению в качестве жилья.
Как следует из технического и кадастрового паспортов спорное жилое помещение представляет собой изолированную квартиру общей площадью 12,5 кв.м., в том числе жилой – 7,2 кв.м. (л.д. 16,17).
В настоящее время в спорной квартире никто, кроме истца не зарегистрирован, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №436. С момента открытия лицевого счёта по размещению на заселение несовершеннолетних детей прописано и выписано не было. (л.д.27).
Согласно справки Рязанского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» квартира по адресу <адрес> организациях технической инвентаризации по праву собственности не зарегистрирована.
Законность предоставления, вселения и пользования истцом квартирой № дома № по <адрес> подтверждена материалами дела и не оспаривается ответчиком. С момента передачи жилого помещения в муниципальную собственность администрацией г. Рязани не предъявлялись требования к истцу об освобождении занимаемого им жилого помещения. Между сторонами фактически сложились правоотношения, являющиеся предметом договора социального найма, и регулируемые положениями главы 8 ЖК РФ. Истец несёт обязанности по содержанию квартиры и оплачивает коммунальные расходы, что подтверждается предоставленными на обозрение в судебном заседании квитанциями.
Оценивая все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о правомерности вселения и проживания истца в жилом помещении, признает за ним право пользовании квартирой.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса указанных жилых помещений, что нашло свое отражение в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ за первый квартал 2006 года. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Таким образом, квартира по адресу: <адрес>, утратила статус служебной при передаче в муниципальную собственность.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. № 1301 государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Жилые помещения в общежитиях в соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся к жилым помещением специализированного жилищного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Правилами «Отнесения жилого помещения специализированному жилищному фонду», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42 предусмотрено, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Из вышеприведенных норм следует, что жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве служебного в органах государственной регистрации недвижимости. Однако в материалы дела ответчиком не представлено доказательств принятия администрацией г. Рязани решения о включении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений, в частности, к служебному.
Следовательно, при передаче спорной квартиры в муниципальную собственность она утратила статус «служебная» и к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что спорная квартира не подлежит приватизации. Поэтому истец вправе приобрести спорную квартиру в собственность, руководствуясь статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Оценивая все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о правомерности вселения и проживания истца в жилом помещении, признает за ней право пользовании всей комнатой, и учитывая нормы Жилищного кодекса РФ об объектах жилищных прав, суд считает, что исковые требования Францева О.А. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Францева О.А. к Администрации г. Рязани о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Францевым О.А. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 12,5 кв.м., жилой площадью 7,2 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд в апелляционном порядке через Московский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Э.А. Кузнецова