Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-279/2013 ~ М-236/2013 от 14.05.2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23.08.2013 года г.Лихославль

Лихославльский районный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Волошкина О. А.,

при секретаре Мухиной А. В.,

с участием истицы Голубевой Г.С.,

представителя ответчика – начальника Территориального отдела социальной защиты населения Лихославльского района Пановой О.Ю.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации городского поселения гор. Лихославль Лихославльского района Миткеевой О.А.,

помощника прокурора Лихославльского района Соловьевой Е.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Лихославль Тверской области материалы гражданского дела № 2-279/2013 поисковому заявлению Голубевой Г.С.

УСТАНОВИЛ:

Голубева Г.С. обратилась в суд с иском о признании незаконным отказа ТОСЗН Лихославльского района Тверской области включить ее в федеральный реестр на получении субсидии на приобретение жилого помещения и о возложении обязанности включить в федеральный реестр на получение субсидии на приобретение жилого помещения.

В обоснование исковых требований указала, что решением Московского районного суда города Твери от ДД.ММ.ГГГГ за ней, как бывшим несовершеннолетним узником фашистского концлагеря, признано право на получение единовременной социальной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О ветеранах». Она обратилась в ТОСЗН Лихославльского района с заявлением о принятии её на учёт и включении в федеральный реестр граждан, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, где получила отказ. Просит суд обязать ТОСЗН Лихославльского района включить её в федеральный реестр граждан, претендующих на получение субсидии на строительство или приобретение жилья.

Истица Голубева Г.С. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ТОСЗН Лихославльского района Панова О.Ю. в судебном заседании исковые требования Голубевой Г.С. не признала по основаниям, изложенным в отзыве, пояснила, что в ТОСЗН ведется список нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые получают субсидию на эти цели. Голубева Г.С. не может быть включена в реестр граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента от 07.05.2008 года № 714, поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей не приравнены в полном объеме к участникам Великой Отечественной войны, средства на обеспечение жильем данной категории граждан за счет федерального бюджета законом не предусмотрены. В решении Московского районного суда города Твери не определен порядок его исполнения.

Согласно представленным возражениям ТОСЗН Лихославльского района на исковое заявление Голубевой Г.С. (л.д. 23) законодатель в соответствии с Федеральным законом от12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента Российской Федерации от07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», наделяя бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в случае принятия их на соответствующий учет, не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, не приравнивает их к таковым в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, представил отзыв на исковое заявление Голубевой Г.С. (л.д. 64, 71), согласно которому в соответствии с ч. 2 ст. 209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения Московского районного суда города Твери от 24.12.2012года истица Голубева Г.С. не может вновь заявлять в суде те же исковые требования и на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения. В связи с указанным производство по данным требованиям ГолубевойГ.С. подлежит прекращению.

Определением Лихославльского районного суда от 23.08.2013 года в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу отказано.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации городского поселения город Лихославль Тверской области Миткеева О.А. в судебном заседании считала исковые требования ГолубевойГ.С. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Тверской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 96) и отзыв на исковое заявление Голубевой Г.С. (л.д.58), согласно которому Министерство социальной защиты населения Тверской области в соответствии с положениями Законов Тверской области об областном бюджете Тверской области на 2011-2013годы является главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования в соответствии со ст. 125 п. 3, ст. 1069, ст.1071ГКРФ, пп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса России и Закона Тверской области от 18.01.2006 года № 13-ЗО выступает в качестве надлежащего ответчика, а также представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Помощник прокурора Лихославльского района Соловьева Е.Ю. дала заключение об обоснованности исковых требований Голубевой Г.С. и необходимости их удовлетворения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора Лихославльского района, исследовав представленные доказательства, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий указанные в статье49 ЖК РФ категории граждан, к которым относятся малоимущие; иные определенные федеральным законом, Указом президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно п. 8 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившего в силу с 01.01.2005 года, установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В то же время, еще до принятия Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, Президентом Российской Федерации 15.10.1992 года был издан Указ № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», которым постановлено предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Указанные льготы предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Согласно Разъяснениям Минтруда Российской Федерации от 07.07.1999 года № 4
«О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 07.07.1999 года № 20при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15.10.1992 года № 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.

В соответствии с п.п.3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14,16 и 21 настоящего закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и полномочиями по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,15, 17-19 и 21 настоящего федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Во исполнение положений ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Постановлением Администрации Тверской области от 14.11.2006 г. № 275-па «О порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области» предусмотрено предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», за счет средств федерального бюджета в форме субсидии на строительство или приобретение жилого помещения или в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (по заявлению). Предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», в статье 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», за счет средств федерального бюджета в форме субсидии на строительство или приобретение жилого помещения.

Территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области определены исполнительными органами государственной власти Тверской области, уполномоченными осуществлять работу по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета на территории Тверской области.

Судом установлено, чтоГолубева Г.С. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные для данной категории лиц, что подтверждено соответствующим удостоверением (л.д. 5) и не оспаривается сторонами.

Как следует из пояснений истицы, из сведений из ЕГРП (л.д. 90, 120, 121), Голубева Г.С. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, по адресу: <адрес>, принадлежащем с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности ФИО10

Решением жилищной комиссией администрации городского поселения г. Лихославль ДД.ММ.ГГГГ семья Голубевой Г.С. в составе <данные изъяты> была поставлена на общую очередь на получение жилищной площади (л.д. 105).

Решением Совета депутатов городского поселения город Лихославль от 28.06.2006 года №39 установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, размер учетной нормы площади жилого помещения, приходящегося на каждого нанимателя (собственника) жилого помещения и дающей право принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, составляет для отдельных квартир 9 кв.м. общей площади жилого помещения (л.д. 117-118).

ДД.ММ.ГГГГ Голубева Г.С. по решению жилищной комиссии администрации города Лихославль поставлена на льготную очередь, как бывший несовершеннолетний узник концлагеря (л.д. 106). Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден её статус как нуждающейся в жилом помещении (л.д. 107).

Министерством социальной защиты населения Тверской области было отказано в удовлетворении ходатайства Администрации городского поселения город Лихославль Тверской области о включении Голубевой Г.С. в сводный список граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», поскольку Голубева Г.С. не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (л.д. 108, 109, 110-116).

Решением Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года, за ФИО6, как бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, признано право на получение единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. В удовлетворении исковых требований к Министерству социальной защиты населения Тверской области о предоставлении Голубевой Г.С. мер социальной поддержки отказано, поскольку Министерство являлось не надлежащим ответчиком по требованию прокурора, ведение льготного реестра граждан, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты относится к компетенции органа социальной защиты по месту проживания лица (л.д. 6-8, 99-101).

Вместе с тем, обратившись ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в ТОСЗН Лихославльского района (л.д.48, 50), Голубева Г.С. до настоящего времени не включена в реестр граждан на получение субсидии или единовременной выплаты на строительство или приобретение жилья. Данное обстоятельство подтверждается как пояснениями сторон, так и письменными доказательствами по делу: сообщениями ТОСЗН Лихославльского района в адрес Голубевой Г.С. от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9, 47, 49), сообщением прокуратуры Лихославльского района о внесении представления в ТОСЗН с требованием устранения выявленных нарушений (л.д. 61-63, 73), ответом о результатах рассмотрения представления прокурора ТОСЗН Лихославльского района (л.д. 81).

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвовали те же лица.

В соответствии со ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Реализовать признанное судом право на предоставление мер социальной поддержки в виде получения единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, Голубева Г.С. могла только путем включения её территориальным отделом социальной защиты населения Лихославльского района Тверской области в соответствующий реестр и последующим предоставлением ей данной субсидии или единовременной выплаты.

Таким образом, решение Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании за Голубевой Г.С. права на получение единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, вступившее в законную силу, подлежало безусловному исполнению и являлось самостоятельным основанием как для включения истицы в реестр, так и для предоставления соответствующих мер социальной поддержки.

В связи с изложенным, ссылка ответчика о том, что не конкретизирован порядок исполнения решения Московского районного суда города Твери, не состоятелен и не основан на законе.

Доводы ТОСЗН Лихославльского района Тверской области о том, что бывшие узники концлагерей не подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку закон не приравнивает их к участникам Великой Отечественной войны, отклоняются судом, поскольку противоречат положениям п. 8 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ от22.08.2004года.

Поскольку решением Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Голубевой Г.С., как бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признано право на получение меры социальной поддержки, установленные для участников Великой Отечественной войны, а именно, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, отказ ТОСЗН Лихославльского района Тверской области о включении Голубевой Г.С. в реестр граждан, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, не основан на законе, в связи с чем нарушает права истицы.

Основания для прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 220 ГПК РФ, вопреки доводам Министерства социальной защиты населения Тверской области, отсутствуют, поскольку требования о признании незаконным отказа ТОСЗН Лихославльского района включить Голубеву Г.С. в реестр лиц на получение субсидии на строительство или приобретение жилья по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Московским районным судом не разрешались, а отказ Министерства социальной защиты населения о предоставлении Голубевой Г.С. мер социальной поддержки по обеспечению жильем был признан судом законным по основаниям, что правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия лиц на соответствующий учет, наделены органы социальной защиты населения по месту жительства заявителя.

В связи с изложенным, исходя из приведённых положений законодательства, суд полагает необходимым возложить на ТОСЗН Лихославльского района Тверской области обязанность включить Голубеву Г.С. в федеральный реестр граждан, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, как бывшего узника концлагеря, тем самым удовлетворив исковые требования в полном объеме к ТОСЗН Лихославльского района.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Голубевой Г.С. к ТОСЗН Лихославльского района удовлетворить.

Возложить на Территориальный отдел социальной защиты населения Лихославльского района Тверской области обязанность включить Голубеву Г.С., как бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны, - в федеральный реестр граждан, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, признав незаконным отказ включить в федеральный реестр граждан, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение 1 месяца.

Председательствующий судья: О. А. Волошкин

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23.08.2013 года г.Лихославль

Лихославльский районный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Волошкина О. А.,

при секретаре Мухиной А. В.,

с участием истицы Голубевой Г.С.,

представителя ответчика – начальника Территориального отдела социальной защиты населения Лихославльского района Пановой О.Ю.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации городского поселения гор. Лихославль Лихославльского района Миткеевой О.А.,

помощника прокурора Лихославльского района Соловьевой Е.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Лихославль Тверской области материалы гражданского дела № 2-279/2013 поисковому заявлению Голубевой Г.С.

УСТАНОВИЛ:

Голубева Г.С. обратилась в суд с иском о признании незаконным отказа ТОСЗН Лихославльского района Тверской области включить ее в федеральный реестр на получении субсидии на приобретение жилого помещения и о возложении обязанности включить в федеральный реестр на получение субсидии на приобретение жилого помещения.

В обоснование исковых требований указала, что решением Московского районного суда города Твери от ДД.ММ.ГГГГ за ней, как бывшим несовершеннолетним узником фашистского концлагеря, признано право на получение единовременной социальной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О ветеранах». Она обратилась в ТОСЗН Лихославльского района с заявлением о принятии её на учёт и включении в федеральный реестр граждан, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, где получила отказ. Просит суд обязать ТОСЗН Лихославльского района включить её в федеральный реестр граждан, претендующих на получение субсидии на строительство или приобретение жилья.

Истица Голубева Г.С. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ТОСЗН Лихославльского района Панова О.Ю. в судебном заседании исковые требования Голубевой Г.С. не признала по основаниям, изложенным в отзыве, пояснила, что в ТОСЗН ведется список нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые получают субсидию на эти цели. Голубева Г.С. не может быть включена в реестр граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента от 07.05.2008 года № 714, поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей не приравнены в полном объеме к участникам Великой Отечественной войны, средства на обеспечение жильем данной категории граждан за счет федерального бюджета законом не предусмотрены. В решении Московского районного суда города Твери не определен порядок его исполнения.

Согласно представленным возражениям ТОСЗН Лихославльского района на исковое заявление Голубевой Г.С. (л.д. 23) законодатель в соответствии с Федеральным законом от12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента Российской Федерации от07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», наделяя бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в случае принятия их на соответствующий учет, не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, не приравнивает их к таковым в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, представил отзыв на исковое заявление Голубевой Г.С. (л.д. 64, 71), согласно которому в соответствии с ч. 2 ст. 209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения Московского районного суда города Твери от 24.12.2012года истица Голубева Г.С. не может вновь заявлять в суде те же исковые требования и на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения. В связи с указанным производство по данным требованиям ГолубевойГ.С. подлежит прекращению.

Определением Лихославльского районного суда от 23.08.2013 года в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу отказано.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации городского поселения город Лихославль Тверской области Миткеева О.А. в судебном заседании считала исковые требования ГолубевойГ.С. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Тверской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 96) и отзыв на исковое заявление Голубевой Г.С. (л.д.58), согласно которому Министерство социальной защиты населения Тверской области в соответствии с положениями Законов Тверской области об областном бюджете Тверской области на 2011-2013годы является главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования в соответствии со ст. 125 п. 3, ст. 1069, ст.1071ГКРФ, пп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса России и Закона Тверской области от 18.01.2006 года № 13-ЗО выступает в качестве надлежащего ответчика, а также представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Помощник прокурора Лихославльского района Соловьева Е.Ю. дала заключение об обоснованности исковых требований Голубевой Г.С. и необходимости их удовлетворения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора Лихославльского района, исследовав представленные доказательства, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий указанные в статье49 ЖК РФ категории граждан, к которым относятся малоимущие; иные определенные федеральным законом, Указом президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно п. 8 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившего в силу с 01.01.2005 года, установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В то же время, еще до принятия Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, Президентом Российской Федерации 15.10.1992 года был издан Указ № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», которым постановлено предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Указанные льготы предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Согласно Разъяснениям Минтруда Российской Федерации от 07.07.1999 года № 4
«О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 07.07.1999 года № 20при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15.10.1992 года № 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.

В соответствии с п.п.3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14,16 и 21 настоящего закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и полномочиями по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,15, 17-19 и 21 настоящего федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Во исполнение положений ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Постановлением Администрации Тверской области от 14.11.2006 г. № 275-па «О порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области» предусмотрено предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», за счет средств федерального бюджета в форме субсидии на строительство или приобретение жилого помещения или в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (по заявлению). Предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», в статье 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», за счет средств федерального бюджета в форме субсидии на строительство или приобретение жилого помещения.

Территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области определены исполнительными органами государственной власти Тверской области, уполномоченными осуществлять работу по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета на территории Тверской области.

Судом установлено, чтоГолубева Г.С. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные для данной категории лиц, что подтверждено соответствующим удостоверением (л.д. 5) и не оспаривается сторонами.

Как следует из пояснений истицы, из сведений из ЕГРП (л.д. 90, 120, 121), Голубева Г.С. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, по адресу: <адрес>, принадлежащем с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности ФИО10

Решением жилищной комиссией администрации городского поселения г. Лихославль ДД.ММ.ГГГГ семья Голубевой Г.С. в составе <данные изъяты> была поставлена на общую очередь на получение жилищной площади (л.д. 105).

Решением Совета депутатов городского поселения город Лихославль от 28.06.2006 года №39 установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, размер учетной нормы площади жилого помещения, приходящегося на каждого нанимателя (собственника) жилого помещения и дающей право принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, составляет для отдельных квартир 9 кв.м. общей площади жилого помещения (л.д. 117-118).

ДД.ММ.ГГГГ Голубева Г.С. по решению жилищной комиссии администрации города Лихославль поставлена на льготную очередь, как бывший несовершеннолетний узник концлагеря (л.д. 106). Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден её статус как нуждающейся в жилом помещении (л.д. 107).

Министерством социальной защиты населения Тверской области было отказано в удовлетворении ходатайства Администрации городского поселения город Лихославль Тверской области о включении Голубевой Г.С. в сводный список граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», поскольку Голубева Г.С. не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (л.д. 108, 109, 110-116).

Решением Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года, за ФИО6, как бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, признано право на получение единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. В удовлетворении исковых требований к Министерству социальной защиты населения Тверской области о предоставлении Голубевой Г.С. мер социальной поддержки отказано, поскольку Министерство являлось не надлежащим ответчиком по требованию прокурора, ведение льготного реестра граждан, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты относится к компетенции органа социальной защиты по месту проживания лица (л.д. 6-8, 99-101).

Вместе с тем, обратившись ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в ТОСЗН Лихославльского района (л.д.48, 50), Голубева Г.С. до настоящего времени не включена в реестр граждан на получение субсидии или единовременной выплаты на строительство или приобретение жилья. Данное обстоятельство подтверждается как пояснениями сторон, так и письменными доказательствами по делу: сообщениями ТОСЗН Лихославльского района в адрес Голубевой Г.С. от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9, 47, 49), сообщением прокуратуры Лихославльского района о внесении представления в ТОСЗН с требованием устранения выявленных нарушений (л.д. 61-63, 73), ответом о результатах рассмотрения представления прокурора ТОСЗН Лихославльского района (л.д. 81).

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвовали те же лица.

В соответствии со ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Реализовать признанное судом право на предоставление мер социальной поддержки в виде получения единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, Голубева Г.С. могла только путем включения её территориальным отделом социальной защиты населения Лихославльского района Тверской области в соответствующий реестр и последующим предоставлением ей данной субсидии или единовременной выплаты.

Таким образом, решение Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании за Голубевой Г.С. права на получение единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, вступившее в законную силу, подлежало безусловному исполнению и являлось самостоятельным основанием как для включения истицы в реестр, так и для предоставления соответствующих мер социальной поддержки.

В связи с изложенным, ссылка ответчика о том, что не конкретизирован порядок исполнения решения Московского районного суда города Твери, не состоятелен и не основан на законе.

Доводы ТОСЗН Лихославльского района Тверской области о том, что бывшие узники концлагерей не подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку закон не приравнивает их к участникам Великой Отечественной войны, отклоняются судом, поскольку противоречат положениям п. 8 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ от22.08.2004года.

Поскольку решением Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Голубевой Г.С., как бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признано право на получение меры социальной поддержки, установленные для участников Великой Отечественной войны, а именно, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, отказ ТОСЗН Лихославльского района Тверской области о включении Голубевой Г.С. в реестр граждан, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, не основан на законе, в связи с чем нарушает права истицы.

Основания для прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 220 ГПК РФ, вопреки доводам Министерства социальной защиты населения Тверской области, отсутствуют, поскольку требования о признании незаконным отказа ТОСЗН Лихославльского района включить Голубеву Г.С. в реестр лиц на получение субсидии на строительство или приобретение жилья по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Московским районным судом не разрешались, а отказ Министерства социальной защиты населения о предоставлении Голубевой Г.С. мер социальной поддержки по обеспечению жильем был признан судом законным по основаниям, что правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия лиц на соответствующий учет, наделены органы социальной защиты населения по месту жительства заявителя.

В связи с изложенным, исходя из приведённых положений законодательства, суд полагает необходимым возложить на ТОСЗН Лихославльского района Тверской области обязанность включить Голубеву Г.С. в федеральный реестр граждан, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, как бывшего узника концлагеря, тем самым удовлетворив исковые требования в полном объеме к ТОСЗН Лихославльского района.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Голубевой Г.С. к ТОСЗН Лихославльского района удовлетворить.

Возложить на Территориальный отдел социальной защиты населения Лихославльского района Тверской области обязанность включить Голубеву Г.С., как бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны, - в федеральный реестр граждан, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, признав незаконным отказ включить в федеральный реестр граждан, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение 1 месяца.

Председательствующий судья: О. А. Волошкин

1версия для печати

2-279/2013 ~ М-236/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Голубева Галина Степановна
Ответчики
Министерство Социальной защиты населения Тверской обл.
ТОСЗН Лихославльского района
Другие
Министерство финансов Тверской обл.
Администрация г. Лихославль
Суд
Лихославльский районный суд Тверской области
Судья
Волошкин О.А.
Дело на сайте суда
lihoslavlsky--twr.sudrf.ru
14.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2013Передача материалов судье
16.05.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.06.2013Предварительное судебное заседание
10.06.2013Предварительное судебное заседание
26.06.2013Судебное заседание
30.07.2013Судебное заседание
13.08.2013Судебное заседание
23.08.2013Судебное заседание
28.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2014Дело оформлено
31.01.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее