Дело № 12/1-2/2022, 12/1-4/2022
59RS0005-01-2021-007317-59
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 12 января 2022 года
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Булдакова А. В.,
при секретаре Сарухановой М.К.,
с участием защитника Толмачева А. П.,
помощника Пермской природоохранной межрайонной прокуратуры Калдани Д. А.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу Толмачевой Людмилы Александровны и протест прокурора Пермской Природоохранной межрайонной прокуратуры на постановление Административной комиссии администрации Мотовилихинского района города Перми от 19.10.2021 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 года №460-ПК в отношении заявителя,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Административной комиссии администрации Мотовилихинского района города Перми № от 19.10.2021 года Толмачева Л. А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 № 460-ПК, а именно в том, что 25.09.2021г. в 14 час. 10 мин. Толмачева Л. А., являясь собственником земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым № допустила складирование мусора на земельном участке, не организовала работы по уборке вышеуказанной территории, чем нарушила п.п. 3.1, 3.9 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277.
За данное правонарушение Толмачева Л. А. подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Толмачева Л. А. обратилась в суд с жалобой, в которой ставит вопрос о его отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, указав, что время совершения административного правонарушения, указанного в протоколе и постановлении не подтверждается материалами дела. Объективная сторона административного правонарушения выражается по ч.1 ст. 6.11 закона № 460-ПК выражается в неисполнении или нарушении сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования. Понятие «складирование мусора» в указанном законе отсутствует. В протоколе, акте и фототаблице отсутствуют достоверные данные (координаты) о том, что «складирование мусора» произведено именно на ее земельном участке.
В протесте прокурор Пермской природоохранной межрайонной прокуратуры просит отменить постановление административной комиссии Мотовилихинского района г. Перми от 19.10.2021г. в связи с отсутствием в действиях Толмачевой Л. А. состава административного правонарушения. В обоснование указал, что Правила благоустройства территории г. Перми не распространяются на содержание земельных участков, находящихся в собственности физических и юридических лиц, и не относятся к нормативным правовым актам, направленным на реализацию полномочий по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Также ни в протоколе от 08.10.2021, ни в постановлении административной комиссии не указано какой «мусор» обнаружен, его морфологический состав, площадь загрязнения, объем. Отсутствуют достоверные данные (координаты), подтверждающие размещение «мусора» непосредственно на земельном участке, принадлежащем Толмачевой Л. А., учитывая, что площадь земельного участка составляет 254730,48 кв.м.
Толмачева Л. А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Защитник Толмачевой Л. А. – Толмачев А. П. в судебном заседании жалобу Толмачевой Л.А. поддержал, просил удовлетворить по изложенным в ней основаниям, выразил согласие с протестом прокурора
Прокурор в судебном заседании поддержал протест, просил о его удовлетворении по изложенным в нем доводам, также поддержал доводы жалобы Толмачевой Л.А.
Представитель Административной комиссии администрации Мотовилихинского района города Перми в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем указал в представленном отзыве, в котором также указал на законность вынесенного постановления.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, изучив протест, заслушав защитника и прокурора, судья приходит к следующему.
Решением Пермской городской Думы от 15.12.2020г. № 277 утверждены «Правила благоустройства территории города Перми» (далее – Правила благоустройства), которые обязательны для применения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, действуют на всей территории города Перми, а контроль за их исполнением осуществляют уполномоченные органы администрации города Перми.
В соответствии с п. 3.1 вышеуказанных Правил благоустройства, собственник или иной владелец (далее - Владелец) земельного участка, расположенного на территории города Перми, а также организация, обеспечивающая содержание земельного участка, обязаны, если иное не установлено законодательством или договором, за свой счет обеспечить надлежащее содержание территории, объектов и элементов благоустройства, принимать меры по приведению объектов и элементов благоустройства в соответствие требованиям Правил.
Пунктом 3.9 Правил благоустройства установлен запрет на загрязнение территории города мусором, отходами производства и потребления.
Положениями ч. 1 статьи 6.11 Закона Пермского края от 06.04.2015 №460-ПК установлена административная ответственность за неисполнение или нарушение муниципальных нормативных правовых актов, принятых в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных законодательством Российской Федерации, в целях организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 25.09.2021 года в 14 часов 10 минут главным специалистом отдела благоустройства Мотовилихинского района г. Перми была обследована территория земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым №, собственником которого является Толмачева Л.А. В результате обследования на данном земельном участке выявлено складирование мусора, не организованы работы по уборке указанной территории, что является нарушением п.п. 3.1, 3.9 Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 года № 277.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте планового (рейдового) осмотра земельных участков, расположенных в границах Мотовилихинского района г. Перми от 25.09.2021г.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для составления главным специалистом отдела благоустройства администрации Мотовилихинского района г. Перми в отношении Толмачевой Л. А. протокола об административном правонарушении № от 08.10.2021 г. по ч. 1 ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 года №460-ПК и вынесения коллегиальным органом администрации Мотовилихинского района г. Перми обжалуемого постановления.
Признавая Толмачеву Л.А. виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 года №460-ПК коллегиальный орган исходил из того, что в нарушение требований п.п. 3.1 3.9 Правил благоустройства, утв. решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 года № 277, Толмачева Л.А., являясь собственником земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> допустила складирование на нем мусора и не организовала работы по уборке территории на данном земельном участке.
Между тем, с данным выводом коллегиального органа согласиться нельзя, поскольку к данному выводу коллегиальный орган пришел без учета следующих обстоятельств.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Административная ответственность по ч.1 ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 года №460-ПК наступает за неисполнение или нарушение муниципальных нормативных правовых актов, принятых в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных законодательством Российской Федерации, в целях организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования.
Пунктом 36 ч. 1 Градостроительного Кодекса РФ определено, что благоустройство территории это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Статья 45.1 вышеуказанного Федерального Закона № 131-ФЗ посвящена содержанию правил благоустройства территории муниципального образования.
Положениями данной статьи предусмотрено, что указанные правила могут регулировать в том числе вопросы: 1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; 6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; 9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; 11) организации стоков ливневых вод; 12) порядка проведения земляных работ; 13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; 15) праздничного оформления территории муниципального образования; 16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; 17) осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.
Из приведенных федеральных норм прямо следует, что муниципальное образование вправе установить порядок участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев земельных участков в содержании прилегающих территорий, а также порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.
В развитие положений Градостроительного Кодекса РФ, а также в соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом города Перми решением Пермской городской Думы № 277 от 15.12.2020 года утверждены Правила благоустройства территории г. Перми, которые разработаны в целях формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды, обеспечения сохранности созданных элементов благоустройства.
Данные Правила устанавливают общие требования к содержанию территории, объектам и элементам благоустройства…(п. 1, 1.1 Решения № 277 от 15.12.2020 года).
Пунктом 2.1.28 вышеуказанных Правил благоустройства определено, что объект благоустройства это комплекс элементов благоустройства, обеспечивающий единое функциональное назначение территории или ее части, а также объекты транспортной инфраструктуры, в том числе: объекты озеленения общего пользования, пешеходные мостики и (или) лестницы, являющиеся объектами капитального строительства, набережные, пешеходные улицы, детские игровые и детские спортивные площадки, спортивные площадки, места (площадки) для накопления отходов, площадки для выгула и дрессировки животных, автомобильные дороги общего пользования местного значения, площади, парковки (парковочные места), автостоянки; места погребения.
Из смысла вышеуказанных положений действующего федерального законодательства и утвержденных в соответствии с ним Правил благоустройства территории г. Перми следует, что данные Правила благоустройства устанавливают требования, предъявляемые к собственникам и (или) иным законным владельцам земельных участков, к содержанию объектов и элементов благоустройства, а также территорий, относящихся к территориям общего пользования и территориям муниципального образования г. Перми, в целях создания благоприятной городской среды, сохранности вышеуказанных объектов и территорий.
Требования Правил благоустройства территории г. Перми, утв. решением Пермской городской Думы № 277 от 15.12.2020 года, не распространяются на содержание территорий и выполнение мероприятий, направленных на благоустройство частной собственности, то есть на имущество (в частности недвижимое, к которым относится земельный участок), принадлежащее на праве собственности гражданам или юридическим лицам.
Таким образом, поскольку нарушение п.п. 3.1, 3.9 Правил благоустройства территории г. Перми, утв. решением Пермской городской Думы № 277 от 15.12.2020 года, выразившееся в складировании мусора и непринятии мер по организации уборки территории земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым №, вменено собственнику данного земельного участка Толмачевой Л.А. необоснованно, основания для привлечения ее к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных нарушениях в Пермском крае» у коллегиального органа отсутствовали, вывод о налии в действия Толмачевой Л.А. состава указанного правонарушения является необоснованным.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление административной комиссии Мотовилихинского района г. Перми от 19.10.2021 года № 1006 подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» в отношении Толмачевой Л.А. подлежит прекращению, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в ее действиях состава вменяемого административного правонарушения.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решила:
Постановление Административной комиссии Мотовилихинского района города Перми от 19.10.2021 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 года №460-ПК, в отношении Толмачевой Людмилы Александровны отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья: подпись:
Копия верна: Судья:
Секретарь: