Дело № 2а-6513/2019-31
10RS0011-01-2019-007961-69
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 сентября 2019 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Тарабрина Н.Н. при секретаре Чучупаловой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по республике Карелия к Карельской региональной общественной организации «Гильдия машиностроителей Республики Карелия» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Административный иск предъявлен по тем основаниям, что Общественное объединение – Карельская региональная общественная организации «Гильдия машиностроителей Республики Карелия» (далее по тексту Организация) - было зарегистрировано 29.05.2000 Министерством юстиции Республики Карелия. Запись о данном общественном объединении была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 03.02.2002 за основным государственным регистрационным номером № (ведомственный регистрационный номер № от 05.05.2006). В нарушение требований действующего законодательства Организация использует определенное изображение, что является одним из признаков наличия у Организации символики. 12.04.2018 Управление вынесло Организации предупреждение, в соответствии с которым, Организация была обязана устранить выявленное нарушение не позднее 18.07.2018 (исх.№10/03-5206). Нарушение не устранено.
29.03.2019 в Управление поступило сообщение Инспекции ФНС России по г.Петрозаводску от.29.03.2019 № 6.1-14/08200, согласно которому выявлены факты недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации, в связи со смертью Президента Организации Сенченко В.В.. Управление за непредставление измененных сведений и документов 03.04.2019 вынесло предупреждение, в соответствии с которым Организация была обязана устранить выявленное нарушение не позднее 20.05.2019 (исх. №10/03-4210). Нарушение не устранено.
Также Организацией в нарушение требований действующего законодательства в Управление в установленный срок не был представлен отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным - объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме № ОНОООЗ, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», за 2018 год.
За непредставление отчета Управление вынесло Организации предупреждение от 22.05.2019 (исх. 10/03-6887) с указанием устранить выявленное нарушение не позднее 08.07.2019. Нарушения до настоящего времени не устранены. Вынесенные предупреждения Организацией не обжалованы.
Административный истец просит признать общественное объединение – Карельская региональная общественная организация «Гильдия машиностроителей Республики Карелия» - прекратившим свою деятельностью в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Административный истец и административный ответчик, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В нарушение требований ч.2 ст.20 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» в информационном поле печати Карельская региональная общественная организация «Гильдия машиностроителей Республики Карелия» использует определенное изображение, что является одним из признаков наличия у Организации символики. Устав организации не содержит предусмотренного описания используемой символики. 12.04.2018 Управление вынесло Организации предупреждение, в соответствии с которым Организация была обязана устранить выявленное нарушение не позднее 18.07.2018 (исх. № 10/03-5206), и направило его в адрес Организации, указанный в едином государственном реестре юридических лиц: <адрес>, а также в адрес Президента: <адрес>. Согласно сведениям, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, и данным ведомственного реестра Управления Президентом Организации - лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Организации, - является Сенченко Владимир Васильевич. Почтовые отправления адресаты не получили, конверты вернулись по истечении срока хранения в почтовом отделении. Нарушение не устранено.
В силу ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 общественное объединение обязано представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, информировать уполномоченный орган о персональном составе руководящих органов, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
По сообщению поступившему 29.03.2019 в Управление из Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску выявлен факт смерти Президента организации Сенченко В.В., что также подтверждается записью акта о смерти № от 06.06.2018 г. За не предоставление измененных сведений и документов о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации, Управление на основании пункта 5 части 2 ст.28 Закона №82-ФЗ 03.04.2019 вынесло Организации предупреждение, в соответствии с которым Организация была обязана устранить выявленное нарушение не позднее 20.05.2019 (исх. №10/03-4210), и направило его в адрес Организации. Почтовое отправление адресат не получил, конверт вернулся с отметкой почтового отделения «возвращается по истечении срока хранения». Нарушение не устранено.
Как следует из материалов дела, также в нарушение указанных требований некоммерческая организация не представила в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия отчетность по форме № ОН0003 «Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 №170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», за 2018 год. За непредставление отчета по форме № ОН0003 за 2018 год некоммерческой организации было вынесено предупреждение от 22.05.2019, однако почтовые отправления адресат не получил – предупреждения вернулись с почтовой отметкой об истечении срока хранения.
В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые Сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. В соответствии с пунктом 63 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. Таким образом, предупреждения считаются доставленными Организации. Нарушения до настоящего времени не устранены. Вынесенные предупреждения Организацией не обжалованы.
В силу пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно пп. 1 и 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 № 705, принятым во исполнение предписания абзаца второго п. 4.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами.
В силу п. 10 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Оценивая в соответствие с разъяснениями, содержащимися в пп. 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» (далее – постановление № 64) законность и обоснованность каждого из вынесенных в адрес административного ответчика предупреждений, суд приходит к выводу, что для вынесения каждого из них у Управления имелись как фактические, так и правовые основания, а срок для устранения указанных в них нарушений соответствовал сроку, указанному в пп. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, являлся разумным, соответствовал характеру допущенных нарушений, которые могли быть устранены в установленный срок.
С учетом изложенного, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о доказанности факта непредставления административным ответчиком сведений, предусмотренных ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, а именно: непредставление отчета, установленного п. 3 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях или заявления, подтверждающего его соответствие пункту 3.1 указанной статьи в 2018 году, и не предоставление измененных сведений организации о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, предусмотренные пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Также имеет место нарушение ст.20 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», что выражается в использовании в информационном поле печати Карельской региональной общественной организации «Гильдия машиностроителей Республики Карелия» символики, не предусмотренной уставом Организации.
В соответствии с п.3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу. Некоммерческой организацией нарушения действующего законодательства до настоящего времени не устранены.
Таким образом, суд находит обоснованными требования административного истца о ликвидации некоммерческой организации, учитывая и то обстоятельство, что допущенные нарушения существенны, исключают возможность контроля за деятельностью административного ответчика, не могут быть устранены в ином порядке.
Одновременно суд принимает во внимание, что в силу п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Таким образом, учитывая неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», является основанием для обращения органа, принявшего решение о его государственной регистрации, в суд с иском о ликвидации некоммерческой организации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 262-265 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать Карельскую региональную общественную организацию «Гильдия машиностроителей Республики Карелия» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца.
Судья Н.Н. Тарабрина
Решение в окончательной форме принято 05.09.2019 года