Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-14/2020 ~ М-1/2020 от 09.01.2020

Дело № 3а-14/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2020 года город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Майоровой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Алешиной Е.А.,

с участием представителя административного истца Пиняева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 3а-14/2020 по административному исковому заявлению Черникова Дмитрия Вениаминовича к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости,

установил:

Черников Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что он является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером <...> общей площадью <...> расположенного по адресу: <...> наименование – <...> назначение – <...>.

Указывает, что налог на вышеуказанное имущество рассчитывается на основании его кадастровой стоимости, которая составляет <...>, что значительно выше рыночной стоимости указанного объекта недвижимости, установленной отчётом об оценке общества с ограниченной ответственностью «<...>» (далее - ООО «<...>»).

Черников Д.В. просит восстановить пропущенный по уважительной причине срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости и установить кадастровую стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 13 февраля 2014 г. в размере <...>.

В судебное заседание административный истец Черников Д.В. не явился, о дате и времени был извещен надлежащим образом, его представитель Пиняев А.А. заявленные требования поддержал по вышеуказанным основаниям, просит суд принять решение об их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Правительства Орловской области Бондарева Ж.В. в письменном отзыве по вопросу удовлетворения заявленных требований полагалась на усмотрение суда. В предварительном судебном заседании суду пояснила, что постановлением Правительства Орловской области от 22 октября 2019 г. № 591 утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки всех объектов недвижимости, которое вступило в силу с 1 января 2020 г.

Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не просили.

Представитель заинтересованного лица администрации города Орла в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не просил.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованного лица.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля <...> Д.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно части 5 данной статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями статей 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе здания, строения, сооружения, помещения), являются плательщиками налога на имущество физических лиц.

Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законом Орловской области от 7 ноября 2016 г. № 2030-ОЗ установлена единая дата начала применения на территории Орловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьёй.

В судебном заседании установлено, что Черников Д.В. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> расположенного по адресу: <...> наименование – <...>, назначение – <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> августа 2007 г. и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <...> декабря 2019 г. (л.д. 8, 159-161).

Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области <...> декабря 2019 г., составляет по состоянию на 13 февраля 2014 г. <...>, которая определена на основании акта об утверждении кадастровой стоимости без номера от 10 апреля 2014 г. (л.д. 9).

Считая результаты определения кадастровой стоимости завышенными, Черников Д.В. 19 декабря 2019 г. обращался с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области, которая письмом от 20 декабря 2019 г. № <...> возвратила данное заявление со ссылкой на пропуск 5-летнего срока со дня определения кадастровой стоимости и внесения сведений в реестр об указанном объекте недвижимости (л.д. 10-11).

При обращении в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости Черниковым Д.В. представлен отчёт ООО «<...>» от 19 декабря 2019 г. № <...>, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> по состоянию на 13 февраля 2014 г. составила <...> (л.д. 12-205).

В судебном заседании свидетель - оценщик <...> Д.В. сведения, указанные в отчёте об оценке рыночной стоимости, подтвердила в полном объеме. Пояснила, что отчёт является достоверным, соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», оценка рыночной стоимости производилась с применением двух подходов – затратного и сравнительного.

Установлено, что отчёт об определении рыночной стоимости выполнен оценщиком на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательств, которые опровергали бы заявленную административным истцом рыночную стоимость объекта недвижимости, свидетельствовали бы об его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом вопреки положениям части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представлено не было. Возражения относительно требований административного истца ими в ходе разбирательства дела не приводились, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости по делу заявлены не были.

Суд, исследовав указанные выше отчёт об оценке, сопоставив его содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, в том числе показаниями свидетеля <...> Д.В., считает, что данные доказательства, представленные истцом в подтверждение рыночной стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости, отвечают требованиям относимости, допустимости, не вызывают сомнений в достоверности.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ, части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.

Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, определена по состоянию на 13 февраля 2014 г. и внесена в Единый государственный реестр недвижимости 10 апреля 2014 г., а с административным исковым заявлением Черников Д.В. обратился в суд 31 декабря 2019 г., то есть с пропуском 5-летнего срока.

В связи с тем, что на момент обращения Черникова Д.В. в суд с административным исковым заявлением в государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты кадастровой оценки, а содержатся сведения о кадастровой стоимости, подлежащие корректировке, суд приходит к выводу о том, что срок подлежит восстановлению.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление Черникова Д.В. подлежит удовлетворению.

Что касается довода представителя административного ответчика Правительства Орловской области о принятии постановления Правительства Орловской области от 22 октября 2019 г. № 591, которым утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки всех объектов недвижимости с 1 января 2020 г., суд исходит из того, что пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Таким образом, за административным истцом сохраняется право на пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной по состоянию на 13 февраля 2014 г., поскольку его обращение с заявлением в суд имело место 31 декабря 2019 г., то есть до вступления в силу вышеуказанного постановления Правительства Орловской области. Кроме того, на дату рассмотрения настоящего административного дела в Единый государственный реестр недвижимости сведения о новой кадастровой стоимости не внесены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Черникова Дмитрия Вениаминовича удовлетворить.

Восстановить Черникову Дмитрию Вениаминовичу срок на подачу заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> наименование – <...> назначение – <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 13 февраля 2014 года.

Датой подачи заявления Черникова Д.В. о пересмотре кадастровой стоимости считать 31 декабря 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 30 января 2020 года.

Председательствующий Л.В. Майорова

Дело № 3а-14/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2020 года город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Майоровой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Алешиной Е.А.,

с участием представителя административного истца Пиняева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 3а-14/2020 по административному исковому заявлению Черникова Дмитрия Вениаминовича к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости,

установил:

Черников Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что он является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером <...> общей площадью <...> расположенного по адресу: <...> наименование – <...> назначение – <...>.

Указывает, что налог на вышеуказанное имущество рассчитывается на основании его кадастровой стоимости, которая составляет <...>, что значительно выше рыночной стоимости указанного объекта недвижимости, установленной отчётом об оценке общества с ограниченной ответственностью «<...>» (далее - ООО «<...>»).

Черников Д.В. просит восстановить пропущенный по уважительной причине срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости и установить кадастровую стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 13 февраля 2014 г. в размере <...>.

В судебное заседание административный истец Черников Д.В. не явился, о дате и времени был извещен надлежащим образом, его представитель Пиняев А.А. заявленные требования поддержал по вышеуказанным основаниям, просит суд принять решение об их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Правительства Орловской области Бондарева Ж.В. в письменном отзыве по вопросу удовлетворения заявленных требований полагалась на усмотрение суда. В предварительном судебном заседании суду пояснила, что постановлением Правительства Орловской области от 22 октября 2019 г. № 591 утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки всех объектов недвижимости, которое вступило в силу с 1 января 2020 г.

Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не просили.

Представитель заинтересованного лица администрации города Орла в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не просил.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованного лица.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля <...> Д.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно части 5 данной статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями статей 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе здания, строения, сооружения, помещения), являются плательщиками налога на имущество физических лиц.

Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законом Орловской области от 7 ноября 2016 г. № 2030-ОЗ установлена единая дата начала применения на территории Орловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьёй.

В судебном заседании установлено, что Черников Д.В. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> расположенного по адресу: <...> наименование – <...>, назначение – <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> августа 2007 г. и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <...> декабря 2019 г. (л.д. 8, 159-161).

Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области <...> декабря 2019 г., составляет по состоянию на 13 февраля 2014 г. <...>, которая определена на основании акта об утверждении кадастровой стоимости без номера от 10 апреля 2014 г. (л.д. 9).

Считая результаты определения кадастровой стоимости завышенными, Черников Д.В. 19 декабря 2019 г. обращался с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области, которая письмом от 20 декабря 2019 г. № <...> возвратила данное заявление со ссылкой на пропуск 5-летнего срока со дня определения кадастровой стоимости и внесения сведений в реестр об указанном объекте недвижимости (л.д. 10-11).

При обращении в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости Черниковым Д.В. представлен отчёт ООО «<...>» от 19 декабря 2019 г. № <...>, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> по состоянию на 13 февраля 2014 г. составила <...> (л.д. 12-205).

В судебном заседании свидетель - оценщик <...> Д.В. сведения, указанные в отчёте об оценке рыночной стоимости, подтвердила в полном объеме. Пояснила, что отчёт является достоверным, соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», оценка рыночной стоимости производилась с применением двух подходов – затратного и сравнительного.

Установлено, что отчёт об определении рыночной стоимости выполнен оценщиком на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательств, которые опровергали бы заявленную административным истцом рыночную стоимость объекта недвижимости, свидетельствовали бы об его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом вопреки положениям части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представлено не было. Возражения относительно требований административного истца ими в ходе разбирательства дела не приводились, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости по делу заявлены не были.

Суд, исследовав указанные выше отчёт об оценке, сопоставив его содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, в том числе показаниями свидетеля <...> Д.В., считает, что данные доказательства, представленные истцом в подтверждение рыночной стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости, отвечают требованиям относимости, допустимости, не вызывают сомнений в достоверности.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ, части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.

Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, определена по состоянию на 13 февраля 2014 г. и внесена в Единый государственный реестр недвижимости 10 апреля 2014 г., а с административным исковым заявлением Черников Д.В. обратился в суд 31 декабря 2019 г., то есть с пропуском 5-летнего срока.

В связи с тем, что на момент обращения Черникова Д.В. в суд с административным исковым заявлением в государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты кадастровой оценки, а содержатся сведения о кадастровой стоимости, подлежащие корректировке, суд приходит к выводу о том, что срок подлежит восстановлению.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление Черникова Д.В. подлежит удовлетворению.

Что касается довода представителя административного ответчика Правительства Орловской области о принятии постановления Правительства Орловской области от 22 октября 2019 г. № 591, которым утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки всех объектов недвижимости с 1 января 2020 г., суд исходит из того, что пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Таким образом, за административным истцом сохраняется право на пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной по состоянию на 13 февраля 2014 г., поскольку его обращение с заявлением в суд имело место 31 декабря 2019 г., то есть до вступления в силу вышеуказанного постановления Правительства Орловской области. Кроме того, на дату рассмотрения настоящего административного дела в Единый государственный реестр недвижимости сведения о новой кадастровой стоимости не внесены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Черникова Дмитрия Вениаминовича удовлетворить.

Восстановить Черникову Дмитрию Вениаминовичу срок на подачу заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> наименование – <...> назначение – <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 13 февраля 2014 года.

Датой подачи заявления Черникова Д.В. о пересмотре кадастровой стоимости считать 31 декабря 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 30 января 2020 года.

Председательствующий Л.В. Майорова

1версия для печати

3а-14/2020 ~ М-1/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Черников Дмитрий Вениаминович
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Правительство Орловской области
Другие
Администрация г. Орла
Суд
Орловский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
09.01.2020Регистрация административного искового заявления
10.01.2020Передача материалов судье
10.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.01.2020Предварительное судебное заседание
29.01.2020Судебное заседание
30.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее